Особенности развития феодальных отношений в византии. Византия в IV–XV вв.: хозяйственный строй, экономика, феодализм. Византия и варвары

Византийская деревня в IV-VI вв . Помимо более благоприятных природно-климатических условий большое значение для судеб Восточно-Римской империи имела и специфика ее аграрного строя. Здесь было гораздо шире распространено свободное крестьянское землевладение, оказавшееся наиболее перспективной формой организации сельскохозяйственного производства в условиях средневековья. Деревня представляла собой соседскую общину (митрокомию). Частная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на угодья, неподеленную сельскую округу. В отличие от западной марки, общинники были здесь теснее связаны производственными и социальными связями. Община в Византии была податной, т.е. обязанной платить в пользу казны разнообразные налоги и выполнять государственные отработочные повинности. Общинники были связаны круговой порукой: при налоговой несостоятельности кого-либо из них его участок присоединяли к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги (эту меру называли эпиболэ - "прибавка").

Более многочисленным был в Византии и слой свободных колонов, обладавших владельческими правами на свои участки. Они приближались по статусу к наследственным арендаторам-эмфитевтам, которых эдиктом Анастасия I (491-518) запрещалось сгонять с земли после того, как семья непрерывно арендовала ее в течение 30 лет. Колоны-энапографы были гораздо менее многочисленными на Востоке, чем на Западе, - они мало отличались от рабов, посаженных на пекулий. Рабов еще использовали в сельском хозяйстве, но роль их неуклонно снижалась. Большинство рабов в деревне на Востоке уже в V--VI вв. были переведены на пекулий. Положение колонов не было стабильным: в VI в. их владельческие права были урезаны, а статус энапографов был распространен на свободных колонов.

В V-VI вв. существенную роль в византийской деревне стали играть патронатные отношения - одна из зародышевых форм будущей средневековой крестьянской зависимости: разорившиеся крестьяне бежали от бремени казенных налогов на землю крупного собственника, отдавались под его покровительство, становились зависимыми поселенцами в его имении. Юридически они сохраняли статус свободных людей, но условия их существования целиком определялись хозяином земли. Несмотря на запреты центральной власти, число крестьян под патронатом, особенно на церковных землях, росло. Уже в V в. стал употребляться и специальный термин для обозначения этой категории зависимых крестьян - парики ("присельники"). Число крупных владений в V-VI быстро сокращалось. Исключение составляли разбросанные по всем провинциям империи многочисленные императорские имения, а также непрерывно растущие владения церкви и монастырей.

Все это определило более благоприятные условия сельскохозяйственного производства на Востоке: последствия кризиса здесь ощущались слабее и позднее, чем на Западе (на рубеже V-V1 вв.)

Военно-административные реформы. Фемный строй. Значительные изменения произошли в VII-IX вв. и в управлении империей. Потеря восточных провинций с преобладающим негреческим населением повлекла за собой повышение удельного веса греческого этноса среди подданных императора. С верностью трону именно греков судьбы империи оказались отныне связаны теснее, чем когда-либо раньше. Не случайно поэтому при Ираклии произошел окончательный переход с латинского языка на греческий в государственном делопроизводстве, а сам монарх сменил латинский титул "император" на греческий - "василевс".

Смена титула имела и другой глубинный смысл: статус правителя империи уже не связывался с идеей выборности государя как представителя интересов всех подданных, как главная должность в империи (магистрат). Император стал средневековым монархом, исполнителем воли господствующего слоя. Компромисс с римской традицией выразился в добавлении к титулу определения "римский" (официальной была формула - "василевс ромеев"), т.е. само государство продолжало рассматриваться как Римская империя, а ее подданные - как римляне.

Наиболее радикальные преобразования начались, однако, в структуре провинциального управления. Критическое положение империи требовало концентрации власти на местах, и принцип разделения властей стал сходить с политической арены. Границы провинций подверглись перекройке, а вся полнота военной и гражданской власти в каждой из них вручалась теперь императором наместнику-стратигу (военачальнику). Стратигу были подчинены также судья и чиновники фиска провинции, а сама она получила отныне наименование "фема" (так называли первоначально отряд местного войска).

Ядро войска фемы составили стратиоты - воины-крестьяне, как правило, достаточно состоятельные, чтобы приобрести положенное вооружение, снаряжение, а также боевого коня (если служили в кавалерии). Семья стратиота должна была располагать необходимым числом рабочих рук (включая наемных работников или рабов), чтобы не нести ущерба в отсутствие хозяина, призванного в фемное ополчение для похода или воинских учений (обычно весенних).

Имя крестьянина-стратиота вносилось в военные списки (каталоги). В VII-VIII вв. воинская служба стала наследственным жребием внесенной в каталог семьи (освобожденной ото всех налогов, кроме поземельного, и от отработок в пользу казны), независимо от неблагоприятных перемен в хозяйстве стратиота. В IX в., однако, обязанность служить в фемном войске все теснее связывается с наличием у крестьянской семьи участка земли определенного размера - воинская повинность становится поземельной. Иногда государство само предоставляет землю поселянам при условии несения военной службы. Так, в конце VII-VIII в. десятки тысяч покоренных силой или подчинившихся добровольно славянских семей были переселены на северо-запад Малой Азии (в Вифинию) и наделены землей на условиях несения воинской службы. Впоследствии, с успехами интеграции славян в число подданных империи, их делали налогоплательщиками казны и все чаще вносили в местные фемные воинские каталоги.

Первые фемы возникли при Ираклии в Малой Азии после 634 г. - Армениак, Опсикий, Анатолик, затем - в 70-х годах, - Фракия, защищавшая подступы к столице. К середине IX в. фемный строй утвердился на всей территории империи. Новая организация военных сил и управления позволила империи отразить натиск врагов, а затем перейти к возвращению потерянных земель. Скоро обнаружилось, однако, что и фемный строй таит в себе опасность для центральной власти: стратиги крупных малоазийских фем обрели огромную власть, ускользая из-под контроля центра. Они вели даже войны друг с другом. Поэтому императоры стали в начале VIII в. дробить крупные фемы, вызвав недовольство стратигов, на гребне которого к власти пришел стратиг фемы Анатолик Лев III Исавр (717-741).

