Святой старец Григорий Ефимович Распутин. Григорий Распутин. Жизнеописание

Все чаще и чаще приходится слышать о "мученике за Христа и за царя, человеке Божии Григории, молитвеннике за святую Русь и ея пресветлого отрока". Создается впечатление, что кто-то усиленно пытается ввести в сонм святых человека, который абсолютно этому сонму не причастен. Для того, кто беспристрастно читает воспоминания современников о Г.Е.Распутине, мифы о его святости выглядят просто нелепыми. Можно отмахнуться от негативных фактов по поводу "старца", но тогда придется быть последовательным и обвинить во лжи достойных уважения людей, многие из которых не мифически, а реально являются святыми, прославленными нашей Церковью.

***

Приведем некоторые воспоминания о Распутине: "На приеме у Государя Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко показывал Императору подлинники писем к Родзянко женщин, так или иначе совращенных Распутиным... письмо о мерзостях и поведении Распутина во время его приездов домой от одного из местных священников, говорил о преследовании иерархов, выступавших против Распутина, обращал внимание Государя на известную фотографию "Друга" в подряснике и с наперсным иерейским крестом на золотой цепочке (интересно, как это "святой" дерзнул без принятия священнического сана надевать на себя священнический крест?), указывал на хлыстовство Распутина".

Известно, кстати, что настоящие святые признавали себя недостойными высокого священнического служения, и никто из них никогда и не помышлял о том, чтобы самовольно надевать на себя священнические одежды.

О хлыстовстве Распутина тоже идет много споров. "Занимался Распутиным и известный миссионер В.М.Скворцов. После революции, будучи профессором богословия в Сараево, Скворцов "убежденно и решительно" говорил приятелю-эмигранту: "Распутин был, несомненно, хлыстом, с молодых еще лет. И сектантские навыки сохранял до конца своей жизни".

"Один из крупнейших знатоков русского раскола Алексей Пругавин... колебался, но вынужден был признать принадлежность Распутина к секте. В хлыстовстве Распутина был уверен и Михаил Новоселов (правый издатель и профессор-филолог), пытавшийся опубликовать на эту тему брошюру "Григорий Распутин и мистическое распутство". (На эту книгу очень надеялась святая преподобномученица Елизавета Федоровна. – Автор.) Рукопись книги была конфискована в типографии в 1912 г."

Ко всему прочему "собственная дочь Распутина, Матрона, уже на пороге смерти призналась, что ее отец был хлыстом, и описала радения во всей их "красе"".

Вообще в списке недругов Распутина много людей, которые были известны своей любовью к православию и Отечеству. Эти люди предупреждали всех о том, что Г.Е.Распутин совсем не тот старец-странник, за которого себя выдает. К таким людям относились: архимандрит Феофан (Быстров), бывший духовником царской семьи (до того момента, пока не стал открыто выражать свое негативное отношение к Распутину); епископ Саратовский Гермоген (Долганов, за обличения Распутина снят с кафедры и сослан в монастырь; новомученик), сестра императрицы преподобномученица Елизавета Федоровна; св. праведный Иоанн Кронштадтский; архиепископ Никон (Рождественский); священномученик Владимир митрополит Киевский (переведенный из столичного града в Киев опять же за то, что не скрывал своего отношения к Распутину); митрополит Петербургский Антоний (Вадковский); преподобный Алексей (Соколов), зосимовский старец; блаженная Пашенька Саровская. С последней связан знаменательный эпизод: "В эти годы многие приезжали в Саров и Дивеево. Приезжал Распутин со свитой – молодыми фрейлинами. Сам он не решился войти к Прасковье Ивановне и простоял на крыльце, а когда фрейлины вошли, то Прасковья Ивановна бросилась за ними с палкой, ругаясь: "Жеребца вам стоялого". Они только каблуками застучали".

Схиархимандрит Гавриил (Зырянов), старец Седьмиезерной пустыни, просиявший подвижническим житием, несомненно имевший дар прозорливости, очень резко высказывался о Распутине. В книге епископа Варнавы (Беляева) "Тернистым путем к небу" описывается такой случай. "Прихожу к Алексею-затворнику, тот в заметном волнении: "Представьте себе, что отец Гавриил Великой Княгине (прмч. Елизавете Федоровне. – Автор) сказал. Она спрашивала его про Распутина. И что же он сказал?! "Убить его, что паука: сорок грехов простится..."".

