Как выглядит ангел? Что мы знаем и чего не знаем об ангелах Как выглядит ангел с тылу
Как выглядят ангелы? И являются ли ангелы мужчинами или женщинами?
Многие люди хотели бы знать как выглядит их ангел. Иногда можно услышать или прочитать описания чьих-то «видений» ангелов. Но могут ли люди на самом деле вокруг человека? Ни Библия, ни христианская вера ничего не говорит об этом. Было бы интересно поговорить хотя бы с тремя людьми, которые утверждают, что способны видеть ангелов, записать их описания, а затем сравнить их. Я даже не сомневаюсь, они будут описывать трех совсем разных существ.
Почему? Потому что в их естественной форме ангелы являются духовными существами, а наши физические глаза не могут видеть дух. Не имеет смысла и утверждение о том, что ангел (или два ангела, как говорят некоторые) всегда стоят прямо за нашим плечом. Из Библии мы знаем, что ангелы могут двигаться с огромной скоростью, поэтому ангелы-хранители могут сохранить свой надзор и попечение, даже если они находятся довольно далеко.
У ангелов есть возможность принимать временно форму, которую могут видеть люди. Если есть основания для этого, то такое случается. Чаще всего и в Библии и в жизни ангелы появляются в человеческом облике и выглядят как люди, ничем не отличаясь от других. Помните, какими видел их Авраам? Да и в Послании к евреям 13:02 говорится: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Эти слова предполагают, что вполне возможно, что мы сталкивались с ангелами, но не сознавали их сверхъестественной природы.
Быть незаметными - часть служения ангелов.
Чаще всего, выполняя свою работу, ангелы остаются невидимыми. Думаю, что когда мы окажемся «там», мы будем просто поражены тем, как часто ангелы присутствовали в нашей жизни и какое активное участие в ней принимали! Хотя мы даже и не подозревали об их деятельности...
Конечно, есть и исключения. И в библейские времена, и в сегодняшней жизни, ангелы могут появляться во всем своем удивительном и потрясающем блеске. Это может быть воин, чрезвычайно высокий и мощный - очень красивое существо с крыльями или без них. Иногда появление ангела описывается как пылающий огонь. Многие говорят, что они видели его в виде света: порой появляется слабое свечение, которое растет, пока комната вся не наполнится сиянием. В каких-то случаях это выглядит как практически неразличимая фигура, которая купается в свете. Некоторые могут только описать то, во что ангел был одет, потому что лицо его было залито таким ярким светом, что увидеть его было невозможно. По мнению многих, свет всегда чистый и белый, ярче любой белизны, а есть и такие, кто описывает свет разных цветов.
Есть люди, которые были у постели умирающего любимого человека и рассказывали о том, что в последние минуты его жизни в комнате появлялся свет. Свет, казалось, плавно поднимался, как будто сопровождал невидимый дух умирающего человека.
Так как же выглядят ангелы? Они невидимые духи, которые могут принимать человеческий облик только в определенных обстоятельствах, как временное удобство ради нужд человека.
Кто они, эти ангелы - мужчины или женщины?
Такой вопрос чаще всего задают дети. На многих картинах, особенно на рождественских открытках, мы видим ангелов, которые выглядят как женщины с длинными светлыми волосами, одетые в белый хитон и с изящными крыльями.
Но являются ли ангелы женщинами? Нет. Они не являются ни мужчинами, ни женщинами. Они не имеют пола, насколько это нам может быть известно. Они не вступают в брак и не имеют детей (Мф. 22:28-30), они бесполые существа, по крайней мере в обычном смысле этого слова. Вполне возможно, что небесные существа и имеют пол, но тогда таким образом, что нам это неизвестно. Такое предположение сделал К. С. Льюис, когда описывал свою вымышленную Переландру.
Если спросить, какие имена ангелов вы знаете, то большинство обычно быстро ответит - Гавриил и Михаил. Последует пауза, прежде чем кто-то вспомнит имя Люцифера, падшего ангела. Только эти три имени названы в Библии. Апокрифы добавляют Рафаила и Уриила, которые также упоминаются в , каббалистических и некоторых других христианских традициях. Каббала включает в себя очень много имен ангелов, оканчивающихся на «эль», от еврейского корня, означающего «Бог». Все эти имена являются мужскими.
Можно только представить себе ангелов, которые посмеиваются над нашими спекуляциями на эту тему. Исходя из того, что ангелов многие миллионы, а мы знаем имена лишь нескольких из них, то мы, конечно, не можем делать какие-либо выводы о гендерной принадлежности на основании их имен. Мы ограничены в нашем человеческом словарном запасе. Вполне возможно, что у бесчисленного множества ангелов есть самые прекрасные имена, которых мы никогда не слышали здесь, на земле. Их имена будут поистине ангельскими, но никогда мужскими или женскими.
Очень многих интересует сколько их может быть у человека, ведь разные авторы называют разные цифры?
Я могу дать точный и компетентный ответ — не больше одного! Это абсолютно надежная информация, многократно проверенная и перепроверенная.