Византийская деревня. Наметившаяся ранее в Византии тенденция к становлению новой социально-экономической структуры и общественно-политической системы окончательно восторжествовала к концу XI в. Процесс имущественной дифференциации в деревне ускорился.

В ходе отвоевания захваченных варварами земель, иконоборчества и подавления оппозиционных движений государство упрочило право своей собственности на земли страны, за исключением земель сельских общин и частных земельных собственников. Суть происшедших перемен в отношениях собственности состояла в том, что власти империи взяли под контроль все "бесхозные" земли, включая пустоши и неудобья. На всей территории империи господствовали три вида собственности на землю: полная частная собственность отдельных лиц, коллективная собственность сельских общин на неподеленные, т.е. находившиеся в общем пользовании земли и, наконец, собственность государства (пракически все менее отличимая от императорской). Государственная собственность состояла как из имений, превращенных в доходные хозяйства (правящей семьи, благотворительных учреждений, правительственных ведомств), так и из гигантского неосвоенного фонда, который императоры использовали в качестве могущественного орудия в своей социальной и политической борьбе. Жалуя с разной степенью прав и льгот землю гражданским и военным чинам, императоры лавировали между группировками знати, стремясь упрочить трон.

Юридический статус земельной собственности являлся главным фактором, определявшим имущественные и социальные условия жизни всего византийского крестьянства. Разложение сельской общины было ускорено налоговой реформой Никифора I (802-811) явлением товарно-денежных отношений. Кроме главного поземельного налога натурой (синоны), были введены другие налоги. Строго соблюдалась эпиболэ в ее новой форме: заброшенный соседом участок уже не присоединяли к земле общинников, а давали им право его обрабатывать взамен уплаты налогов. Эпиболэ теперь стали называть "аллиленгием", т.е. "солидарной ответственностью". Общинники по-прежнему в складчину вооружали обедневших стратиотов. С Никифора 1 (и до конца империи) казна стала взимать со всех жителей деревни "капникон" ("подымное"), т.е. подворную подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения. Ранее ее платили только "парики" (присельники) церкви.

С тех пор эта категория крестьян (парики) все чаще упоминается в источниках. Безземельный крестьянин получал от господина земли участок на условиях уплаты части урожая либо определенной суммы денег, или за отработки в хозяйстве господина. Иногда эти обязанности сочетались в разных пропорциях по воле собственника земли. В X - XI вв. взносы в пользу господина приобретали нередко ту форму, которую имел тогда главный поземельный налог в пользу казны. К концу X в. он стал все чаще собираться в денежной форме.

Специфика частновладельческой эксплуатации в Византии состояла в том, что ее уровень определялся обычаем, приравнивавшим официально взносы париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков к арендной плате, более чем вдвое превышавшей государственный налог. Поскольку господин перекладывал на париков и казенные налоги с его земельной собственности, их взносы господину втрое превышали платежи крестьян-собственников своих участков. Основное отличие парика от свободного общинника состояло в отсутствии у парика собственности на обрабатываемую им землю, а от свободного арендатора чужой земли - в отсутствии защищенного публичной властью договора с господином земли и в непрерывном проживании в пределах господской вотчины. В силу всего этого, хотя парик юридически оставался свободным и полноправным поданным империи, он, оказавшись в сфере частноправовых отношений, попадал и в личную зависимость. Право парика уйти, рассчитавшись с господином, или перейти к другому хозяину было трудно реализовать - основание хозяйства на новом месте требовало немалых средств. К тому же парик нередко получал от господ вместе с участком помощь (скотом, семенами, орудиями), и единовременная выплата долгов была ему непосильной. Если император жаловал господину освобождение от налогов с его земли, то это означало, что он может их собирать с париков в свою пользу. В таком случае налог по его социальному содержанию становился (вместе с ежегодной платой парика господину за участок) подобием феодальной ренты. Поэтому исследователи, справедливо отмечая важность этого обстоятельства и учитывая специфику структуры господствующего слоя империи и ее политической системы, трактуют общественный строй Византии как полуфеодальный, ибо и в империи и в феодальных странах Западной Европы условия жизни крестьян, составлявших в ту эпоху подавляющее большинство населения, оказались весьма близкими.

Парик пришел в крупном поместье на смену полусвободному и свободному арендатору, наемному работнику, колону и рабу. Владение землей становилось источником богатства только при обеспечении ее рабочими руками. Труд париков стал наиболее выгодной формой эксплуатации: они были наследственными держателями. Через 30 лет непрерывного держания семья парика уже не могла быть согнана с ее участка, но лишь при условии выполнения своих обязанностей перед хозяином земли. Парик не приобретал прав собственности на участок и мог быть продан или подарен вместе с ним другому лицу, церкви или монастырю.

Если в Западной Европе утверждение феодального способа производства происходило путём взаимодействия процессов, совершавшихся в римском рабовладельческом обществе, с одной стороны, и в обществе древних германцев - с другой, то для развития феодальных отношений в Византии большое значение имело взаимодействие её порядков с порядками, принесёнными славянами, которые поселились на территории византийской империи. Славяне сыграли большую роль в разрушении рабовладельческой системы производственных отношений в Византии, так же как германцы в крушении рабовладельческого Рима.

Развитие феодальных отношений в VII-IX вв.

В результате народных восстаний VI-VII вв. и поселения славян на территории Византийской империи крупное землевладение, основанное на рабском труде, было окончательно подорвано. Большое значение в Византии, так же как и на Западе, получило общинное землевладение. Распространение свободной славянской общины, способствовавшее возникновению, а также и укреплению уже существовавших прежде местных сельских общин, было важным этапом в формировании феодализма в Византии. В связи с развитием производительных сил в VIII-IX вв. в Византии наблюдался значительный подъём сельского хозяйства. Наличие в это время свободного крестьянского землевладения и общинных отношений засвидетельствовано «Земледельческим законом» - сборником законодательных постановлений конца VIII столетия, регулировавших частноправовые отношения в византийской деревне. «Земледельческий закон» отразил коренные социальные сдвиги, происшедшие в аграрном строе Византии.