Интересно заметить, что поклонники Г.Е. Распутина говорят, что "старца" признавал праведный Иоанн Кронштадтский. Матрона, дочь Распутина, пишет, что праведный Иоанн Кронштадтский почувствовал "пламенную молитву и искру Божию в отце", а позднее назвал его "истинным старцем". Но почему-то в дневниках самого о. Иоанна таких воспоминаний не встречается. Однако воспоминания других лиц об их встрече есть. Священномученик протоиерей Философ Орнатский, настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге, в газете "Петербургский курьер" за 2 июля 1914 года описывает эту встречу так: "О.Иоанн спросил старца: "Как твоя фамилия?" И когда последний ответил: "Распутин", сказал: "Смотри, по фамилии твоей и будет тебе"". По этому свидетельству весьма трудно сделать выводы, что о.Иоанн почувствовал у Распутина "искру Божию и пламенную молитву". Интересным является еще одно свидетельство, на наш взгляд, несколько проясняющее действительные отношения между о.Иоанном Кронштадтским и Г.Е.Распутиным. У праведного о.Иоанна был ученик протоиерей Роман Медведь (кстати, прославленный в лике святых новомучеников), ничего не предпринимавший без его благословения. Святой исповедник о.Роман очень негативно относился к Распутину и "предупреждал против сближения с этим человеком владыку Сергия (Старогородского) и архимандрита Феофана (Быстрова)". Думается, что человек, постоянно советовавшийся с о.Иоанном, непременно спрашивал у святого и о Распутине. И если бы о.Иоанн считал Г.Е.Распутина истинным духоносным старцем, то, вероятнее всего, суждения об этом человеке столь близкого его духовного сына и послушника, каковым являлся исповедник о.Роман, не были бы столь категоричны.

Сам Распутин, вероятно, был очень высокого мнения о своих понятиях в духовной жизни. Свою книгу он называет не как-нибудь, а "Житие опытного странника". Ну, а поскольку он странник опытный, то позволяет себе такие высказывания о настоящем праведнике, которого почитала вся Россия: "Распутин... отозвался об отце Иоанне Кронштадтском... что последний – святой, но неопытен и без рассуждения, как дитя... Так впоследствии стало уменьшаться влияние отца Иоанна при дворе". Очень интересным было понятие "святого старца" о грехе и о величайшем из церковных таинств – Святой Евхаристии. В.А.Жуковская вспоминает слова самого "старца". ""Я тебе все как есть докажу. Понимаешь? До тридцати годов грешить можно, а там надо к Богу оборотиться, а как научишься мысли к Богу отдавать, опять можно им грешить (он сделал неприличный жест), только где-то тогда будет особый – но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой, понимаешь? Все можно, ты не верь попам, они глупы, всей тайны не знают, я тебе всю правду докажу. Грех на то и дан, штоб раскаяться, а покаяние – душе радость, телу сила, понимаешь? Знаешь што, поговей на первой неделе, что придет?" "Зачем?" – спросила я. <...> "Грех понимать надо. Вот попы – они ни... в грехе не понимают. А грех само в жизни главное" (выд. сост.). "Почему главное?" – переспросила я, недоумевая. Распутин прищурился: "Хошь знать, так грех только тому, кто его ищет, а если скрозь него идти и мысли у Бога держать, нет тебе ни в чем греха, понимаешь? А без греха жизни нет, потому покаяния нет, а покаяния нет – радости нет. Хошь я тебе грех покажу? Поговей вот на первой неделе, что придет, и приходи ко мне после причастия, когда рай-то у тебя в душе будет. Вот я грех-то тебе и покажу. На ногах не стоишь! <...> Я тебе тоже сказал: пойди поговей и приходи ко мне чистенька. Почему не причастилась да не пришла?" "Ну что же было бы?" – спросила я. Он прищурился: "Взял бы я тебя, вот што! Ух и хорошо чистеньку!" – он скрипнул зубами". Тут даже сказать нечего. Призывать человека после причастия ("когда у тебя рай в душе") к смертному греху – это просто беснование какое-то. Как, интересно, почитатели "старца" прокомментируют это свидетельство? Скорее всего, поступят, как поступают обычно, скажут, что эти архивные свидетельства – клевета врагов Отечества.



После начала Первой мировой войны Россия каким-то чудом удерживалась несколько лет на грани гибели. Некоторые называли это "чудо" Григорием Распутиным. Сам старец также был убежден в этом. "Вот не будет меня - все к черту пойдет", - любил говорить Григорий. И он не ошибался. В том, что его жизнь и особенно смерть перевернули судьбу народов огромной империи, согласны очень многие историки.

О том, кем был старец Распутин, споры продолжаются уже почти целый век. Григорий Распутин - одна из самых загадочных фигур начала XX века. Он одновременно и святой, спасающий именем Божьим людей от болезни, и бес, не довольствующийся продажными женщинами и совращающий дам высшего света. В глазах одних Распутин "ясновидящий, чудотворец, святой", другие убеждены в том, что это "пьяница, развратник, жулик". Защитники и той, и другой точки зрения ссылаются на многочисленные свидетельства, газетные заметки начала прошлого века, сохранившиеся официальные протоколы, подтверждающие объективность вывода каждой из сторон. Но если две дороги ведут в тупик, то, может быть, существует третья, не столь бросающаяся в глаза, зато примиряющая противоречивые факты о загадочном Григорие Распутине.

Для начала ознакомимся с советами, которые давал Распутин царской семье. Их было очень много, и касались они, в основном, повседневной жизни императорской четы и рекомендаций назначения людей на ту или иную должность. Но вот два совета выбивались из общей массы: настойчивое внушение интереса к событиям на Тибете и предложение, даже требование, сначала не начинать войну, а затем - заключить мир с немцами.