Почему же тогда в разных книгах встречаются самые всевозможные варианты количества Ангелов у человека — и два, и три и десятки…. Путаница происходит потому, что многие авторы, будучи не в состоянии воочию увидеть Ангела-Хранителя и точно его идентифицировать, путают его с другими энергоинформационными субстанциями. Некоторые к тому же слишком доверяют информации, полученной от не очень надежных источников.
В качестве примера такой путаницы мнений приведу встречавшееся мне в литературе утверждение о том, что «все на Земле имеет своего Ангела-Хранителя»: «Абсолютно все: и любая травинка, и леса, и горы, и стихии, и ветер, и даже браки, клятвы и т.д. и т.п.» Автор явно смешивал Ангела-Хранителя с Эгрегорами и проч. Но дело в том, что человек – это уникальное создание. Он создан Богом «по своему образу и подобию». Соответственно, и защищает его уникальное создание — Ангел-Хранитель. Как можно сравнивать его, оберегающего самого Человека, с чем-то, ведающим, например, камушками?!
Чтобы не допускать путаницы, определим следующее:
Ангел-Хранитель — энергоинформационная субстанция, обычно приходящая к человеку вскоре после его рождения. Выполняет функции защиты, помощи, а также отслеживания исполнения вариантов Программы Судьбы конкретного человека.
Еще раз повторюсь – Ангел Хранитель у каждого только один. И это прекрасно! Ведь тогда человек может обращаться именно к нему – единственному, выбрать для него чудесное имя, мысленно беседовать с ним, просить о помощи, о совете…
Я задавала Высшим много вопросов. Однажды захотела узнать их мнение относительно фразы, прочитанной в одной из книг:
Вопрос: Верно ли утверждение: «Лес, горы, ручьи, браки, дружба, праздники, торжества, клятвы – имеют своего Ангела-Хранителя»?
Ответ: Ты еще скажи, что трусы, ботинки, шнурки тоже имеют.
Как видите, в ответ на такие глупости Высшие даже позволили себе пошутить.
А если серьезно, то общение с Ангелами и с Высшими приводили к одному и тому же выводу: название «Ангел-Хранитель» допустимо применять только к той Силе, которая исполняет функции защиты именно Человека. Все остальные функции – гораздо ниже по уровню, и сами Высшие термин «Ангелы» к ним не применяют.
Мне доводилось встретить в литературе утверждение о существовании неких «Ангелов-исполнителей, отвечающих за важнейшие стихии на Земле». Захотелось узнать мнение Высших и по этому поводу:
Вопрос: Верно ли утверждение: «Ангелы-исполнители отвечают за важнейшие стихии на Земле»?
Ответ: Ангелы защищают человека, а за стихии отвечают не они!
Итак, для Высших слово «Ангел» эквивалентно понятию «Ангел-Хранитель».
Когда к человеку приходит Ангел-Хранитель
В Пространстве Ангелов-Хранителей я выяснила, что существуют некоторые общие правила по времени прихода Ангелов. Если у матери свой Ангел в нормальном состоянии, сама она не имеет больших проблем по здоровью, хочет и любит ребенка, то Ангел-Хранитель к малышу приходит вскоре после его рождения. До этого сильный Ангел мамы будет защищать их обоих. Если же будущая мама не хочет ребенка или у нее самой серьезные проблемы, то Ангел к человечку приходит еще во время беременности.
Бывают ситуации, когда по Программе Судьбы мать должна умереть при родах, и поэтому у нее вместо Ангела-Хранителя уже стоит Ангел Смерти. Тогда Ангел-Хранитель приходит еще до зачатия и защищает младенца с самого первого момента.
Иногда после прихода к женщине Ангела Смерти ее собственный Ангел-Хранитель может не возвращаться в свое пространство, а становится Ангелом для ребенка.
Конечно, это не все возможные варианты, но общая идея понятна, – Ангел приходит в тот момент, когда именно его помощь становится необходима.
Как выглядит Ангел-Хранитель
Конечно же, у АХ нет тел и имен, потому что они – энергоинформационные структуры. И крылышек беленьких у них нет, как ни прискорбно. Тем не менее, они реально существуют.
Переместившись в параллельное измерение, я вывожу Ангела-Хранителя из тела человека, усаживаю его в кресло напротив и разговариваю, как с обычным собеседником. Все просто! Но просто на словах. При наличии неких способностей вполне можно научиться выходить из своего тела, но только Дар позволяет получить доступ к Силам. И как вы сами прекрасно понимаете, это гарантирует максимальную надежность получаемой информации, чего нельзя сказать о многих книгах, касающихся данной темы.