Основной социальной категорией, упоминающейся в «Земледельческом законе», были свободные земледельцы, объединённые в соседскую общину. Пахотные земли в общине была уже поделены и находились в частном владении общинников. Каждый член общины мог обменять или сдать в аренду другим общинникам полученную им долю пахотной земли. Однако продавать свои участки общинники, по-видимому, ещё права не имели. В случае, если земледелец был недоволен полученным при разделе участком земли, он мог требовать передела. Луга, выгоны, леса и другие угодья в большинстве случаев ещё оставались в общем пользовании общинников. Верховным собственником неподелённой земли оставалась община.

Но внутри общины из среды свободных общинников начинали уже выделяться зажиточные крестьяне, постепенно захватывавшие владения своих соседей, в то время как основная масса общинников разорялась и беднела. В общине увеличивалось число неимущих крестьян, так называемых апоров - бедняков, которые были принуждены покидать свои земли и уходить в чужие края. Внутри общины развивалась и аренда. «Земледельческий закон» упоминает крестьян-арендаторов (мортитов), которые платили в качестве арендной платы хозяину земельного участка 1/10 часть урожая. Встречалась и аренда исполу. «Земледельческий закон» упоминает также наёмных работников - мистотов (юридически свободных, но экономически зависимых людей, которые использовались в хозяйстве зажиточных крестьян преимущественно в качестве пастухов) и рабов.

В Византии VII-IX вв., как и в западноевропейских странах, существовало и неуклонно росло, главным образом за счёт поглощения земель обедневших крестьян-общинников, крупное феодальное землевладение. Но процесс формирования феодальных отношений в Византии имел свои специфические особенности. Важнейшей из них являлось сохранение в Византии в большей степени и на более долгое время (вплоть до XI в.) пережитков рабовладения.

Хотя труд рабов не играл уже первостепенной роли в производстве, он применялся в сельском хозяйстве и особенно в ремесле. Так, например, в IX в. Даниэлида, представительница феодальной аристократии, владела в Пелопоннесе обширными землями и сотнями рабов. Её рабыни-ткачихи славились на всю империю искусством изготовления замечательных ковров и тканей. По рассказам современников, искусные ткачихи ткали материи тоньше паутинных нитей, «так, что каждый кусок подобной ткани можно было поместить внутри тростниковой палки».

Другой отличительной особенностью процесса развития феодализма в Византии являлось существование в ней в течение почти всего раннего средневековья сравнительно развитого ремесла и торговли и сохранение крупных городских центров. Города хотя и пережили временно некоторый упадок в VII-VIII вв., но затем возродились на новой, феодальной основе и играли большую роль в экономической жизни империи.

Торговля и ремесло в VII - IX вв.

Потеря завоёванных арабами богатых провинций империи - Сирии, Палестины и Египта, которые издавна славились развитым ремеслом и крупными городами и через которые проходили важные торговые пути в Индию, на остров Цейлон и в Китай,- нанесла сильный удар ремеслу и торговле империи. Однако уже в VIII и особенно в IX-X вв. Византии удалось частично восстановить свои торговые связи с Востоком и значительно расширить экономические сношения со странами Европы. Первостепенное значение для Византии приобрела торговля со славянскими странами - Болгарией, сербскими землями, Моравией и особенно с Русью через Херсонес. Значительное место во внешней торговле Византии занимала торговля с Закавказьем - Грузией и Арменией. Сохранились торговые связи и с Западной Европой, а также с Северной Африкой.

Константинополь, Фессалоника, Трапезунт и другие города империи продолжали являться крупными центрами ремесла и торговли. Источники упоминают о ремесленниках различных профессий в городах Византии того времени: о ткачах, кожевниках, ювелирах, мыловарах, свечниках, мясниках, булочниках и т. п. В мастерских Константинополя производились тончайшие ювелирные изделия, роскошные ткани, изделия из слоновой кости. Ремесло в Византии VIII-IX вв. было ещё связано с сельским хозяйством. Ремесленники встречались не только в городах, но и в имениях монастырей и светских землевладельцев; в то же время сами горожане нередко занимались сельским хозяйством на пригородных землях.

Византийское государство в церковь

Весьма важной особенностью процесса развития феодализма в Византии являлось сохранение в ней единого государства, опиравшегося в этот период в своей политике в основном на феодализирующуюся знать. В то время как на Западе в V в. военно-бюрократическая машина Римской империи была разрушена, в Византии, несмотря на коренное изменение классового характера Византийского государства, продолжало существовать централизованное государственное управление. При этом некоторые формы государственного управления, возникшие ещё в рабовладельческой империи, были использованы и приспособлены к изменившимся условиям, а другие созданы заново.

Большие перемены произошли в военно-административном строе империи Византийское правительство теперь самым широким образом использовало свободное крестьянство в качестве налогоплательщиков. Пустующие земли раздавались небольшими участками свободным крестьянам, которые были обязаны нести за это военную службу. Таким образом было создано особое сословие воинов, так называемых стратиотов. Стратиоты пользовались некоторыми податными льготами и правом передачи земельных участков по наследству. Новая организация армии позволила ввести новое военно-административное устройство - так называемый фемный строй. Территория империи была разделена на военные округа - фемы, вся власть над которыми сосредоточивалась у стратига, т. е. командующего фемным войском, состоявшим в своём большинстве из стратиотов. Стратиг объединял в своих руках военную и гражданскую власть в феме. Введение фемного устройства представляло собой специфическую особенность внутренней организации Византийского государства. В период расцвета фемного строя в европейских владениях империи насчитывалось 12, а в азиатских 14 фем.

Фемный строй способствовал упорядочению финансов империи, укреплению и пополнению армии и флота.

Важную роль в укреплении феодального строя в Византийской империи сыграла господствующая христианская церковь, которая к этому времени превратилась в крупного феодального собственника, обладавшего обширными землями с зависимым крестьянским населением. Особенно большое распространение в Византии в VII - VIII вв. получили монастыри, владевшие значительными земельными богатствами.