Начнем с Тибета. Казалось бы, зачем православному царю эта высокогорная и, в общем-то, бедная "крыша мира"? Ведь в ней ничего нет, кроме религиозного центра ламаизма, да многочисленных, затерянных в глубоких ущельях буддийских монастырей с их странными, на европейский взгляд, учениями. И все-таки Григорий Распутин смог убедить Николая II предпринять конкретные действия, которые должны были привести к появлению российских войск на "крыше мира". И сразу же возникает вопрос, почему у простого крестьянина мог возникнуть интерес к Тибету? Невольно возникает предположение, что кто-то направлял действия "святого старца" Распутина.

Вот что думает о Распутине российский историк Владимир Семенов: "Несмотря на природный ум и свою затаенную хитрость, тобольский старец Распутин едва ли принадлежал к числу людей, способных самостоятельно разбираться в сложных вопросах политики. Да в этом и не было особенной необходимости. Важнее была его мистическая интуиция, благодаря которой в романовской семье на него смотрели как на прозорливого святого старца. Но тем не менее этот придворный святой, так воздействовавший на Романовых, сам подвергался влияниям других темных личностей.


Вот уже прошло около 100 лет с момента свершения тех событий, которые можно назвать переломными в исторической судьбе России и всего мира – Октябрьской революции 1917 года, расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, провозглашения России 25 октября 1917 года советской республикой, а затем 10 января 1918 года – советской федеративной социалистической республикой.


В исторических перипетиях XX века одна историческая фигура выделяется особенно ярко. Одни историки говорят о нём, как о человеке необычайной духовности, другие же обложили его имя комьями грязи – порочащей клеветы. Как вы уже догадались, мы говорим о Григории Распутине. Среди споров, домыслов, слухов и мифов, которые связаны с его личностью, есть правда, о которой мало кто знает, и теперь эта правда раскрыта.


Григорий Ефимович Распутин родился 10 января (по старому стилю) 1869 года в селе Покровское Тобольской губернии. Гриша рос единственным ребенком в семье. Поскольку кроме него у отца помощников не было, Григорий стал рано работать. Так он жил, взрослел и в общем-то ничем не выделялся среди других крестьян. Но приблизительно в 1892 году в душе молодого Григория Распутина начинают происходить перемены.


Начинается период его далёких странствий по святым местам России. Странничество для Распутина не было самоцелью, оно являлось лишь способом внесения в жизнь духовного начала. При этом Григорий осуждал странников, которые избегают труда. Сам он неизменно возвращался домой на посевную и уборку урожая.


Полтора десятка лет странствий и духовных поисков превратили Распутина в человека, умудрённого опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать полезный совет. Это всё притягивало к нему людей. В октябре 1905 года Григория Распутина представляют государю. С этого момента Григорий Ефимович всю свою жизнь посвящает служению царю. Он оставляет странствование и подолгу живет в Петербурге.



Образ жизни и взгляды Григория Распутина полностью укладывались в традиционное мировоззрение русского народа. Систему традиционных ценностей Руси венчала и гармонизировала идея царской власти. «На родине, – пишет Григорий Распутин, – надо любить родину и в ней поставленного батюшку – царя – помазанника Божия!» Но политику и многих политиканов Распутин глубоко презирал, имея в виду, конечно, постыдное политиканство и интриганство, которые вершили люди, подобные Гучкову, Милюкову, Родзянко, Пуришкевичу. «Вся политика вредна, - говорил Распутин, - вредна политика… Понимаешь? - Все эти Пуришкевичи, Дубровины беса тешат, бесу служат. Служи народу… Вот тебе и политика… А прочее - от лукавого… Понимаешь, от лукавого…» «Для народушка жить нужно, о нём помыслить…» – любил говорить Григорий Ефимович.



К началу ХХ века благодаря усилиям царской власти и самоотверженно служивших ей выдающихся государственных деятелей, например, таких как, Пётр Аркадьевич Столыпин, Российская Империя имела все условия для того, что бы претендовать на статус ведущей мировой державы.


Такая ситуация не могла остаться незамеченной для Архонтов (сгреческого это слово переводится как «начальники», «правители». Но если копнуть глубже в историю, то открывается истинный смысл данного слова, который означает «правители мира»). В успешно развивающейся России искусственно была создана революционная ситуация, спустя некоторое время – профинансирована Февральская революция, затем приведено к власти Временное правительство. В результате за относительно короткий промежуток времени Российская Империя была разрушена.


Примерно с 1910 года против Распутина в печати начинается организованная кампания клеветы. Его обвиняют в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Несмотря на то, что ни одно из этих обвинений при расследовании не подтвердилось, клевета в печати не прекращалась. Кому и чему мешал старец? За что его ненавидели? Для того, что бы ответить на этот вопрос необходимо познакомиться с характером деятельности русского масонства ХХ века.