Чаще всего Ангел предстает в человеческом образе, хотя бывают и другие варианты, например, в виде некоего облака, сгустка энергии и т.п. Обычно у женщин Ангел предстает в виде женщины, а у мужчин – мужчины. Конечно же, Ангелы какой-то конкретной, видимой формы, не могут иметь. Но раз общепринятое представление о них существует, то я ожидала впервые увидеть его скорее как ангелочка с крылышками, а уж никак не в человеческом облике. Вскоре убедилась сама, что образ человека информативнее. Оказалось, что даже его внешний вид может дать некоторое представление о наличии проблем. Например, Ангел может быть полным сил, или наоборот, совсем измотанным, обессиленным. При этом внешний вид свидетельствует о состоянии и силе именно самого АХ, а не защищаемого им человека.
В традиционном понимании, ангелы являются вестниками от Бога. В Библии они появляются во многих местах, например, приносят весть о рождении Христа и даже присутствуют при распятии. В других религиях они также присутствуют, например, в египетских фресках они похожи на животных или людей с крыльями. Египетские фараоны исписаны ими были задолго до рождения Христа.
В древнем Риме и Греции тоже присутствовали ангелы, как правило, в виде различных божеств. В наше время появляются различные секты и религии, которые поклоняются ангелам. Есть немало людей, утверждающих, что слышали голоса ангелов, которые помогли им, например, предотвратить ДТП и другие неприятности. Многие ясновидящие и экстрасенсы утверждают, что получают помощь от ангелов в виде различных знаков, тем самым решая проблемы клиента.
Время от времени фотографы запечатлеют ангелов в виде облаков.
Откуда произошло это слово?
На древнееврейском языке ангел переводится как «маллах», что также означат «вестник». Многие слова, относящиеся к религии, имеют корень «маллах», например, пророка в Ветхом Завете зовут Маллахия (Мой Вестник), на греческом языке его имя звучи как «Ангелос», а на латыни «Ангелус». Видимо, в современном языке, далеко не только в русском, корень взят из греческого или латинского языков. Поэтому точный смысл этого слова, следует понимать, как «посланник» или «вестник».
О посланниках
Одним из известных посланников является, пожалуй, ангел Гавриил. Именно он сообщил Деве Марии, что у неё будет Сын Божий. Он же явился ей за три дня до кончины, что закончится её земная жизнь. Имя Гавриил означает «Сила Божия».
В мусульманской религии есть похожий ангел, возможно, один и тот же, со звучным именем – Джабриил. Он явился к пророку Мухаммеду во время медитации и продиктовал священную для мусульман книгу «Коран» (аналог православной Библии).
Иерархия ангелов
Во многих религиях существует небесная иерархия. Например, сирийский монах Псевдо-Дионисий Ареопагит (не является Священным Писанием), живший в V–VI веках разделил ангелов на девять чинов, которые поделены на три чина:
- серафимы, херувимы (поклоняются Богу), престолы (несут справедливость);
- господства (дают указания и распределяют обязанности среди других ангелов), силы, власти (защищают от зла);
- начала (заботятся о благополучии), архангелы, ангелы (служат вестниками между людьми и небесами).
Однако стоит учитывать, что нет никаких упоминаний об иерархии ангелов в официальных Священных Писаниях, в них указывается только результат работы.
Как выглядят ангелы?
В священных книгах нет прямого упоминания того, как выглядят ангелы. Образ человека с крыльями был создан художниками на протяжении многих веков.
Древнееврейская Библия упоминает ангелов в виде мужчин, время от времени появляющихся на земле. Упоминаний наличий у них крыльев нигде нет. Примерно с IV века их образ начинает походить на сегодняшний – у ангелов появились крылья. Это совпало с принятием Древним Римом христианства. Поэтому ангелы стали выглядеть как древнеримские божества.
Сначала пол ангела оставался мужским, только фигура приобретала более «красивые» очертания, женское одеяние и крылья.
Затем стали появляться женские и даже детские образы. У женских образов, как правило, отсутствует грудь.
В г. Гейтсхед (северо-восток Англии) стоит 20-метровая скульптура «Ангел Севера». Она весит больше, чем Статуя Свободы – 208 тонн, а размах крыла достигает 54 м. Так меняются традиционные образы ангела. Не исключено, что через несколько веков образ ангела может быть именно такой.
Херувимы имеют романтический образ и представляют собой младенцев с крыльями, активно используются на различных открытках – новогодних, День святого Валентина и т. д. В Священном Писании сказано, что именно они охраняли врата Эдема, после того, как были изгнаны Адам и Ева.
На самом деле в классическом представлении херувимы выглядят так.
У них от 1 до 3 пар крыльев. Просто со временем художники приукрасили этот образ, и он стал именно таким.
Самым известным представителем таких ангелов является Купидон. Он носит с собой смертельное оружие (лук и стрелы), которыми может легко пронзить сердце. При этом он почти всегда улыбается и производит впечатление доброжелательного ангела. В древние времена, когда художники создавали образ ангела, умирало много младенцев, поэтому, возможно, люди верили, что после смерти они превращались в ангелов, хотя церковь считала такое мнение ересью.
Есть ли крылья у ангелов?
Во всех древних рисунках, например, в римских катакомбах, которые нарисованы примерно во II веке н. э., отсутствуют крылья. Впервые крылья стали изображаться в V веке. Поэтому скорее всего, крылья придуманы художниками, чтобы можно было отличить ангела от обычного человека.