Положение народных масс. Павликиане

Рост крупного феодального землевладения и налоговый гнёт снова привели к ухудшению положения крестьянства, временно улучшившегося после народных восстаний VI-VII вв. и поселения славян на территории Византии. В связи с этим обострилась классовая борьба и возникли народные движения, большей частью облечённые в форму ересей.

Наиболее распространённой ересью в VII-IX вв., выражавшей социальный протест крестьянских масс против закрепощения и феодальной эксплуатации, была ересь павликиан ( Павликианами последователи этой секты, по-видимому, назывались потому, что в своей проповеди они опирались на послания апостола Павла. ) , возникшая в VI-VII вв. в Армении, а затем распространившаяся в Византийской империи, главным образом в Малой Азии. К движению крестьян примыкали городская беднота и рабы.

Павликиане боролись против социального неравенства, против роскоши и богатства господствующей церкви; они проповедовали полное отречение от земных благ, требовали уничтожения церковной иерархии и монашества, упрощения культа и отмены почитания икон. Религиозное учение павликиан носило дуалистический характер, ибо они представляли мир разделённым на две части: царство бога (мир добра) и царство дьявола (мир зла). Всякое богатство, особенно церковное, они считали порождением дьявола.

Иконоборческое движение в VIII - IX вв.

В конце VII-начале VIII в. Византия переживала период политической анархии, вызванной острой борьбой различных группировок господствующего класса за престол. За 22 года после свержения в 695 г. Юстиниана II на византийском престоле сменилось 6 императоров. Внешнеполитическое положение Византии в это время резко ухудшилось, и она потерпела ряд тяжелых поражений от своего самого опасного и сильного врага на востоке - арабов. В 693-698 гг. византийские владения в Африке окончательно перешли под власть Халифата. Арабские войска совершали опустошительные набеги на Малую Азию и Армению. С севера империи угрожали болгары. Тяжёлое положение Византии ещё больше усилило в ней политическое значение военной феодализирующейся знати. В 717 г. престол был захвачен её ставленником - Львом III Исавром (717- 741), основателем новой, так называемой Исаврийской, династии, вышедшей из Малой Азии.

Начало правления Льва III Исавра ознаменовалось нападением большой армии арабов на столицу империи. В течение года (август 717 - август 718 г.) арабы осаждали Константинополь с суши и с моря. Но, хотя грозный натиск арабов на столицу империи был отбит, византийские войска сумели положить конец их опустошительным набегам на Византию только в битве при Акроине в 740 г. Сын и преемник Льва III - Константин V (741-775) перешёл даже в наступление против Халифата. В 746 г. он вторгся в Сирию и возвратил империи остров Кипр, а затем совершал походы вплоть до берегов Евфрата и границ Армении. Угроза арабского завоевания Византии была таким образом предотвращена.

В связи с тяжёлым внешнеполитическим положением империи правительство крайне нуждалось в увеличении войска. Но у правительства не хватало земель для раздачи военному сословию, и оно было заинтересовано в секуляризации части церковных земель. С другой стороны, усиление церковно-монастырского землевладения задевало коренные экономические интересы военно-служилой феодальной знати, старавшейся в свою очередь прибрать к рукам земли в Малой Азии и в других областях империи. Вследствие этого внутри самого господствующего класса развернулась напряжённая борьба за землю и за право взимания феодальной ренты с крестьян. Эта борьба нашла своё выражение в так называемом иконоборческом движении, длившемся на протяжении VIII и IX столетий, и в столкновении двух партий - иконоборцев и их противников - иконопочитателей.

В 726 г. император Лев III издал эдикт против почитания икон, положивший начало иконоборческому движению. К иконоборческому движению присоединились и некоторые представители духовенства, особенно белого, обеспокоенного усилением монашества и боявшегося потерять своё влияние на народные массы. Среди части последних было сильно влияние павликиан, также призывавших к борьбе против почитания икон. Императоры-иконоборцы и их опора - военно-служилая знать составляли умеренное крыло в иконоборческом движении, народные же массы, сочувствовавшие павликианам и желавшие полного уничтожения социального неравенства и господствующей церкви, представляли его революционное крыло. Враждебное отношение к культу икон было особенно сильно распространено в азиатских владениях империи.

Социальный состав партии иконопочитателей был также весьма сложен. Против иконоборческих реформ, за сохранение в полной мере власти и богатства церкви выступали монашество и большая часть высшего духовенства Византийской империи во главе с константинопольским патриархом Германом, который в 729 г. по приказу императора был лишён патриаршего сана и заменён ставленником иконоборческой партии. Всемерную поддержку иконопочитатели получали от римского папы Григория III, который стремился использовать в своих политических интересах борьбу иконоборцев и иконопочитателей и ослабить влияние грекоправославной церкви в итальянских областях, ещё находившихся под властью Византии. В 731 г. он предал иконоборцев анафеме и хотел использовать против Византии войска лангобардов. Против иконоборческих мероприятий выступила также часть народных масс в европейских областях империи, недовольная политикой правительства и ростом влияния феодальной знати.

С особой силой борьба против церковно-монастырского землевладения развернулась в правление императора Константина V при котором началась секуляризация церковно-монастырских земель. Монастырские здания обращались в казармы, монахов заставляли вступать в брак, монастырские же земли подвергались конфискации. В Фракисийской феме в Малой Азии по приказанию императора все монастыри, мужские и женские, были проданы вместе с утварью, а вырученные деньги отправлены в Константинополь.

В 753 г. Константин V созвал в Иерии церковный собор, осудивший иконопочитание. Иконоборческая политика исаврийских императоров, ограничившая церковно-монастырское землевладение, способствовала укреплению экономического и политического влияния военно-служилой знати и содействовала внешнеполитическим успехам Византии в борьбе с арабами.

Восстание Фомы Славянина. Движение павликиан во второй половине IX в.

Рост крупной феодальной собственности и продолжавшийся в IX в. процесс закрепощения крестьянства обострили борьбу между крупными феодальными землевладельцами, так называемыми динатами («сильными»), и разорённым крестьянством, получившим в византийских памятниках того времени название пенетов («убогих»). В 821 г. в Малой Азии вспыхнуло широкое народное движение, известное под названием восстания Фомы Славянина, военного командира одной из малоазийских фем, вставшего во главе восстания. Активное участие в этом восстании приняли славяне, армяне и лазы, а также другие племена и народности.