Архонты – это люди, которые сплетают воедино в своих ложах и секретных обществах мировойкапитал, политику и религию. Эти секретные ложи и общества в различные времена назывались по-разному. К примеру, один из первых влиятельных кругов Архонтов ещё с древности известен под названием «Вольные каменщики». « Ma ç on » в переводе с французского языка буквально означает «каменщик». Масоны - так стали называть «Вольные каменщики» одну из своих новых религиозно-политических организаций, которую они обосновали в Англии в XVIII веке. Первые русские масонские ложи возникли в XVIII веке как филиалы масонских орденов ЗападнойЕвропы, с самого начала отражая политические интересы последних. Представители зарубежных государств через масонские связи пытались повлиять на внутреннюю и внешнюю политику России. Главной целью членов российских масонских лож было свержение существующего государственного строя. В своём кругу масоны рассматривали свою организацию как центр собирания революционных сил. Масонские ложи всеми возможными путями провоцировали антиправительственные выступления, готовили заговоры против царя и близких к нему лиц.



Итак, для того что бы значительно ослабить ряд европейских государств, в том числе Россию и одновременно с этим поднять экономику США до уровня мирового лидера Архонтами была спровоцирована Первая мировая война. Поводом для войны стал конфликт между Австро-Венгрией и Сербией, связанный с убийством в Сараево австрийского наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены Софии.


Это преступление было совершено сербскими убийцами, входящими в оккультное тайное общество «Чёрная рука». Затем Австро-Венгрия предъявила Сербии заранее невыполнимый ультиматум, а после объявила войну. Германия объявила войну России, Великобритания – Германии. Григорий Ефимович был уверен, что война с Германией – это огромное бедствие для России, которое будет иметь трагические последствия.



«Германия – страна царская. Россия – тоже… Драться им с друг дружкой – это накликать революцию», – считал Григорий Распутин. Напомним, что царь, царица и их дети верили в Григория как в Божьего человека и любили его, к его советам государь прислушивался, когда речь шла о внутренней и внешней политики России. Именно поэтому разжигатели Первой мировой так боялись Распутина, и именно поэтому решили его убить в тот же день и час, что и австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Распутина тогда тяжело ранили и, пока он был в беспамятстве, Николай II вынужден был начать всеобщую мобилизацию в ответ на объявление Германией войны России. Фактически итогом Первой мировой войны стал одновременный развал трёх могущественных империй: Российской, Германской и Австро-Венгерской.


Следует сказать, что ещё в 1912 году, когда Россия готова была вмешаться в Первую Балканскую войну (25 сентября (8 октября) 1912 г. – 17 (30) мая 1913 г.) именно Распутин на коленях умолил царя не вступать в военные действия. По свидетельству графа Витте, «…он (Распутин) указал все гибельные результаты европейского пожара, и стрелки истории повернулись по-другому. Война была предотвращена».


Что же касается внутренней политики российского государства, то здесь Распутин предупреждал царя против многих решений, грозящих бедой стране: был против последнего созыва думы, просил не печатать думских крамольных речей. В самый канун Февральской революции Григорий Ефимович настаивал на подвозе в Петроград продовольствия – хлеба и масла из Сибири, даже фасовку муки и сахара придумал, чтобы избежать очередей, ведь как раз в очередях при искусственной организации хлебного кризиса начались питерские волнения, умело преобразованные в революцию. Вышеописанные факты это лишь малая часть служения Распутина своему государю и народу.


Враги России понимали, что деятельность Распутина, представляет немалую угрозу для их разрушительных планов. Убийца Распутина член масонского общества «Маяк» Феликс Юсупов свидетельствовал: «Государь до такой степени верит в Распутина, что если бы произошло народное восстание, народ шёл бы на Царское Село, посланные против него войска разбежались бы или перешли на сторону восставших, а с государем остался бы один Распутин и говорил ему «не бойся», то он бы не отступил». Также Феликс Юсупов говорил: «Я занимаюсь оккультизмом давно и могу вас уверить, что такие люди, как Распутин, с такой магнетической силой, являются раз в несколько столетий… Никто Распутина не может заменить, поэтому устранение Распутина будет иметь для революции хорошие последствия».



До начавшейся на него травли Распутин был известен как благочестивый крестьянин, духовный подвижник. Граф Сергей Юрьевич Витте сказал о Распутине: «Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся». После того как в ход была пущена масонская схема по дезинформации, друг царской семьи предстал перед обществом в образе распутника, пьяницы, любовника царицы, многих фрейлин и десятков других женщин. Высокое государственное положение царской семьи обязывало царя и царицу негласно проверять достоверность порочащих Распутина сведений, которые они получали. И каждый раз царь с царицей убеждались, что всё сказанное – выдумки и клевета. Кампания клеветы против Григория Ефимовича была организована масонами с целью не столько дискредитации личности самого Распутина, сколько с целью дискредитации личности царя. Ведь именно царь символизировал собой само русское государство, которое хотели разрушить Архонты посредством деятельности подконтрольных им масонских лож.


«Думаем, что мы не будем далеки от истины, – писала в 1914 году газета «Московские ведомости», - если скажем, что Распутин - «газетная легенда» и Распутин - настоящий человек из плоти и крови - мало что имеют общего между собой. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что издали она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал каким-то гигантским призраком, набрасывающим на всё свою тень». «Кому это понадобилось? – спрашивали „Московские ведомости“ и отвечали: - «Во-первых, нападали левые. Эти нападки носили чисто партийный характер. Распутина отождествляли с современным режимом, его именем хотели заклеймить существующий строй. Все стрелы, направленные на Распутина, на самом деле летели не в него. Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию».