Однако не исключено, что образ с крыльями был взят из Римской или Египетской мифологий, т. к. многие божества имели крылья.
Откуда у ангелов нимбы?
Нимб – сияние в виде круга над головой святого. Как и крылья, они придуманы художниками для того, чтобы можно было отличить святого от обычного человека.
Музыка и ангелы
Часто ангелы изображаются с каким-либо музыкальным инструментом – арфой, барабаном, сакбутом, скрипкой, лютней, флейтой, тамбурином и т. д. Все эти инструменты были популярны в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.), поэтому, возможно, они были пририсованы ангелам для идеализации образа. Однако в Библии говорится, что перед днём Страшного суда архангел Гавриил известит трагическим трубным гласом. Поэтому инструменты у ангелов могут присутствовать неслучайно.
Роль ангелов
Евреи утверждают, что у человека есть два ангела: хороший и плохой. Хороший – Ангел-Хранитель, плохой – Ангел-Искуситель. В Средние века подобные идеи перекочевали в христианство. В наши дни католики молятся именно своему Ангелу-Хранителю.
В августе 1914 г. у бельгийского г. Монс столкнулись британская и немецкая армии. Победили британцы, хотя значительное численное превосходство войск было на стороне немецкой армии. Участники этого события сообщили о внеземном вмешательстве – они увидели своих ангелов. Позже это стало известно всем из британской прессы.
Говорят, что на поле боя был архангел Михаил (имя переводится как «кто как не Бог») – Ангел-Полководец в битвах между добром и злом. В 1950-х годах Папа Римский признал его покровителем полицейских.
Существуют ангелы ада – падшие ангелы. Классический пример действия этих ангелов – Люцифер, будучи обычным ангелом, испытывал ревность к Адаму, поэтому устроил провокацию. В Библии возглавляет падших ангелов – дьявол, а в Коране – шайтан.
Интересует решение вашей проблемы? Спросите совета у экспертов на нашем бесплатном сервисеВ Библии ангелы упоминаются много раз. Они всегда присутствуют при важнейших, эпических событиях. Также ангелы веками занимали видное место в искусстве: от милых херувимов на картинах эпохи Возрождения до крылатых плачущих ангелов на надгробьях.Большая часть наших представлений о том, кто есть ангелы и как они выглядят, ошибочна - по крайней мере, если брать за основу Библию, а не искусство, привнесшее в образ много новых черт.
Все мы слышали истории о людях, спасённых таинственным незнакомцем. Или слова людей, уверенных, что о них заботится некое сверхъестественное существо. Отрадно думать, что кто-то неизмеримо умнее и лучше нас знает, как направить человека по верному пути и уберечь от всех бед. Но в Библии нет ничего о том, что к каждому человеку приставлен собственный ангел-хранитель.
В нескольких отрывках действительно говорится об ангелах-опекунах. Например, Евангелие от Матфея, глава 18:10:
«Не презирайте ни одного из малых сих. Ибо, говорю вам, что Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца моего Небесного».
Отрывок часто трактуют как указание на ангелов, которые наблюдают за детьми или за всеми верными христианами в мире, но нет ни слова о том, что у каждого есть свой «личный» ангел.
Идея о личных ангелах-хранителях появилась относительно недавно. Она - продукт медленной эволюции истории. В средние века было много рассказов о святых, встретившихся с ангелами, и ангелы их якобы защитили. Постепенно они превратились в истории, где ангелы приходили на помощь человеку в обычной жизни - об этом говорили в 18-м и 19-м веках. И к 20-му веку люди уже верили в ангела-хранителя, который стоит за плечом у каждого человека и защищает его от бед.
Все мы знаем, как выглядят херувимы - именно их изображения чаще всего встречаются в искусстве. Это маленькие голенькие дети: очаровательные, пухлые и крылатые. Таких ангелов относительно недавно придумали художники, а настоящие библейские херувимы куда необычнее.
Херувимы - ангелы очень специфические. Бог настолько приблизил их к себе, что они служат непосредственно ему и не бывают посланниками к человечеству. В Ветхом завете они упоминаются довольно часто, и очаровательными их назвать никак нельзя.
Согласно Книге Бытия, двум херувимам было приказано охранять древо жизни. У Иезекииля, в главе 1:5–11, дано их полное описание. Согласно Писанию, херувимы выглядели как люди за некоторыми исключениями. Их ноги заканчивались телячьими копытами. У каждого было по четыре крыла, которые скрывали их человеческие руки, и по четыре лица. Когда они двигались, лица никогда не поворачивались. Спереди лицо было человеческим, справа - морда льва, слева - быка или вола, а сзади - орла.
Каждый херувим горел будто в огне. Далее Иезекииль описывает их как некую живую и разумную Божью колесницу, как силу, подвластную только Богу. В его видении Бог едет в колеснице, где херувимы выступают в качестве колёс. Четыре херувима стоят вместе, олицетворяя силу льва, свободу орла, тяжесть и приземлённость быка и мудрость величайшего божественного творения - человека. Все эти существа - первые в своих сферах. Каждый херувим прикрывает тело одной парой крыльев и простирает другие. Сами крылья покрыты глазами.