Под знамёна восставших стекались крестьяне, боровшиеся против закрепощения, стратиоты, притесняемые военной знатью, городская беднота и рабы, бежавшие из поместий малоазийских феодалов. Социальный характер движения проявился особенно ярко в том, что религиозная борьба отошла в нём на задний план. Хотя движение и проходило под лозунгами восстановления иконопочитания, оно было поддержано и павликианами и последователями иных еретических учений.

Однако к восстанию примкнули и такие элементы, которые пытались использовать его в своих корыстных интересах, например часть монашества. Сам Фома преследовал честолюбивые цели захвата верховной власти. Под его командованием собралась большая и хорошо вооружённая армия, на сторону Фомы перешёл флот малоазийских фем. С помощью арабов, которые в свою очередь хотели опереться на его войска в своей борьбе с византийским правительством, Фома добился провозглашения его императором и был коронован в Антиохии, находившейся в то время под властью Арабского халифата. Под давлением народных масс Фома должен был пойти на проведение некоторых реформ. Он отменил установленные законом сборы и щедро раздавал деньги народу.

Армия восставших росла с каждым днём. Наконец, они решили захватить Константипополь и свергнуть правительство. Они переправились во Фракию и Македонию и встретили там активную помощь со стороны славянского населения. Осада столицы империи длилась в течение года. Положение правительства императора Михаила II (820-829) было критическим. Однако, пустив в ход подкуп более зажиточных элементов, примкнувших к армии Фомы, а также использовав для подавления восстания армию болгарского царя Омортага и помощь болгарской знати, Михаилу II удалось разбить восставших. В 823 г. Фома был взят в плен и казнён. Отдельные отряды восставших держались в захваченных ими крепостях вплоть до 825 г. Но стихийный характер движения и разнородность классового состава восставших предопределили его поражение.

Народное движение испугало господствующий класс и заставило его ускорить ликвидацию раскола в своих рядах, вызванного иконоборчеством. В 843 г. при императрице Феодоре было восстановлено иконопочитание, причём большая часть конфискованных церковно-монастырских земель осталась в руках военно-служилой знати. Правительство, пытавшееся ранее использовать движение павликиан в своих целях, теперь обрушилось на них с репрессиями.

На жестокие гонения со стороны правительства павликиане ответили вооружённым восстанием. Его центром стала крепость Тефрика в Малой Азии. Павликиане организовали большую армию, в которой царила суровая дисциплина. Она не раз наносила поражение византийским войскам. Большой организаторский талант и личное мужество в этой борьбе проявил вождь восставших воин Хрисохир. Лишь с большим трудом императору Василию I Македонянину (867-886) удалось разбить павликиан. В 872 г. пала Тефрика, а Хрисохир был убит. Однако правительство не смогло окончательно подавить павликианское движение, которое ещё долго имело своих последователей в Малой Азии, а в X в. получило широкое распространение в балканских областях империи, куда были выселены павликиане.

Развитие феодальных отношений в IX -XI вв.

В своей политике Василий I, основатель Македонской династии, правившей в Византии с 867 по 1056 г., опирался на феодальную знать - динатов. После того как византийскому правительству удалось подавить массовые антифеодальные восстания крестьян, процесс их обезземеливания и рост крупного феодального землевладения пошёл быстрыми темпами. Крупная земельная собственность росла и за счёт захваченных у павликиан земель, и за счёт крестьянских наделов, перешедших в руки динатов в результате разложения общины.

Используя тяжёлое экономическое положение крестьянства, прибегая к обману, вымогательству и прямому насилию, динаты захватывали земли свободных крестьян-общинников и стратиотов, а их самих превращали в крепостных - париков (т. е. в «присельников» или поселенцев). Парики должны были платить владельцам земли высокий натуральный оброк и отбывать барщину. Сохранялась и централизованная рента в виде уплаты налогов в пользу государства.

Византийское крестьянство продолжало сопротивляться закрепощению, поднимая восстания против своих угнетателей. Наиболее массовым и упорным из этих восстаний было движение крестьян в Малой Азии в 932 г. Непосредственным толчком к нему был неурожай и страшный голод, обрушившийся на крестьян. Во главе восставших стал воин Василий, происходивший из македонских крестьян. В самом начале восстания Василий был схвачен и по правительственному приказу лишён руки. Однако правительству не удалось сломить дух этого мужественного человека. Вернувшись в Малую Азию он, по сообщениям хронистов, изготовил себе медную руку, к которой был прикреплён меч. Вследствие этого он получил прозвище Василий Медная Рука и возглавленное им снова восстание известно под его именем. Возобновившаяся борьба приняла широкий размах. Восставшие захватывали крепости и совершали из них набеги на поместья феодалов. Основную роль в восстании играло закрепощённое крестьянство. Однако войскам императора Романа Лакапина (919-944) удалось разгромить восставших. Василий Медная Рука был захвачен в плен и сожжён на одной из площадей столицы.

Борьба народных масс против насилий динатов, а также нажим со стороны городского патрициата и крупного чиновничества, опасавшихся усиления сепаратистских тенденций феодальной знати, заставили императоров Македонской династии издать в X в. ряд законов, ограничивавших могущество крупных землевладельцев. В 922 г. был издан закон, предоставлявший право предпочтительной покупки земли у крестьян самой крестьянской общине и запрещавший динатам захватывать и скупать крестьянские участки. В 934 г. был принят закон, предписывавший вернуть захваченные у крестьян земли, а в 996 г. император Василий II (976-1025) опубликовал закон об отмене сорокалетней давности, ограждавшей права динатов на захваченные у крестьян земли. Но динаты не считались с этими законами, и один современник писал, что «всякий, кто имел значение и силу, захватывал себе громадные территории и превращал несчастных крестьян, на них сидевших, как бы в рабов своих».