Физическое убийство Распутина было логическим завершением его убийства морального, уже совершенного над ним к тому времени. В декабре 1916 года старец был предательски завлечен в дом Феликса Юсупова и убит.


Сам Григорий Распутин говорил: «Любовь - это такая златница, что ей никто не может цены описать». «Если любишь, то никого не убьёшь». «Все заповеди покорны любви, в ней великая премудрость, больше, чем в Соломоне».


На подобных исторических примерах мы можем видеть, что те или иные события в масштабах мира или отдельно взятой страны, всегда являются следствием целенаправленной созидательной или разрушительной деятельности конкретных людей. Глядя на ту ситуацию, которая сложилась в мире сегодня, можно провести параллели с недавним прошлым и попытаться понять, какие силы действуют сейчас на арене мировой политики.




Кстати история жизни Григория Распутина таит ещё много загадок и если углубиться в неё, можно найти весьма интересный момент, связывающий Григория Распутина и нынешнего президента России Владимира Владимировича Путина. Интересно? Подробная информация . Если вы хотите узнать больше о невидимой стороне управления народами и государствами в планетарном масштабе, мы предлагаем вам познакомиться с книгами Анастасии Новых, которые вы можете скачать совершенно бесплатно на нашем сайте, кликнув по цитате ниже или перейдя в соответствующий раздел сайта. Эти книги стали настоящей сенсацией, потому что раскрыли перед читателями те тайны истории, которые тщательно скрывались на протяжении столетий.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

Ну вот к примеру, была Российская империя. Пока Россия там потихоньку рубала себе «окно в Европу», она мало кого интересовала. А вот когда она, благодаря значительному росту экономики распахнула свою гостеприимную дверь в мир, вот тогда Архонты не на шутку зашевелились. И дело тут даже не в деньгах. Славянский менталитет - вот что для них самое страшное. Шутка ли, если славянская щедрость души затронет умы других народов, по-настоящему пробудит их души, усыпленные сладкими россказнями и обещаниями Архонтов? Получается, станет рушиться созданная Архонтами империя Эго, где главный бог человека - деньги! А значит, станет рушиться и их личная власть над теми странами и народами, которые повернутся к своим духовным истокам не на словах, а на деле. Для Архонтов же такое положение дел хуже смерти!

И вот, чтобы не допустить этой глобальной для них катастрофы, они всерьёз принялись за уничтожение Российской империи. Они не просто втянули страну в войну, но и профинансировали в ней искусственно созданный кризис, развязали гражданскую войну. Они профинансировали Февральскую буржуазную революцию и привели к власти так называемое Временное правительство, в котором все одиннадцать министров были масонами. Я уже не говорю о возглавившем кабинет Керенском - урожденном Ароном Кирбисом, сыном еврейки, масоном 32 степени посвящения с масонским еврейским титулом «рыцаря кадош». Когда этого «демагога» продвинули в самые верхи власти, он практически за полгода уничтожил российскую армию, государственную власть, суд и полицию, развалил экономику, обесценил русские деньги. Лучшего результата для Архонтов, развала великой империи за такой короткий срок, и придумать было невозможно.

Анастасия НОВЫХ «Сэнсэй IV»

Биография Григория Распутина интересует людей по сей день. Вряд ли найдется русский человек, никогда не слышавший об этой известной личности, оставившей значительный след в последние годы Российской Империи. Множество художественных книг, исследований, диссертаций и просто рефератов были написаны на основе жизни этого человека, обладавшего выдающимися, прямо-таки неординарными данными, физическими и духовными.

В статье:

Детские годы Григория Распутина

Отчество этой легендарной личности - Ефимович, а рожден был Григорий в семье обычного русского крестьянина из села Покровское , что по сию пору находится в бывшей Тобольской губернии. Появился на свет в шестьдесят девятом году девятнадцатого века, в то время, когда уже начинали набирать силу народные движения, а цари ощущали как доселе безропотный народ поднимает голову, протестуя против самодурского произвола.

Распутин Григорий Ефимович

Рожден был ребенком хилым и слабым, но выжил, в отличие от своих сестер и братьев, покидавших этот мир в возрасте менее года. Крестили его наутро после рождения, нарекли Григорием, что значит - бодрствующий. Из-за своего здоровья он не мог предаваться детским играм со своими сверстниками, не принимавшими его на равных. От этого мальчик замкнулся в себе, стал нелюдимым, начал проявлять тягу к уединению и размышлениям наедине с самим собой. Как и многие старцы, святые и прочие чудотворцы, например, именно в возрасте детства из-за своей отверженности он ощутил тягу к религии и нашел успокоение души в ней.

При этом Григорий не забывал о земных занятиях: помогал отцу, пас скотину, косил сено, сажал и убирал урожай, ходил, как и все, на извоз. Но из-за здоровья быстро утомлялся, ослабевал. Поэтому односельчане считали его ущербным и не таким, как они, хотя мальчик и старался быть полезным семье.