Очень далеко от симпатичных голеньких ребятишек, правда?
3. Херувимы совсем не обязательно добрые
На картинах херувимы всегда очаровательны. На их губах играет улыбка, за спиной развеваются крылья. Ещё они, как правило, играют на арфах. Библейские херувимы не такие милашки. Для примера рассмотрим Трон милосердия - крышку Ковчега завета. Мы все её видели - спасибо Индиане Джонсу.
Две фигуры на Троне милосердия - херувимы, чьи лица и тела скрыты двумя парами крыльев. Другие пары херувимы тянут друг к другу. Так они образуют престол, и, в соответствии с Писанием, Трон означает потенциально смертельное присутствие гневного Бога. Каждый год первосвященник проводил церемонию: кропил Трон милосердия кровью жертвенных животных, чтобы умилостивить Бога и отвратить его гнев ещё на один год.
Чтобы без страха приблизиться к Трону милосердия, нужно было провести другой специфический ритуал. Считалось, что любое отклонение от ритуала смертельно для священника, который окажется достаточно глупым, чтобы не относиться к нему с должным почтением. Каждый год херувимы должны были получать кровавую жертву. Церемонии прекратились только после распятия Христа - его жертвы и крови было достаточно, чтобы навсегда удовлетворить херувимов.
В фильмах такое происходит часто, но в Библии нет ни единого свидетельства того, что добрые праведные люди становятся ангелами, когда умирают. Пара отрывков даже указывает на невозможность этого.
И ангелов, и людей создал Бог, но служат они разным целям. В «Послании к Евреям», глава 1:14, ясно говорится, что ангелы созданы, дабы протянуть руку помощи тем, кто верит в Бога. А в Книге Бытия, глава 1:26, написано, что ангелы - духовные существа, способные принимать не только человеческую, но и любую форму по воле Бога.
Книга Петра говорит о том, что ангелы - это бывшие праведники:
«И было явлено им, что они не служат себе самим, но вам, через мудрость, явленную вам через тех, чьими устами говорит Дух Святой, посланный с небес: мудрость, на которую ангелы долго смотрят».
Дух проповедует человечеству, а ангелы хотят, чтобы они могли слышать те же самые откровения. И ангелы эти не были когда-то людьми.
На бесчисленных картинах изображены ангелы-мужчины, появляющиеся перед людьми в библейских сценах, а кладбищенские изваяния у могил часто выполнены в виде скорбящих ангелов-женщин. Но в Библии нет ни слова про женщин-ангелов.
Ангелы не люди, они не подчиняются тем же биологическим ограничениям. Такие вещи, как секс и вопросы пола, ангелам вообще чужды. Но во всей Библии ангелы предстают мужчинами. Даже само греческое слово «angelos» в Новом Завете - слово мужского рода, и формы женского рода у него нет.
Только у двух Господних ангелов есть имена - Михаил и Гавриил, а другие всегда упоминаются как просто «он». Один раз в Библии упоминается крылатое существо женского пола. В Книге Захарии, глава 5:9, такие женщины появляются в череде видений, где есть также летящий свиток. Ничто не говорит о том, что они ангелы.
Сама идея ангела-женщины появилась столетия спустя после Библии. Примерно до четвёртого века не было ни одного художественного представления ангелов (по крайней мере, известного), потому что христианство пыталось дистанцироваться от обычаев поклонения других религий с «образами и идолами». После того, как ангелы появились в искусстве, их, возможно, стали ассоциировать с крылатыми существами из других мифологий - например, с Никой и другими языческими богинями.
Вообразите себе библейского ангела. Скорее всего, у него будут развевающиеся одежды, крылья и нимб. Но в библейских описаниях никогда не упоминалось о том, что у ангелов есть нимбы. Более того, в Библии нимбы не упоминаются вообще. Ближайшим эквивалентом чего-то, хотя бы отдалённо похожего на нимб, ставший «визитной карточкой» религиозного искусства, было упоминание о лучах света, исходивших от нескольких библейских персонажей - Христа и Моисея.
Нимб же впервые появился в искусстве только в четвёртом веке. Изначально он был только на изображениях сидящего на троне Христа. Постепенно нимб стал символом добра, и его стали всегда рисовать с Христом и ангелами. К шестому веку нимб «носили» все, в том числе святые.
Христиане не придумали нимб, а скорее переняли. Идея восходит к древним царям Сирии и Египта, носившим нимбы как венцы, чтобы подчеркнуть свою связь с божествами и окружающее их божественное свечение. В Древнем Риме, например, любили описывать императоров в лучах и коронах. Христианские художники просто заимствовали символ, и он прижился.
Именно о двукрылых ангелах почти никогда не говорится, хотя ангелов часто называют «летящими». По понятным причинам способность летать связывают с наличием крыльев - двух, так нам привычнее. Серафимы, которые занимают одно из высших мест в ангельской иерархии, стоят перед Божьим престолом и в буквальном смысле горят любовью к своему Господу, подавая пример всем остальным. В книге пророка Исайя написано, что у каждого серафима шесть крыльев. Только два крыла нужны для полёта. Ещё два крыла закрывают лицо, а третья пара укрывает ноги. Херувимы же, как правило, описываются как существа с четырьмя крыльями.
В раннем христианском искусстве ангелов почти всегда изображают спускающимися с небес на крыльях. Один из самых ранних примеров - ангелы на римских саркофагах. Так, на саркофаге римского политика Юния Басуса изображена знаменитая библейская сцена: ангел является Аврааму и велит ему принести в жертву сына. В Библии про крылья нет ни слова, а на саркофаге крылья есть. Изображение сделано в 359-м году нашей эры - значит, примерно тогда произошла общая смена представлений о том, как ангелы выглядят. К концу века ангелов без двух крыльев уже не представляли. Более того, они с тех пор прочно ассоциировались с появлением крылатых языческих богов и богинь.
Ангел смерти - величественный образ. Представьте: существо, красивое мрачной потусторонней красотой, чьё единственное предназначение - забирать чужие жизни. Несколько отрывков из Библии, в том числе история Пасхи в Исходе, глава 11:4–5, и Вторая книга Царств, глава 19:35, упоминают об ангелах, забирающих человеческую жизнь. Действительно, в Книге Царств ангел унёс жизни 185 000 ассирийцев. Но в современном представлении ангел смерти и есть сама смерть. В Библии же ангелы, которые отнимают жизни, занимаются не только этим. Они просто выполнили приказание Бога - одно из многих.
Кроме того, еврейские традиции отвергают саму идею ангела смерти. Только Бог, а никак не ангелы, имеет власть над жизнью и смертью. Но в конце концов образ просочился в официальные религиозные каноны, и ангел смерти стал известен под именем Самаэль. Упоминания о нём поначалу довольно несущественны, легко даже забыть, где они появились. В период амораев (220-370-тые годы нашей эры) появились и другие упоминания о Самаэле как ангеле смерти. В оригинальных текстах ангелы превращаются в мстительных и смертоносных посланников неба, а Самаэль надевает мантию ангела смерти.
Вскоре Самаэль перешёл из религиозного канона в фольклор и стал самостоятельным мыслящим существом. Он больше не выполняет Божью волю. Он теперь охотится и отнимает жизни по своей воле. Тело этого Самаэля из народного фольклора сплошь покрыто глазами, чтобы ничто не ускользало от его внимания. В еврейской традиции его иногда связывают с Каином: считается, что именно Самаэль внушил Каину желание убить брата и дал для того силу.
Гавриил появляется в Библии четыре раза. В одном из упоминаний о нём говорится, что он приходит каждое Рождество - вот и секрет его популярности у людей. Именно он явился Марии и рассказал, что она выбрана на роль матери Сына Божия. В другие свои появления он также выступает в качестве посланника. Его определяют как архангела, а не просто рядового старого ангела. Это важно.
Архангелы в небесной иерархии занимают положение выше ангелов, но и над ними стоят другие духовные существа. На самом деле ангельских чинов очень много.
В Библии написано, что ангельская иерархия имеет три уровня - сферы. В каждой сфере ещё по три подгруппы. В первую сферу, которая ближе всех к Богу, входят серафимы (это высший ангельский чин), херувимы и престолы - все неотделимые от слова Божия. Во второй сфере есть господства, которые учат людей владеть чувствами и наставляют земных правителей, власти, творящие чудеса, и силы, защищающие добрых людей от дьявольских соблазнов.
В последней, низшей и самой далёкой от Бога сфере выше всех стоят архонты (они же начала). Архонты управляют другими ангелами рангом ниже. У каждого земного царства есть собственный архонт, отвечающий за правление царей. Он должен следить, чтобы царями и лидерами становились достойные люди, которые правят от имени Бога. Прямо под ними стоят архангелы - божественные посланники. Таков, например, Гавриил. Ещё ниже стоят ангелы, которые чаще являются людям, творят незначительные чудеса и помогают, если нужно.
А ещё ниже в небесной иерархии стоят люди - они от Бога дальше всех. С этой точки зрения Гавриил, один из немногих библейских ангелов, у которого есть имя и который появляется в сценах у яслей младенца Иисуса во всём мире, даже ниже среднего.
Ангелы почти всегда представляются нам добрыми существами - посланниками и слугами Бога. Даже тогда, когда они сеют смерть, они выполняют Божью волю. Но в одной из интерпретаций библейских текстов во всемирном потопе виноваты ангелы (по крайней мере, отчасти). А потоп уничтожил всё человечество кроме Ноя и его семьи.
Согласно Книге Бытия, перед потопом Земля была домом не только для человечества, но и для существ под названием нефилимы (или исполины). Нефилимы были рождены от «сынов Божьих» и «дочерей человеческих». Одна из самых расхожих интерпретаций: «сыны Божьи» были ангелами, пришедшие в земное царство и там оставшихся ради удовольствий, которые они нашли. Послание Иуды, глава 1:6, говорит о нефилимах как о тех, кто покинул своё законное жилище и отправился на Землю, а в Бытие они предстают как потомки человеческих женщин и божественных существ.
Дебаты ведутся среди христиан. В Еврейской теологии всё намного проще. Когда Бог увидел порчу, овладевшую его созданиями, Азаил и Самсавеил добровольно отправились на Землю, чтобы доказать, что люди сами несут ответственность за свою судьбу. На Земле они не только испытали запретные для ангелов земные удовольствия: Самсавеил ещё и нарушил одну из самых священных клятв - открыл истинное имя Бога смертной женщине. Ему не позволили вернуться на небеса, а женщину, Иштар, подняли к небу и оставили среди звёзд. Самсавеил раскаялся в содеянном, но остался между Землёй и небом. В других версиях целых 18 ангелов вступили в связь с женщинами и произвели потомство.
Но в обеих традициях именно мирской грех вынудили Бога уничтожить всё, что он создал, в том числе гигантов-нефилимов - потомков его любимых ангелов.
«Ангелы, строго говоря, неизобразимы, -- говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. -- Язык христианской культуры -- это язык символов. Мы с вами рационально устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее ангелов на иконах изображают. Одних -- как прекрасных юношей, других -- как крылатые, но совсем не человекоподобные существа. Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.
Небесная иерархия
«В начале сотворил Бог небо и землю» -- этими словами начинается Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований, разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, -- поясняет Людмила Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея “Московский Кремль”. -- Это невидимое Небо представляет собою мир бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами. Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они, подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не имея земного материального тела, не подчинены земным законам времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их существования -- любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также нести в наш земной мир волю Всевышнего -- быть вестниками Бога на земле (ангел с греческого так и переводится - “вестник”)».
Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных беседах» говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто большего числа пророк не мог изречь.
Первым, кто предпринял попытку систематически описать ангельскую иерархию, был ученый богослов и философ, живший в V или VI веке, который подписывал свои труды именем св. Дионисия Ареопагита, епископа-мученика I века (по поводу личности этого богослова ученые спорят, но во избежание путаницы его все-таки продолжают называть Дионисием, иногда добавляя приставку «псевдо»). В VII веке его прокомментировал прп. Максим Исповедник, и с тех пор именно на учение Дионисия об ангелах опирались литургические тексты и вся иконография ангелов (иконы святых ангелов упомянуты в тексте догмата иконопочитания, утвержденного на Седьмом Вселенском соборе в Никее в 787 году). В своей книге «О небесной иерархии» Дионисий истолковывает те образы, какими ангелы описаны в Ветхом и Новом Завете. А образы эти весьма различны и ставили в тупик древнего читателя точно так же, как и современного. В самом деле: исполненные очей колеса, огненные престолы, существа с человеческими руками и ногами тельца, как в видении пророка Иезекииля, -- что означают эти попытки «наглядно» описать существа из духовного мира?
Ареопагит отвечает на этот вопрос сразу же: неправильно, «подобно грубым невеждам», воображать, будто на небе находятся «огневидные колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и многое тому подобное». «Все эти оттенки ангельских имен, так сказать, грубы», -- говорит Ареопагит и даже предлагает особый термин: несходные (то есть непохожие) подобия. Все это -- священные поэтические изображения, через которые богословский разум пытается приблизиться к тайне неописуемой слабыми человеческими словами небесной жизни. Дионисий видит тут возвышенный парадокс: мы, может быть, и не стали бы вдумываться в этот предмет, «если бы несообразность изображений, замечаемая в описании Ангелов, не поражала нас» и не побуждала «отвергать все материальные свойства и через видимое благоговейно возноситься к невидимому».
Однако те или иные образы применяются для описания ангелов не случайно. Основываясь на Священном Писании, Дионисий говорит о том, что Небесные Силы образуют стройную иерархию, вся цель которой -- «возможное уподобление Богу и соединение с Ним», где высшие передают отраженную в них, как в зеркале, Божественную красоту и истину низшим и все постоянно стремятся к Богу «сильною и неуклонною любовию». Именно этот свет ангелы несут и людям.
«Сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия -- в точности знает один Бог. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них же самих», -- пишет Дионисий и поясняет, что в Писании для ясности все небесные существа обозначаются девятью именами. Они разделены на три чина, или степени: первую (высшую), среднюю и последнюю (то есть низшую).
Херувимы, Серафимы и Престолы
Высший ангельский чин, ближайший к Богу, -- это Херувимы, Серафимы и Престолы. «Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, -- “обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям знание о Боге, -- объясняет Людмила Щенникова. -- Херувимы охраняют тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к Древу Жизни (Быт. 3, 24)».
Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов постепенно стрелись. Их общие черты - наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев важнее
Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии - Перстолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие. На илл: фрески Феофана Критского, XVI в.
В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он увидел также, что «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и колеса кругом были полны очей» (Иез. 10, 12) Существует версия, что здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их перепутать.
Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон. На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).
Серафим в переводе с еврейского означает «пламенеющий, огненный». Это имя показывает их «горячность и быстроту, пылкую и неуклонную стремительность», а также их способность воспламенять Божественную любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ, окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя -- ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (см. Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на Литургии, причем первое -- в евхаристической молитве, читаемой священником.
Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение. Рассказывает Людмила Щенникова: «В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).
Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия -- Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов стерлись. Их общие черты -- наличие крыльев и предстояние у Божественного Престола -- оказались для иконописцев важнее различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса.(Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция
) Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение -- без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом. Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”, которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных Сил, окружающих Божественный Престол».
В христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей ангельской иерархии -- Престолов. Наименование этих ангелов означает, по словам Дионисия Ареопагита, что «они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной» и «всеми силами неподвижно и твердо» служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и Офанимами (в переводе с еврейского -- «колеса»). «Первоначально огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения Херувима, -- поясняет Людмила Щенникова. -- Но постепенно в иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей иерархии -- Престолов. Огненные языки пламени, исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья -- Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие». Престолы можно увидеть на русских иконах «Спас в силах» XIV века.
Символы четырех Евангелий
Если св. пророк Иезекииль видел одно существо с четырьмя ликами, то в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна Богослова описаны четыре отдельных небесных существа -- это апокалиптические животные. Они были истолкованы как символы четырех Евангелий, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. «Бог открыл Иоанну Небесный мир, -- рассказывает Людмила Щенникова, -- и он увидел стоящий на Небе Престол, на котором возвышался Сидящий (Бог); Престол окружала радуга, и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненные очей спереди и сзади. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (см. Откр. 4, 2-9)».
Подобно библейским Херувимам и Серафимам, они изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных -- Евангелия. Эти изображения получили большое распространение в купольных мозаиках и росписях, в миниатюрах Евангелий.
Первое изображение летящего ангела
Ангелы средней степени -- Господства, Силы и Власти. Согласно Дионисию Ареопагиту, ангельский чин Господств назван так по своему свойству совершенно свободно и неудержимо стремиться к Богу, не прилепляясь ни к чему случайному. Силы -- означают могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях. Власти -- духовное владычество, не самовластное, но как само восходящее к Богу, так и других приводящее к Нему. Но описаний этих ангелов в Библии нет, поэтому художники их и не изображали, объясняет Людмила Щенникова.
В низшую степень входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, по книге Дионисия, это небесные силы, которые сообщают волю Божию Архангелам; Архангелы, в свою очередь, передают ее ангелам; а ангелы -- людям. «Изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, -- говорит Людмила Щенникова, -- потому что они являлись людям в самом понятном образе -- как прекрасные видом светозарные юноши». Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев. По словам искусствоведа прот. Бориса Михайлова, уже во второй половине III -- первой половине V века сформировался образ Ангела, с которым мы имеем дело и по сей день, -- это образ юноши с крыльями в античном одеянии (катакомбы Присциллы, вторая половина III века; катакомбы под Вилла Массимо в Риме, середина IV века, и на Виа Латина, середина IV века). Самое древнее из сохранившихся изображений Ангелов христианского Востока -- мраморный саркофаг конца IV века, найденный на территории современной Турции. Парящие фигуры держат в вытянутых руках монограмму Христа, образующую из греческих букв «йота» и «хи» монограммный «доконстантиновский» крест, обрамленный лавровым венком.
Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира, охраняют души от темных духов. Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила -- старшего над Архангелами. На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае
Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия. Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему. Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.
Ангел -- отсвет лица Божия
Очень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: «Архангел Михаил», и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: «Ангел Господень». В Ветхом Завете Ангел Господень -- это образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)). «Вспомним, что, по Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия есть как бы система отражающих зеркал, передающих друг другу свет от источника всех и вся -- Бога, -- говорит Людмила Щенникова. -- Таким образом, все, что совершает ангел, в конечном счете совершает Бог. На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние. В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Бог” -- это как бы и не имя, а отражение имени Бога. В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ. В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет. Наиболее характерным и распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках. Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора». Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию, -- предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.
Что в руках у ангелов?
Жезл (мерило)
-- символ власти, очень важный атрибут всех ангелов. Он является также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства ангелов
Глобус, или зерцало,
изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, «печать Царя Небесного». На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква «Хи» или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию
Кадила и рипиды
(опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями
Лабарум
со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангела (как на мозаике в церкви св. Аполлинария в Классе, Равенна, VI век) означает, что он наделен высшей властью. На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: «агиос» («свят») или монограмма Христа
Трубы
-- символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.
Орудия Страстей Господних
-- крест, копье, чаша и трость с губкой -- держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода
Покровец
-- небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий
Развернутые свитки
в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.