Дальнейший рост крупной земельной собственности в XI в. нашёл выражение в распространении системы так называемых прений, или земельных пожалований, даваемых феодалу государством за несение какой-либо службы. Система проний ещё больше ускорила процесс закрепощения свободного крестьянства и поглощения общинной собственности феодалами. По данным источников XI в., не было ни одного крестьянина, который «не оплакивал бы с сердечной болью свою обиду и потери. Одни указывали на отнятие и похищение жилищ и виноградников, угодий и деревьев; другие жаловались на расхищение участков, усадеб, владений, запашек». Расширив свои земельные владения и укрепив свою власть над зависимым населением, крупные землевладельцы стали стремиться к политической самостоятельности и начали всё чаще и чаще открыто выступать против правительства.

Город в X в.

В экономической и политической жизни страны важную роль продолжали играть крупные города - центры ремесла и торговли - Константинополь, Фессалоника, Трапезунт, Амастрида, Патры, Фивы, Коринф и др. Большое значение для Византия имела торговля, главным образом морская.

С организацией ремесла и торговли в Константинополе нас знакомит интересный памятник X в. - «Книга Эпарха» - сборник постановлений эпарха - чиновника, стоявшего во главе управления византийской столицы. Центральное место в ремесленном производстве Константинополя в X в. занимал свободный ремесленник, владелец ремесленной мастерской. Константинопольские ремесленники и торговцы были объединены по профессиям в корпорации. Эти корпорации были в основном сходны с позднейшими западноевропейскими цехами, хотя в отличие от Запада в византийском ремесле в X в., с одной стороны, в довольно значительных масштабах применялся ещё труд рабов, а с другой - труд наёмных работников, так называемых мистиев, нанимавшихся на работу в ремесленные мастерские за определённую, обычно очень низкую, заработную плату.

Между константинопольскими цехами существовало неравенство. Имелись привилегированные цехи, как, например, цехи менял, ювелиров, нотариусов и цехи, объединявшие богатых торговцев шёлковыми тканями. Наряду с этим существовали и непривилегированные цехи, объединявшие мелких ремесленников, - булочников, мясников, рыбников, свечников, кожевников и т. п. Положение большинства византийских ремесленников было крайне тяжёлым. По словам писателей того времени, ремесленники-одиночки «жили в союзе с неудачей и имели своей подругой нужду».

Государство, которое извлекало большие доходы от пошлин, взимавшихся с ремесленных мастерских и торговцев, контролировало качество товаров, регламентировало производство и устанавливало цены. Контроль государства над ремесленными корпорациями отличался крайней суровостью. Цеховая организация в Византии в отличие от Запада служила но только интересам членов цеха, но и интересам государства.

Внешняя политика в IX -XI вв.

В IX-X вв. Византия продолжала вести тяжёлую борьбу с арабами. К середине X в. в этой борьбе на ступил перелом в пользу Византийского государства. Этому способствовало ослабление Багдадского халифата, распавшегося на ряд феодальных княжеств. Византия отвоевала у арабов остров Крит (961 г.), часть Малой Азии и Сирии и Верхнюю Месопотамию. Границы Византийского государства вновь доходили на востоке до берегов Евфрата и Тигра. Кроме того, Византии удалось распространить своё влияние на Армению и Грузию.

На Балканах в IX - середине X в. Византия потерпела ряд серьёзных поражений от окрепшего Болгарского государства. Византия пыталась усилить своё влияние в Болгарии, распространяя там христианство и надеясь подчинить болгарскую церковь власти константинопольского патриарха. Но Болгарии удалось отстоять независимость своей церкви. Только во второй половине X в. внутреннее ослабление Болгарского царства позволило Византии перейти против него в наступление. Болгарский народ упорно сопротивлялся византийской агрессии. Болгария была завоёвана Византией лишь в 1018 г. при Василии II Болгаробойце, после ожесточённых войн, длившихся почти 50 лет.

В IX и особенно в X в. всё интенсивней развивались экономические, политические и культурные связи Византии с восточными славянами. Начало этих связей восходило к ещё более раннему времени. Образование в Восточной Европе Древнерусского государства имело важные йоследствия и для Византийской империи. Взаимоотношения с Русью играли во внешней политике Византии первостепенную роль. На Западе Византия стремилась сохранить свои владения в Южной Италии. Однако к началу X в. Сицилия была завоёвана арабами, и все последующие попытки Византии отвоевать её не дали реальных результатов. Падало влияние Византии в Апулии и Калабрии. В XI в. Византия столкнулась здесь с новым врагом - норманнами, нанёсшими сокрушительный удар византийскому господству в Южной Италии.

Весьма напряжёнными были взаимоотношения Византии с папством. Борьба между папским престолом и константинопольским патриархатом, то разгораясь, то затухая, велась на протяжении ряда столетий. За догматическими столкновениями скрывалась острая борьба Рима и Константинополя за главенство во вселенской церкви, за церковные доходы, за влияние на различные страны и народы, в первую очередь на славянские. Отношения между Константинополем и Римом всё обострялись вплоть до окончательного разделения церквей на западную и восточную в середине XI в. Разделение церквей углубило враждебные отношения Византии с Западной Европой, особенно ярко проявившиеся в дальнейшем во время крестовых походов.

Культура

Период утверждения феодальных отношений в Византии характеризовался дальнейшим развитием феодальной культуры византийского общества. Значительное влияние на все сферы идеологии в это время приобрела восточная христианская церковь. Большое развитие получила богословская литература. Антицерковная же литература еретического направления церковью беспощадно уничтожалась.

Особенный интерес представляет византийская культура IX в. В связи с общим развитием производительных сил в это время наблюдался некоторый подъём в области естественнонаучных знаний. В Византии появились такие учёные, как крупнейший византийский мыслитель Лев Математик. Работы Льва Математика в области механики и его математические труды создали ему широкую известность. Ещё с конца VII в. византийцы овладели тайной производства так называемого «греческого огня» - зажигательной смеси, по-видимому, из селитры и нефти, дававшей не гасимое водой пламя и применявшейся в морской войне и при осаде крепостей. Некоторые успехи были достигнуты и в области медицины. Так, в IX в. врачом Никитой было составлено руководство по хирургии.

Не замирало и светское поэтическое творчество. В поэтических произведениях выдающегося поэта X в. Иоанна Геометра с большой силой звучат патриотические мотивы. В них нашли отражение бурные политические события того времени и, в частности, походы восточных славян (руссов) на Византию. Большой интерес имеют светские мотивы в творчестве поэтессы Кассии.

Весьма характерной для византийской культуры этого периода являлась литературная деятельность патриарха Фотия - крупнейшего политика и богослова своего времени, идеолога византийской феодальной знати. Фотий оставил немало сочинений светского характера. Из них для истории византийской культуры особенно важен так называемый «Мириобиблион», сборник отзывов о 280 произведениях преимущественно античных авторов, часто с обстоятельными выписками из них. Из исторических произведений того времени следует упомянуть хронику Феофана Исповедника и хронику Георгия Амартола, переведённую впоследствии на старославянский язык.

Распространению просвещения в среде господствующего класса способствовало создание в середине IX в. высшей школы в Константинополе. Этой школой руководил Лев Математик, преподававший там философию. Преподавание было построено по античному образцу и включало в программу изучение «семи свободных искусств». В X в. были сделаны попытки приспособить культурное наследие античности к интересам класса феодалов. Особенно ярко это проявилось в составлении ряда сборников и энциклопедий по различным отраслям знаний при императоре Константине VII Багрянородном. Лично ему приписывалось составление трактатов «Об управлении государством», «О фемах и народах» и др., содержавших разнообразные данные о византийском обществе и о соседних народах, в частности сведения о русских землях.

Огромный интерес представляет народная культура этого периода, изучение которой, однако, затруднено тем, что произведения народного творчества были большей частью устными и в письменном виде сохранились лишь в незначительном количестве. Народные эпические песни в дальнейшем были использованы представителями феодального класса, создавшими на их основе феодальную поэму о Дигенисе Акрите. В народном творчестве находила своё отражение и борьба народных масс против развивавшейся феодальной эксплуатации. В нём беспощадно бичевались пороки ненавистных представителей феодального класса и господствующей церкви. Для сатирического изображения представителей господствующего класса широко использовался так называемый «эпос о животных».

Страница 17 из 28


Особенности феодализма в Византии

Византия, как и Западная Европа, в эпоху раннего средневековья пережила большие изменения в сфере социально-экономических отношений. В начале своей истории Византия оставалась еще наполовину рабовладельческим государством. Свое существование она закончила на этапе, когда окончательно победили феодальные отношения. Но феодализм в Византии имел свои особенности, отличавшие его от Западной Европы и от стран Востока. Причиной тому были и внешние обстоятельства ее истории, и своеобразие византийской цивилизации в целом.

Завоевания варваров – германских племен имели для истории Западной Европы не только отрицательные результаты. Варвары, находившиеся на уровне первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение старых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых – феодальных.

В Византии, сохранившей свою государственность и избежавшей в первые века своей истории сильного влияния варваров, переход к феодализму совершался гораздо медленнее.
В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и такой же сложный процесс рождения новых отношений в рамках старой системы.

Системное развитие феодализма развернулось в Византии лишь в VII–IX вв., и основную роль здесь сыграли славянские племена. В трагическую эпоху арабских завоеваний территория Византии резко сократилась. Главными экономическими районами стали Малая Азия и Балканы – территория, где активно расселялись славяне. За счет них увеличивалось число свободных крестьян, усиливались сельские общины – в VII–IX вв. именно они и стали основной ячейкой хозяйственной жизни Византии. Труд рабов и колонов постепенно сменялся трудом разорявшихся, попадавших в зависимость крестьян.

Только в X–XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало владения феодала под своим надзором.

Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, в некоторых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти.

Ситуация изменилась лишь в XIII–XV вв., т.е. в последний период жизни Византии. После 1204 г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в это время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии складывается феодальная вотчина, близкая западноевропейской. Хотя во второй половине ХIII в. единство империи было восстановлено, и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии. В XIV–XV вв. Византия всё больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Практически постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.



Индекс материала
Курс: История средних веков
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
Особенности иерархической системы общества
Нравы и обычаи
Зарождение и становление феодальных отношений. Классы
Феодальная раздробленность. Роль христианства в создании единой Европы
Государственное управление. Крестьянские восстания
Развитие экономики
Средневековые города
Средневековые университеты и их роль в формировании западноевропейской цивилизации
Великие географические открытия

Между тем на политическую арену выходили города.

С Х по XIII в. по всей Западной Европе нарастала волна городских движений, цель которых состояла в том, чтобы сократить поборы феодалов, получить торговые привилегии и, главное, добиться права на городское самоуправление. Интересно, что эта борьба не всегда выливалась в традиционные восстания; иногда городам удавалось за деньги выкупить привилегии, а сделка оформлялась в специальных городских хартиях.

В то время вольности добились многие города Северной Франции (Авиньон, Бовэ, Суассон, Лан и др.); около ста лет был независимой аристократической республикой Марсель. В Италии, где центральная власть была крайне слабой, число городов-республик росло особенно быстро. Уже в IX-XII вв. стали независимыми Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Равенна и многие другие города. В Германии этот процесс шел с некоторым опозданием, но и там в XII-XIII вв. появились вольные города, лишь формально подчинявшиеся императору: Любек, Нюрнберг, Франк-фурт-на-Майне. Независимые города управлялись собственными городскими советами, имели право объявлять войну, заключать союзы, чеканить монету. Они назывались коммунами.

Одновременно с городскими развивались и сельские коммунальные движения, участники которых добивались расширения прав общины в отношениях с феодалом. Иногда сельские и городские коммуны объединялись в своей борьбе, и такие союзы приводили к большим успехам. Один из ярких примеров - победы сельских общин в Италии в конце XII в. При поддержке городов они получали самоуправление и освобождались от некоторых феодальных поборов. В XII- XIV вв. такие самоуправляющиеся общины избирали должностных лиц, создавали свой финансовый и судебный аппарат, издавали законы, регулировавшие их внутреннюю жизнь. Конечно, не все города и сельские общины получали автономию, а получив ее, имели силы удержать достигнутое. Сельские коммуны обычно попадали в зависимость к городам, а для городов вовсе не исключалась возможность снова оказаться под властью феодала. Тем не менее коммунальные движения представляли собой значительную силу.

Активность общества оказала воздействие на политическую структуру. Новый тип государства, который стал появляться в большинстве европейских стран в конце XII-XIV в., получил название сословно-представительной монархии. В ту эпоху резко усилилась централизация, но при этом власть провозглашала, что она выражает «общую волю» и обеспечивает «общее благо». В сущности, это означало, что король был вынужден признать политические права сословий. Это касалось в первую очередь феодалов и городского сословия.

Результатом соглашения между властью и сословием стали представительные собрания: парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, риксдаг в Швеции. Сословные собрания обладали значительными правами, они могли накладывать вето на дополнительные налоги и таким образом контролировать короля в финансовых вопросах. Кроме того, они участвовали в обсуждении государственных дел, редактировали проекты законов.

В эпоху сословно-представительных монархий появилась знаменитая формула средневековой демократии: «что касается всех, должно быть одобрено всеми». Она не отражала, конечно, реального положения: истинного народоправства в сословных собраниях не было. Основную их часть составляли феодалы; крестьянство обычно вообще не было в них представлено (только в кортесах Кастилии и в шведском риксдаге было достаточно много представителей крестьянства). И все-таки сословные собрания не давали центральной власти превратиться в деспотическую. С другой стороны, сам король был заинтересован в поддержке сословий и даже нуждался в ней.

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ВИЗАНТИИ

Как и Западная Европа, Византия пережила большие изменения в сфере социально-экономических отношений. В начале своей истории Византия оставалась еще наполовину рабовладельческой страной. Свое существование она закончила на этапе, когда окончательно победили феодальные отношения. Но феодализм в Византии имел свои особенности, отличавшие его от Западной Европы и от стран Востока. Причиной тому были и внешние обстоятельства ее истории, и своеобразие византийской цивилизации в целом.

Византия и варвары

Как мы помним, завоевания варваров - германских племен имели для истории Западной Европы не только отрицательные результаты. Варвары, находившиеся на уровне первобытнообщинных отношений и ранней государственности, ускорили разложение ста- рых рабовладельческих порядков и способствовали развитию новых - феодальных.

В Византии, сохранившей свою государственность и избежавшей в первые века своей истории сильного влияния варваров, переход к феодализму совершался гораздо медленнее. В основном это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и такой же сложный процесс рождения новых отношений в рамках старой системы.

В IV-VI вв. рабство в Византии было еще широко распространено. Рабы трудились в поместьях землевладельцев, в ремесленных мастерских - и частных, и государственных. Правда, формы их эксплуатации чаще всего были модернизированными, а потому достаточно эффективными: как правило, рабов сажали на землю, давали им возможность иметь семью и вести собственное хозяйство. Увеличивалось число рабов, которых отпускали на волю. Но тем не менее рабство продолжало существовать, играло большую роль в экономике и изживалось в отличие от Западной Европы очень медленно.

Синтезное развитие феодализма развернулось в Византии лишь в VII-IX вв., и основную роль здесь сыграли славянские племена. В трагическую эпоху арабских завоеваний территория Византии резко сократилась. Главными экономическими районами стали Малая Азия и Балканы - территория, где активно расселялись славяне. За счет них увеличивалось число свободных крестьян, усиливались сельские общины - в VII-IX вв. именно они и стали основной ячейкой хозяйственной жизни Византии. Труд рабов и колонов постепенно сменялся трудом разорявшихся, попадавших в зависимость крестьян.

Славянские племена ускорили переход к феодализму, но все-таки влияние варваров было не настолько сильным, чтобы нанести сокрушительный удар по старому обществу. Традиции античности поэтому оказались более устойчивыми по сравнению с Западом и уходили в прошлое с трудом.

Византийское государство и феодализм

Только в Х-XII вв. феодализм в Византии стал развиваться в ускоренном темпе. В эту эпоху складывалась крупная феодальная собственность. Но феодал византийский еще сильно отличался от феодала западноевропейского. Он не был полным хозяином в своем поместье. Государство контролировало количество земли, которой владел феодал, и число зависимых крестьян, имело право конфисковать землю и регулировать размеры налогов. Кроме того, феодалы в Византии не могли осуществлять высший суд над своими крестьянами. Одним словом, государство держало вла- дения феодала под своим надзором. Само государство было собственником огромных земель, разбросанных по всей территории империи, на которых трудились «государственные» крестьяне-налогоплательщики. Поэтому крупная феодальная собственность распространялась в Византии гораздо медленнее, чем в Западной Европе, а феодалы были во многом зависимы от государственной власти. Ситуация изменилась лишь в XIII-XV вв., т.е. в последний период жизни Византии. После 1204 г., когда Константинополь был захвачен крестоносцами, империя распалась на части, мощь государства была подорвана. Именно в то время феодалы стали освобождаться из-под его опеки. В Византии складывается феодальная вотчина, близкая западноевропейской. И хотя во второй половине XIII в. единство империи было восстановлено и Константинополь снова стал ее столицей, государственная власть уже была не в состоянии справиться с резко возросшей силой феодальной аристократии. В XIV-XV вв. Византия все больше дробилась на уделы, функции государственной власти на местах переходили к феодалам. В сущности, Византия К вступила в эпоху феодальной раздробленности. Но даже в этот период центральная власть не потеряла полностью своих позиций. Крестьянство, не только государственное, но и зависимое от феодалов, продолжало платить налоги казне. Доходы государства хотя и уменьшились, но все-таки создавали для него экономическую базу. Постоянная, незатихающая военная опасность тоже помогала сохранению централизованной государственности.

Особенности византийского феодализма. Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы.

Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в дли тельную аренду. Императорская, государственная собственность па землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу военную или государственную.
Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Евро пе, однако имели и существенные отличия. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории. Государство могло конфисковывать пожалованные владения. Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной.
В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов. Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами. Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность. Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определенного размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности. Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства. Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе.
Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов. Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора. Император определял место человека в аристократической среде.