В возрасте четырнадцати лет Григория поразила серьезная болезнь, от которой он слег и едва не умер. Домашние уже приготовились хоронить единственного сына, как внезапно состояние подростка улучшилось, а вскоре он и вовсе выздоровел, поразив окружающих. По словам Распутина, его исцелила Матерь Божья, явившись к нему во сне. После болезни он стал еще более религиозен, погрузился в изучение богословских текстов. Школы в селе не имелось, но он имел такую тягу к знаниям, что раздобывал информацию отовсюду. Даже не умея читать, он выучил многие молитвы наизусть, запоминая их на слух.

Сын малограмотного крестьянина, сам отроду не посещавший класса и не читавший азбуки, он имел удивительный дар прозорливости, определивший всю его дальнейшую судьбу. Кто мог предположить, что даже спустя полтора столетия, люди будут помнить, как жил когда-то Григорий Распутин, биография которого станет основой для множества научных трудов и художественных произведений - от мультфильма «Анастасия», где он изображен как демонический злодей, до комиксов, книг и фильмов? Это была поистине неординарная личность.

Распутин Григорий Ефимович - биография взрослых лет

Григорий Распутин и Илиодор

В восемнадцать лет, что по нынешним временам означает вступление во взрослую жизнь, Григорий совершил паломничество по многим монастырям и храмам. Он не принял постриг и монашеский обет, но завел много полезных знакомств со священниками, странниками, представителями белого и черного духовенства всех рангов. В будущем это немало помогло ему.

Спустя годы, уже будучи в зрелом возрасте, Григорий Распутин прибыл в столицу. Это произошло в третьем году двадцатого века, в Санкт-Петербурге, где двери императорского дворца оказались раскрыты для странника с удивительными способностями. Только приехав в город на берегах Невы, Григорий не имел ни гроша за душой. В поисках помощи он пришел к епископу Сергию , который был ректором духовной академии. Тот свел его с нужным человеком - архиепископом Феофаном, духовным наставником всей царской семьи. Тот был немало наслышан о пророческом даре Распутина, поскольку слухи уже распространились по всей огромной стране.

Полковник Дмитрий Ломан, Григорий Распутин и князь Михаил Путятин

С царской семьей Распутин завел знакомство в нелегкие для Российской Империи времена. Революционные движения типа «Народной воли» заимели немалое влияние, охватив все слои населения. Рабочие то и дело устраивали забастовки. От царя требовали жестких решений, волевых деяний, а мягкий характером Николай Второй, ощущая огромное давление, приходил в замешательство. Вероятно, именно потому простой крестьянин из Сибири сумел оказать на царя такое впечатление, что тот беседовал с ним часами. Будучи так называемым «святым старцем», Григорий Распутин имел просто невероятное влияние на всю императорскую семью, но в особенности - на императрицу, Александру Федоровну, которая во всем доверяла новоявленному духовному наставнику.

Многие историки считают, что основным фактором приобретения такого влияния, оказалось вполне успешное лечение наследника престола Алексея Николаевича, горячо любимого единственного сына императрицы. Тот был тяжело болен гемофилией - редким наследственным заболеванием, характеризующимся хронической кровоточивостью и плохой свертываемостью крови. Распутин неизвестным образом успокаивал мальчика. Пророк ослаблял его боль, и казалось, что тот поправлялся, насколько это было возможно при лечении народными средствами.

Так простой крестьянский сын стал доверенным лицом самого императора, его личным советником и человеком с колоссальным влиянием на судьбу всей страны. Распутин Григорий Ефимович, биография которого поражает головокружительностью взлета, был и остается объектом споров. По сей день мнения людей на его счет крайне разнятся. Одни считают, что Григорий был человеком поразительной духовной силы, терпеливым и умным, желавшим России только добра. Другие называют его Гришкой и говорят что это был алчный себялюбец, предававшийся разврату, который, воспользовавшись нерешительностью Николая Второго, только подтолкнул империю к разрушению.

Как бы то ни было, Григорий Ефимович Распутин, биография которого берет начало в глухом селе даже без школы, в зрелые годы жил во дворце императора. Никто не мог быть назначен на пост без предварительного совещания с Распутиным. Обладая поразительной прозорливостью, этот «божий человек» мог раскрыть царю глаза на тайные помыслы придворных, истинную суть человека, посоветовать приблизить кого-то или отговорить награждать. Он участвовал во всех дворцовых делах, всюду имея глаза и уши.

Покушения на Распутина и его смерть

Перед тем как совершить убийство мешающего их планам Распутина, его противники пытались всячески очернить Григория в глазах императора. Распутин был обвинен в колдовстве, пьянстве, разврате, растратах и воровстве. Сплетни и клевета не имели результата: Николай Второй продолжал безоговорочно верить своему советнику.

В итоге возник заговор великих князей, желавших убрать с политической арены мешающего им старца. Действительный статский советник Владимир Пуришевич, князь и, в будущем, главнокомандующий военными силами Российской империи, Николай Николаевич-младший, а также князь Феликс Юсупов всерьез задались целью уничтожить Распутина. Заговор был составлен на высшем уровне, но в итоге гладко все не прошло.

Хиония Гусева

В первый раз они подослали к Григорию стрелка - Хионию Гусеву. Старец получил тяжелую рану и пребывал на грани жизни и смерти. В это время, оставшись без советника, который всячески отговаривал его от участия в войне, Николай Второй объявил всеобщую мобилизацию и объявил о начале войны. Когда Распутин начал выздоравливать, император продолжил с ним советоваться, интересоваться мнением Распутина о своих действиях и доверять провидцу.

Это крайне не устраивало великих князей-заговорщиков. Они твердо вознамерились довести дело до конца. Для этой цели Распутин был приглашен во дворец князя Юсупова, где в еду и питье ему подмешали цианистый калий, смертельный яд, который, однако, не убил старца. Тогда его застрелили - но даже с пулями в спине Распутин продолжал яростно бороться за свою жизнь. Он выбежал на улицу в попытке скрыться от преследующих его убийц. Однако раны быстро ослабили его и погоня была не долгой. Григория повалили на мостовую и принялись жестоко избивать. Затем его, почти забитого, потерявшего много крови, сбросили с Петровского моста в Неву. Даже в ледяной воде старец и пророк Григорий Распутин прожил еще несколько часов, прежде чем смерть все же забрала его.

Этот человек отличался поистине титанической силой духа и тягой к жизни, но волей великих князей он был приговорен. Николай Второй, оставшись без советника и помощника, оказался свергнут всего через два с половиной месяца. Практически тогда, когда закончилась жизнь Распутина, кончилась и история дома Романовых, правившего Россией несколько столетий.

Страшные предсказания Распутина

Чуть раньше мы назвали этого старца провидцем. Так и впрямь считается - что сибирский крестьянин обладал даром прозревать будущее. Предсказания Распутина сделали его известным по всей России и в итоге привели в императорский дворец. Так что же такого он напророчил?

К самым известным пророчествам Григория Распутина можно отнести предвидение катастрофического семнадцатого года, жестокого уничтожения царской семьи, ужасов войны между белыми и красными, охватившей Россию. В своих «Благочестивых размышлениях» Распутин писал, что, обнимая кого-то из царских детей, он чувствовал их мертвецами - и это жуткое прозрение вызывало у него глубочайший ужас. Также он говорил, что если его убьют люди, в которых течет императорская кровь, всему дому русских владык не простоять и двух лет, все они будут убиты за пролитую кровь старца.

Скептически настроенные люди говорят, что распутинские пророчества слишком уж походят на . Возможно, это так. Но и в самих катренах указывается появление на российской земле такой личности как Распутин. Вполне вероятно, что на старца могло повлиять ознакомление с .

Предсказания Распутина - это, пожалуй, одни из самых значимых пророчеств, сделанных в двадцатом веке. Несмотря на то, что многие из них сбылись, есть и те, что не нашли подтверждения. Например, пришествие Антихриста и Апокалипсис в две тысячи тринадцатом. Поэтому мы можем с уверенностью утверждать, что не все видения вещего старца были точны.

Предсказания Распутина о России

Касаемо наших дней Григорий почти не оставил пророчеств. Во всяком случае, столь однозначных как о двадцатом веке, в котором он жил. Предсказания Распутина о России имеют тревожный посыл: множество искушений, вероятная гибель в случае, если страна поддастся Антихристовым искушениям и потеряет свой путь.

В основном пророчества Распутина о будущем России таковы, если сделать сухую выжимку из фактов: если Россия сумеет избежать всех искушений, то займет значимое место в мире. Если нет, то ее ждут лишь погибель, тлен и пепел. Как и прочие державы Европы, если те соблазнятся дарами Антихриста и утратят моральные ценности.

Нет никаких сомнений, что, будучи человеком крайне религиозным, глубоко верующим, Распутин находился под огромным влиянием библейских пророчеств. В его речах очень часто имели место отсылки к христианским мотивам - в частности, к Апокалипсису. Для Распутина упадок моральных ценностей, отвержение православных добродетелей, атеизм, надвигающееся торжество науки являлись предвестниками наступления недобрых для церкви времен. Он был прав: после свержения царской власти большевики долго угнетали церковь, отрицая религию как необходимую составляющую жизни людей.

Русский крестьянин, получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями" и имевший неограниченное влияние на императорскую семью, Григорий Ефимович Распутин родился 21 января (9 января по старому стилю) 1869 года в уральском селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии (ныне находится на территории Тюменской области). В память святителя Григория Нисского младенца крестили с именем Григорий. Отец, Ефим Распутин, занимался извозом и был сельским старостой, мать - Анна Паршукова.

Григорий рос болезненным ребенком. Образования не получил, поскольку в селе не было церковно-приходской школы, и остался на всю жизнь неграмотным — писал и читал с огромным трудом .

Он рано стал работать , сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в земледельческих работах, помогал убирать урожай.

В 1893 году (по другим источникам в 1892 году) Григорий

Распутин начал странствовать по святым местам. Сначала дело ограничивалось ближайшими сибирскими монастырями, а потом он стал странствовать и по всей России, освоив ее европейскую часть.

Позже Распутин совершил паломничество в греческий монастырь Атос (Афон) и в Иерусалим. Все эти путешествия он совершал пешком . После странствий Распутин неизменно возвращался домой на посевную и уборку урожая. По возвращении в родное село Распутин вел жизнь "старца", но далекую от традиционного аскетизма. Религиозные взгляды Распутина отличались большим своеобразием и далеко не во всем совпадали с каноническим православием.

В родных местах он приобрел репутацию провидца и целителя. По многочисленным свидетельствам современников Распутин действительно в определенной мере обладал даром целительства. Он успешно справлялся с различными нервными расстройствами, снимал тики, останавливал кровь, легко унимал головные боли, прогонял бессонницу. Есть свидетельства, что он обладал необычайной силой внушения.

В 1903 году Григорий Распутин впервые посетил Петербург, а в 1905 году поселился в нем и скоро обратил на себя всеобщее внимание. Слух о "святом старце", который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. В короткое время Распутин стал модным и известным человеком в столице и стал вхож в великосветские гостиные. Великие княгини Анастасия и Милица Николаевны познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 года и оставила у императорской четы очень приятное впечатление. Затем такие свидания стали происходить регулярно.

Сближение Николая II и императрицы Александры Федоровны с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. Он завоевал еще большее доверие царской семьи, оказывая помощь больному гемофилией (несвертываемость крови) наследнику престола — цесаревичу Алексею.

По желанию царской семьи Распутину специальным указом была дана другая фамилия - Новый. По легенде, это слово было одним из первых слов, которые произнес наследник Алексей, когда начал говорить. Увидев Распутина, младенец закричал: "Новый! Новый!".

Пользуясь доступом к царю, Распутин обращался к нему с просьбами, в том числе коммерческого свойства. Получая за это деньги от заинтересованных людей, Распутин тут же раздавал их часть нищим и крестьянам. Он не имел ясных политических взглядов, но твердо верил в связь народа и монарха и недопустимость войны. В 1912 году выступал против вступления России в Балканские войны.

В петербургском свете ходило множество слухов о Распутине и его влиянии на власть. Примерно с 1910 года против Григория Распутина началась организованная кампания в печати. Его обвиняли в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Николай II несколько раз высылал Распутина, но затем возвращал его в столицу по настоянию императрицы Александры Федоровны.

В 1914 году Распутин был ранен религиозной фанатичкой.

Противники Распутина доказывают, что влияние "старца" на российскую внешнюю и внутреннюю политику было едва ли не всеобъемлющим. Во время Первой мировой войны каждое назначение в самом верхнем эшелоне правительственных служб, как и в верхушке церкви, проходило через руки Григория Распутина. Императрица советовалась с ним по всем вопросам, а затем настойчиво добивалась от мужа нужных ей государственных решений.

Авторы, симпатизирующие Распутину, считают что он не оказывал никакого сколько-нибудь значительного влияния на внешнюю и внутреннюю политику империи, равно как и на кадровые назначения в правительстве, и что его влияние относилось преимущественно к духовной сфере, а также к его чудесным способностям облегчать страдания цесаревича.

В придворных кругах "старца" продолжали ненавидеть, считая виновным в падении авторитета монархии. В императорском окружении созрел заговор против Распутина. Среди заговорщиков были Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Пуришкевич (депутат Государственной думы) и великий князь Дмитрий (двоюродный брат Николая II).

В ночь на 30 декабря (17 декабря по старому стилю) 1916 года Григория Распутина пригласил в гости князь Юсупов, который подал ему отравленное вино. Яд не подействовал, и тогда заговорщики застрелили Распутина и бросили его тело под лед в притоке Невы. Когда через несколько дней тело Распутина обнаружили, оказалось, что он еще пытался дышать в воде и даже высвободил одну руку из веревок.

По настоянию императрицы тело Распутина было захоронено близ часовни императорского дворца в Царском Селе . После Февральской революции 1917 года тело выкопали и сожгли на костре.

Суд над убийцами, поступок которых вызвал одобрение даже в окружении императора, не состоялся.

Григорий Распутин был женат на Прасковье (Параскеве) Дубровиной. У супругов было трое детей: сын Дмитрий (1895-1933) и две дочери — Матрена (1898-1977) и Варвара (1900-1925). Дмитрий в 1930 году был сослан на север, где скончался от дизентерии. Обе дочери Распутина учились в Петербурге (Петрограде) в гимназии. Варвара умерла в 1925 году от тифа. Матрена в 1917 году вышла замуж за офицера Бориса Соловьева (1893-1926). У супругов родились две дочери. Семья эмигрировала сначала в Прагу, затем в Берлин и Париж. После смерти мужа Матрена (за границей называвшая себя Марией) выступала в танцевальных кабаре. Позже перебралась в США, где стала работать укротительницей в цирке. После того, как ее ранил медведь, она оставила эту профессию.

Скончалась в Лос-Анджелесе (США).

Матрене принадлежат воспоминания о Григории Распутине на французском и немецком языке, изданные в Париже в 1925 и 1926 годах, а также краткие заметки об отце на русском языке в эмигрантском журнале "Иллюстрированная Россия (1932).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников