Мастер и маргарита супер краткое содержание. «Мастер и Маргарита» анализ. Встреча Маргариты с Азазелло

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по черной магии, а на самом деле являющийся сатаной. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма Гелла, развязный тип Коровьев или Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и веселый толстяк Бегемот, который по большей части предстает перед читателем в обличье черного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает Берлиозу страшную смерть под колесами трамвая. На глазах потрясенного Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа - мастера.

Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходеевым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроваживает его прочь из квартиры, и Степа непонятным образом оказывается в Ялте.

К Никанору Ивановичу Босому, председателю жилищного товарищества дома № 302-бис, является Коровьев и просит сдать Воланду квартиру № 50, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломленный Никанор Иванович попадает в ту же клинику профессора Стравинского.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизером Воландом. Решив, что это - дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удается: Азазелло и Коровьев, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты, Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления червонцы превращаются в бумажки, а все, приобретенное в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращенный поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, смертельно напуганный, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.

Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившем Мишу Берлиоза; мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе. Мастером его называла его возлюбленная Маргарита. Будучи историком по образованию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму - сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в маленьком домике в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно. Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его. Каждый день она приходила к мастеру, роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнес его в журнал, но напечатать его там отказались, однако в газетах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем. И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов. Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали - рассказывая Ивану свою историю, в этом месте он понижает голос до шепота, - и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живет уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто - больной из комнаты № 118.

В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что-то должно произойти. Утирая слезы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и передает ей приглашение Воланда - ей отводится роль королевы на ежегодном балу у сатаны. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по её мнению погубившего мастера. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты.

В полночь начинается весенний бал полнолуния - великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы - преступники всех времен и народов; мужчины являются во фраках, женщины - обнаженными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии, и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс черной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева. Становится ясно, что все это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату. Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырех осужденных на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осужденные. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остается только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осужденных, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своем доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок - трусость», - читает прокуратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берете его к себе, в свет?» - спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина - подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха, в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и мастера. «Ваш роман прочитали, - говорит Воланд мастеру, - и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждет тебя!» - кричит мастер, и над черной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

«Прощайте!» - кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Действие первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. XX века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую сюжетную линию, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда.

В один из жарких майских дней в Москве появляется некто Воланд, выдающий себя за специалиста по чёрной магии, а на самом деле являющийся сатаной. Его сопровождает странная свита: хорошенькая ведьма-вампир Гелла, развязный тип Коровьев, также известный как Фагот, мрачный и зловещий Азазелло и весёлый толстяк Бегемот, который по большей части предстаёт перед читателем в обличье чёрного кота невероятных размеров.

Первыми встречаются с Воландом на Патриарших прудах редактор толстого художественного журнала Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный, написавший антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Воланд вмешивается в их разговор, утверждая, что Христос существовал в действительности. В качестве доказательства того, что есть нечто, неподвластное человеку, Воланд предсказывает, что Берлиозу отрежет голову русская девушка-комсомолка. На глазах потрясённого Ивана Берлиоз тут же попадает под трамвай, которым управляет девушка-комсомолка, и ему отрезает голову. Иван безуспешно пытается преследовать Воланда, а затем, явившись в Массолит (Московская Литературная Ассоциация), так запутанно излагает последовательность событий, что его отвозят в загородную психиатрическую клинику профессора Стравинского, где он и встречает главного героя романа - мастера .

Воланд, явившись в квартиру № 50 дома 302-бис по Садовой улице, которую покойный Берлиоз занимал вместе с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым, и найдя последнего в состоянии тяжкого похмелья, предъявляет ему подписанный им же, Лиходеевым, контракт на выступление Воланда в театре, а затем выпроваживает его прочь из квартиры, и Стёпа непонятным образом оказывается в Ялте.

Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома № 302-бис, является в квартиру № 50 и застаёт там Коровьева, который просит сдать эту квартиру Воланду, так как Берлиоз погиб, а Лиходеев в Ялте. Никанор Иванович после долгих уговоров соглашается и получает от Коровьева сверх платы, обусловленной договором, 400 рублей, которые прячет в вентиляции. В тот же день к Никанору Ивановичу приходят с ордером на арест за хранение валюты, так как эти рубли превратились в доллары. Ошеломлённый Никанор Иванович попадает в ту же клинику профессора Стравинского.

В это время финдиректор Варьете Римский и администратор Варенуха безуспешно пытаются разыскать по телефону исчезнувшего Лиходеева и недоумевают, получая от него одну за другой телеграммы из Ялты с просьбой выслать денег и подтвердить его личность, так как он заброшен в Ялту гипнотизером Воландом. Решив, что это - дурацкая шутка Лиходеева, Римский, собрав телеграммы, посылает Варенуху отнести их «куда надо», однако Варенухе сделать этого не удаётся: Азазелло и кот Бегемот, подхватив его под руки, доставляют Варенуху в квартиру № 50, а от поцелуя нагой ведьмы Геллы Варенуха лишается чувств.

Вечером на сцене театра Варьете начинается представление с участием великого мага Воланда и его свиты. Фагот выстрелом из пистолета вызывает в театре денежный дождь, и весь зал ловит падающие червонцы. Затем на сцене открывается «дамский магазин», где любая женщина из числа сидящих в зале может бесплатно одеться с ног до головы. Тут же в магазин выстраивается очередь, однако по окончании представления червонцы превращаются в бумажки, а всё, приобретённое в «дамском магазине», исчезает без следа, заставив доверчивых женщин метаться по улицам в одном белье.

После спектакля Римский задерживается у себя в кабинете, и к нему является превращенный поцелуем Геллы в вампира Варенуха. Увидев, что тот не отбрасывает тень, Римский смертельно напуган и пытается убежать, но на помощь Варенухе является вампирша Гелла. Рукой, покрытой трупными пятнами, она пытается открыть оконную задвижку, а Варенуха караулит у двери. Тем временем наступает утро, слышится первый крик петуха, и вампиры исчезают. Не теряя ни минуты, мгновенно поседевший Римский на такси мчится на вокзал и курьерским поездом уезжает в Ленинград.

Тем временем Иван Бездомный, познакомившись с Мастером, рассказывает ему о том, как он встретился со странным иностранцем, погубившим Мишу Берлиоза. Мастер объясняет Ивану, что встретился он на Патриарших с сатаной, и рассказывает Ивану о себе. Мастером его называла его возлюбленная Маргарита . Будучи историком по образованию, он работал в одном из музеев, как вдруг неожиданно выиграл огромную сумму - сто тысяч рублей. Он оставил работу в музее, снял две комнаты в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков и начал писать роман о Понтии Пилате. Роман уже был почти закончен, когда он случайно встретил на улице Маргариту, и любовь поразила их обоих мгновенно. Маргарита была замужем за достойным человеком, жила с ним в особняке на Арбате, но не любила его. Каждый день она приходила к мастеру. Роман близился к концу, и они были счастливы. Наконец роман был дописан, и мастер отнёс его в журнал, но напечатать его там отказались. Тем не менее, отрывок из романа был напечатан, и вскоре в газетах появилось несколько разгромных статей о романе, подписанных критиками Ариманом, Латунским и Лавровичем. И тут мастер почувствовал, что заболевает. Однажды ночью он бросил роман в печь, но прибежавшая встревоженная Маргарита выхватила из огня последнюю пачку листов. Она ушла, унося рукопись с собой, чтобы достойно проститься с мужем и утром вернуться к возлюбленному навсегда, однако через четверть часа после её ухода к нему в окно постучали - рассказывая Ивану свою историю, в этом месте Мастер понижает голос до шёпота, - и вот через несколько месяцев, зимней ночью, придя к себе домой, он обнаружил свои комнаты занятыми и отправился в новую загородную клинику, где и живёт уже четвертый месяц, без имени и фамилии, просто - больной из комнаты № 118.

В это утро Маргарита просыпается с ощущением, что-то должно произойти. Утирая слёзы, она перебирает листы обгоревшей рукописи, разглядывает фотографию мастера, а после отправляется на прогулку в Александровский сад. Здесь к ней подсаживается Азазелло и сообщает ей, что некий знатный иностранец приглашает её в гости. Маргарита принимает приглашение, потому что надеется узнать хоть что-то о Мастере. Вечером того же дня Маргарита, раздевшись донага, натирает тело кремом, который дал ей Азазелло, становится невидимой и вылетает в окно. Пролетая мимо писательского дома, Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского, по её мнению погубившего мастера. Затем Маргариту встречает Азазелло и приводит её в квартиру № 50, где она знакомится с Воландом и остальными членами его свиты. Воланд просит Маргариту быть королевой на его балу. В награду он обещает исполнить её желание.

В полночь начинается весенний бал полнолуния - великий бал у сатаны, на который приглашены доносчики, палачи, растлители, убийцы - преступники всех времён и народов; мужчины являются во фраках, женщины - обнажёнными. В течение нескольких часов нагая Маргарита приветствует гостей, подставляя руку и колено для поцелуя. Наконец бал закончен, и Воланд спрашивает у Маргариты, что она хочет в награду за то, что была у него хозяйкой бала. И Маргарита просит немедленно вернуть ей мастера. Тут же появляется мастер в больничном одеянии, и Маргарита, посовещавшись с ним, просит Воланда вернуть их в маленький домик на Арбате, где они были счастливы.

Тем временем одно московское учреждение начинает интересоваться странными событиями, происходящими в городе, и все они выстраиваются в логически ясное целое: и таинственный иностранец Ивана Бездомного, и сеанс чёрной магии в Варьете, и доллары Никанора Ивановича, и исчезновение Римского и Лиходеева. Становится ясно, что всё это работа одной и той же шайки, возглавляемой таинственным магом, и все следы этой шайки ведут в квартиру № 50.

Обратимся теперь ко второй сюжетной линии романа. Во дворце Ирода Великого прокуратор Иудеи Понтий Пилат допрашивает арестованного Иешуа Га-Ноцри, которому Синедрион вынес смертный приговор за оскорбление власти кесаря, и приговор этот направлен на утверждение к Пилату. Допрашивая арестованного, Пилат понимает, что перед ним не разбойник, подстрекавший народ к неповиновению, а бродячий философ, проповедующий царство истины и справедливости. Однако римский прокуратор не может отпустить человека, которого обвиняют в преступлении против кесаря, и утверждает смертный приговор. Затем он обращается к первосвященнику иудейскому Каифе, который в честь наступающего праздника Пасхи может отпустить на свободу одного из четырёх осуждённых на казнь преступников; Пилат просит, чтобы это был Га-Ноцри. Однако Каифа ему отказывает и отпускает разбойника Вар-Раввана. На вершине Лысой горы стоят три креста, на которых распяты осуждённые. После того, как толпа зевак, сопровождавшая процессию к месту казни, вернулась в город, на Лысой горе остаётся только ученик Иешуа Левий Матвей, бывший сборщик податей. Палач закалывает измученных осуждённых, и на гору обрушивается внезапный ливень.

Прокуратор вызывает Афрания, начальника своей тайной службы, и поручает ему убить Иуду из Кириафа, получившего деньги от Синедриона за то, что позволил в своём доме арестовать Иешуа Га-Ноцри. Вскоре молодая женщина по имени Низа якобы случайно встречает в городе Иуду и назначает ему свидание за городом в Гефсиманском саду, где на него нападают неизвестные, закалывают его ножом и отбирают кошель с деньгами. Через некоторое время Афраний докладывает Пилату о том, что Иуда зарезан, а мешок с деньгами - тридцать тетрадрахм - подброшен в дом первосвященника.

К Пилату приводят Левия Матвея, который показывает прокуратору пергамент с записанными им проповедями Га-Ноцри. «Самый тяжкий порок - трусость», - читает прокуратор.

Но вернемся в Москву. На закате солнца на террасе одного из московских зданий прощаются с городом Воланд и его свита. Внезапно появляется Левий Матвей, который предлагает Воланду взять мастера к себе и наградить его покоем. «А что же вы не берёте его к себе, в свет?» - спрашивает Воланд. «Он не заслужил света, он заслужил покой», - отвечает Левий Матвей. Через некоторое время, в домик к Маргарите и мастеру является Азазелло и приносит бутылку вина - подарок Воланда. Выпив вина, мастер и Маргарита падают без чувств; в то же мгновение начинается суматоха в доме скорби: скончался пациент из комнаты № 118; и в ту же минуту в особняке на Арбате молодая женщина внезапно бледнеет, схватившись за сердце, и падает на пол.

Волшебные черные кони уносят Воланда, его свиту, Маргариту и Мастера. «Ваш роман прочитали, - говорит Воланд Мастеру, - и я хотел бы показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и видит во сне лунную дорогу и хочет идти по ней и разговаривать с бродячим философом. Вы можете теперь кончить роман одной фразой». «Свободен! Он ждёт тебя!» - кричит мастер, и над чёрной бездной загорается необъятный город с садом, к которому протянулась лунная дорога, и по дороге этой стремительно бежит прокуратор.

«Прощайте!» - кричит Воланд; Маргарита и мастер идут по мосту через ручей, и Маргарита говорит: «Вот твой вечный дом, вечером к тебе придут те, кого ты любишь, а ночью я буду беречь твой сон».

А в Москве, после того как Воланд покинул её, ещё долго продолжается следствие по делу о преступной шайке, однако меры, принятые к её поимке, результатов не дают. Опытные психиатры приходят к выводу, что члены шайки являлись невиданной силы гипнотизерами. Проходит несколько лет, события тех майских дней начинают забываться, и только профессор Иван Николаевич Понырев, бывший поэт Бездомный, каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, появляется на Патриарших прудах и садится на ту же скамейку, где впервые встретился с Воландом, а затем, пройдя по Арбату, возвращается домой и видит один и тот же сон, в котором к нему приходят и Маргарита, и мастер, и Иешуа Га-Ноцри, и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал около 12 лет и так не успел его окончательно отредактировать. Этот роман стал настоящим откровением писателя, сам Булгаков говорил, что это его главное послание к человечеству, завещание потомкам.

Об этом романе написано много книг. Среди исследователей творческого наследия Булгакова есть мнение, что это произведение своего рода политический трактат. В Воланде они видели Сталина и его свиту отождествляли с политическими деятелями того времени. Однако рассматривать роман «Мастер и Маргарита» только с этой точки зрения и видеть в нем только политическую сатиру было бы не правильно.

Некоторые литературоведы считают, что основным смыслом этого мистического произведения является вечная борьба между добром и злом. По Булгакову получается, что и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала. Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не ли так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела , если бы с нее исчезли тени?»

В романе зло, в лице Воланда, престает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах. Воланд карал людей злом за зло ради справедливости.

Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде. Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в романе Булгакова Маргарита заключает с дьяволом ради любви к Мастеру.

Борьба за человека

Жители Булгаковской Москвы предстают перед читателем собранием марионеток, терзаемых страстями. Огромное значение имеет в Варьете, где Воланд садится перед публикой и начинает рассуждать о том, что люди не меняются веками.

На фоне этой безликой массы только Мастер и Маргарита глубоко осознают, как устроен мир и кто им правит.

Образ Мастера является собирательным и автобиографичным. Читатель не узнает его настоящего имени. В лице мастера выступает любой художник, а также человек, который имеет собственное видение мира. Маргарита – это образ идеальной женщины, которая способна любить до конца, невзирая на трудности и преграды. Они идеальные собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной своим чувствам женщины.

Таким образом, смысл этого бессмертного романа условно можно разделить на три пласта.

Над всем стоит противостояние Воланда и Иешуа, которые вместе со своими учениками и свитой ведут беспрерывную борьбу за бессмертную человеческую душу, играют судьбами людей.

Чуть ниже находятся такие люди, как Мастер и Маргарита, позже к ним присоединяется ученик Мастера профессор Понырев. Эти люди духовно более зрелые, которые осознают, что жизнь устроена гораздо сложнее, чем, кажется, на первый взгляд.

И, наконец, в самом низу находятся простые обыватели булгаковской Москвы. Они не имеют воли и стремятся только к материальным ценностям.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» служит постоянным предостережением от невнимательности к себе, от слепого следования заведенному порядку вещей, в ущерб осознанию собственной личности.

Источники:

  • Тема добра и зла в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
  • Смысл названия романа "Мастер и Маргарита"
  • Главная идея романа "Мастер и Маргарита"

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» является одной из лучших книг, написанных в XX веке на русском языке. К сожалению, роман был опубликован через много лет после смерти писателя, и многие загадки, зашифрованные автором в книге, так и остались неразгаданными.

Дьявол на Патриарших

Работу над романом, посвященным появлению Дьявола в Москве 1930-х годов, Булгаков начал в 1929 году и продолжал ее до самой смерти в 1940-м, так и не закончив авторскую правку. Книга же вышла в печать только в 1966 году, благодаря тому, что вдова Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна Булгакова сохранила у себя рукопись. Сюжет , а точнее, все его скрытые смыслы, до сих пор являются предметом научных исследований и споров литературоведов.

«Мастер и Маргарита» входит в список ста лучших книг XX века по версии французского периодического издания Le Monde.

Текст начинается с того, что к двум советским писателям, беседующим на Патриарших прудах, подходит иностранец, который оказывается Сатаной. Выясняется, что Дьявол ( он представляется именем Воланд) путешествует по всему миру, периодически останавливаясь в различных городах вместе со своей свитой. Попав в Москву, Воланд и его подручные наказывают людей за их мелкие грехи и страсти. Образы взяточников и жуликов выписаны Булгаковым мастерски, и сочувствия жертвы Сатаны совершенно не вызывают. Так, например, судьба двух первых собеседников Воланда складывается крайне неприятно: один из них погибает под трамваем, а второй попадает в сумасшедший дом, где знакомится с человеком, называющим себя Мастером.

Мастер рассказывает жертве Воланда свою историю, в частности, сообщая, что в свое время о Понтии Пилате, из-за которого и попал в психиатрическую лечебницу. Кроме того, он вспоминает романтическую историю своей любви к женщине, по имени Маргарита. В это же время один из представителей свиты Воланда обращается к Маргарите с просьбой стать королевой бала Сатаны, который ежегодно проводится Воландом в различных столицах. Маргарита соглашается в обмен на то, что ей вернут Мастера. Роман заканчивается сценой всех главных действующих лиц из Москвы, причем Мастер и Маргарита обретают покой, о котором мечтали.

Из Москвы в Иерусалим

Параллельно с «московской» линией сюжета развивается «ершалаимская», то есть, собственно, роман о Понтии Пилате. Из Москвы 30-х годов читатель переносится в Иерусалим времен начала н.э., где происходят трагические события, описанные в Новом завете и по-новому истолкованные Булгаковым. Автор пытается понять мотивы прокуратора Иудеи Понтия Пилата, отправившего на казнь философа Иешуа Га-Ноцри, прообразом которого является Иисус Христос. В финальной части книги сюжетные линии пересекаются, и каждый герой получает то, чего заслуживал.

Существует множество экранизаций романа Булгакова, причем как в России, так и за рубежом. Кроме того, текст вдохновил многих музыкантов, художников и драматургов.

«Мастер и Маргарита» - это роман на стыке жанров. Конечно, на первом плане находится сатирическое изображение нравов и быта жителей современной Булгакову Москвы, но помимо этого в тексте присутствуют различные мистические символы, нравственные метания, раскрывается тема воздаяния за грехи и проступки.

Одно из свойств литературы – это стремление синтезировать все имеющиеся на данный момент ее достижения, обобщить, привести в систему. Как пример, можно вспомнить «Игру в бисер» Гессе, «Доктора Фаустуса» Манна, «Братьев Карамазовых» Достоевского.

Общие сведения

История создания романа «Мастер и Маргарита» окутана тайнами до сих пор, впрочем, как и сам роман, не перестающий являться средоточием загадок для читателя. Точно не известно даже, когда у Булгакова возник замысел написания произведения, которое известно теперь под названием «Мастер и Маргарита» (название это появилось в черновиках Булгакова сравнительно незадолго до создания окончательного варианта романа).

Время, которое потребовалось Булгакову от вызревания идеи до окончательного варианта романа, составило в итоге около десяти лет, что говорит о том, с какой тщательностью принялся Булгаков за роман и какой, по-видимому, значимостью он для него обладал. И Булгаков словно предвидел все заранее, потому что «Мастер и Маргарита» стало последним написанным им произведением. Булгаков даже не успел довести до конца литературную правку романа, она остановилась где-то в области второй части.

Концептуальный вопрос

Изначально на место главного героя своего нового романа Булгаков определил образ дьявола (будущего Воланда). Первые несколько редакций романа создавались под знаменем этой идеи. Надо заметить, что каждую из четырех известных редакций можно рассматривать в качестве самостоятельного романа, поскольку все они содержат множество принципиальных различий как на формальном, так и на семантическом уровнях. Привычный читателю главный образ – образ Мастера был введен в роман Булгаковым только в четвертой, окончательно редакции, и это само собой определило в итоге основную концепцию романа, который изначально содержал уклон в большей степени в сторону , однако Мастер в качестве главного героя своим «появлением» заставил Булгакова пересмотреть перспективы романа и главенствующее место отдать теме искусства, культуры, места художника в современном мире.

Работа над романом растянулась настолько, вероятно, не только по причине неокончательной оформленности концепции, ее изменения, но и ввиду того, что роман предполагался самим Булгаковым как произведение итоговое, обобщающее весь его путь на поприще искусства, и в связи с этим роман имеет достаточно сложную структуру, он наполнен огромным количеством явных и неявных культурных аллюзий, отсылок на каждом без исключения уровне поэтики романа.

Булгаков писал своё величайшее произведение более десяти лет. Он много раз переписывал главы, менял их названия, пока смерть не прервала его работу. Жена писателя в последние годы жизни записывала главы романа с его слов, и так человечество смогло получить в наследие произведение, ставшее в последствии мировым достоянием.

Весна в Москве. На скамейке у Патриарших прудов сидят Берлиоз Михаил Александрович, редактор популярного журнала и председатель МОССОЛИТа, и Иван Бездомный, молодой поэт. Они беседуют на антирелигиозную тему. Бездомному было поручено написать поэму и доходчиво в ней объяснить, что Бога на самом деле нет. Берлиоз критикует труд автора, поскольку в поэме он видит не отрицание Бога, а высмеивание Христа. Жарко. Берлиозу не по себе, ему мерещится длинный человек с котелком на голове и наглым лицом.

Из безлюдной аллеи выходит человек, описание которого в последствии отличалось у каждого свидетеля. Одни утверждали, что он прихрамывал, другие говорили о его громадном росте и платиновых коронках, третьи вспоминали, что рост у него был небольшой, а коронки золотые. Автор описывает его как темноволосого человека высокого роста, не хромающего, с коронками платиновыми с одной стороны и золотыми с другой, глаза у него были разноцветные: один чёрный, а другой зеленый. Одежда и поведение выдавало в нем иностранца сорока лет. Под мышкой он держал трость с головой пуделя в качестве набалдашника.

Иностранец сел между литераторами и спросил, каково мнение мужчин о 5-ти доказательств существования Бога. Он Задает вопрос о том, кто распоряжается жизнью человеческой, на что получает ответ, мол сам человек и распоряжается. Незнакомец опровергает это, указывая, что человек смертен и не знает, чем он будет заниматься сегодня вечером. Он предсказывает Берлиозу, что ему комсомолка отрежет голову. Затем интересуется вечерними планами председателя и говорит, что заседания не будет, поскольку Аннушка уже разлила масло. Иван спрашивает, а не бывал ли незнакомец в клинике для душевнобольных, на что в ответ получает совет, самому спросить у профессора Стравинского, что такое шизофрения.

Решив, что это шпион, литераторы убеждаются, что кроме всего прочего иностранец умеет читать мысли. Он им показывает паспорт консультанта черной магии. Он также говорит, что Иисус существовал, и доказательства этому не нужны. Начинает рассказ…

Он повествует о прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Ему на допрос привели Иешуа Га-Ноцри, обвиняемого в намерении разрушить Ершалаимский храм. Иешуа зовет прокуратора добрым человеком, за что его бьют розгами и наказывают звать прокуратора «игемон». Оправдываясь на обвинения, Иешуа говорит, что его слова не верно записал Левий Матвей. Он говорил лишь, что рухнет храм старой веры и будет создан храм истины. Пилат страдает от ужасной мигрени. Он думает о яде, который способен навсегда избавить его от мук.

На вопрос Пилата, в чем истина, Иешуа отвечает, что истина в головной боли, которая мучает прокуратора, и что тот хочет, чтобы пришла его любимая собака. Затем Иешуа говорит, что голова пройдет, и боль действительно уходит. Пилат интересуется, почему он зовет всех добрыми людьми, и слышит от Иешуа, что на земле нет злых людей.

Пилат, избавившись на время от мигрени, хочет спасти несчастного от смерти, но в деле, помимо обвинения о разрушении храма, есть ещё и оскорбление кесаря. Иешуа говорил, что власть – это насилие над людьми. Пилату ничего не остается, как утвердить обвинение и отправить излечившего его Га-Ноцри на казнь. Кроме него к казни приговорены трое разбойников. В честь весеннего праздника пасхи первосвященник просит помиловать Варраввана, но прокуратор хочет отпустить Га-Ноцри. Каифа непреклонен, Пилат ему угрожает, но это не помогает. Пилат вещает народу о помиловании Варраввана. Идут приготовления к казни.

Рассказ впечатляет Берлиоза, но он говорит, что это мало походит на правду, а профессор отвечает, что он сам был на балконе у Пилата в тот момент. Литераторы считают, что он и вправду псих.

На вопрос Берлиоза, где профессор остановился, он ответил, что пока нигде, но планирую жить в вашей квартире. Возмущенный редактор бежит звонить в посольство. На улице он видит трамвай, отходит шаг назад, поскальзывается на разлитом подсолнечном масле и падает прямо на рельсы. Трамвай переезжает его и оставляет без головы.

Иван Бездомный слышит, как кто-то винит Аннушку, что она пролила масло. Он думает схватить профессора, но к тому присоединяется регент (он же Коровьев, он же Фагот) в клетчатом пиджаке и большущий черный кот. Вся троица скрывается в темной улочке. Иван бежит за ними, но расстояние не сокращается.

Не догнав профессора, Бездомный купается в Москве-реке, видит, что его одежду украли. В кальсонах со свечкой и иконкой он приходит в Грибоедов – литераторский дом МАССОЛИТа, и заявляет всем, что Берлиоза убил иностранец, которого нужно немедленно схватить. Ивана увозят в психбольницу и ставят диагноз – шизофрения.

Степан Лиходеев, театральный директор Варьете, проживал вместе с Берлиозом в одной квартире №50. У него похмелье. Он видит неизвестного, подписывающего с ним контракт на сеанс черной магии. Лиходеев видит также странного типа в пенсне и клетчатом пиджаке, и громадного кота. Маг говорит, что будет жить в этой квартире со своей свитой, а Степану здесь места нет. На возмущения Лиходеева из зеркала выходит Азазелло и говорит, что нужно вышвырнуть Степана из Москвы. Кот кричит: «брысь!», и Лиходеев оказывается на берегу Ялты.

Председатель жилтоварищества того дома, где жил Берлиоз, Никанор Босой, устав от претендентов на комнату покойного, решил сходить в квартиру №50. Там он встретил Коровьего, который уверял его, что Степан писал письмо с просьбой заселить иностранца в его квартиру. Коровьев уверяет, что письмо в портфеле Босого, тот открывает чемодан и находит его. Коровьев даёт ему 5 тысяч рублей и пару контрамарок на сеанс магии.

Коровьев звонит по телефону и сообщает, что Босой спекулирует валютой, которую можно найти в его уборной в шахте вентиляции. Босой как раз туда спрятал рубли, но прокуратура находит вместо них доллары. Босого арестовывают.

Театральный финдиректор Римский вместе с администратором Варенухой разыскивают Лиходеева. Готовятся к представлению Воланда «Сеанс чёрной магии с её полным разоблачением», хотя мага в глаза не видели. На адрес театра приходит телеграмма из Ялты, подтвердить личность человека, который полуголый пришёл в ялтинскую милицию и заявляет что он Лиходеев. Римский и Варенуха пишут отказ. Но приходит ещё несколько телеграмм, и они понимают, что там действительно Степа. Варенуха отправляется в милицию, несмотря на странный телефонный звонок, запрещающий ему куда-либо ходить. По дороге в летней уборной его избивает толстяк, похожий на кота, а его длинный дружок отбирает портфель. Потом Варенуху приводят к Степе на квартиру, где Гелла, нагая прислуга Воланда, превращает его в вампира.

В театре Варьете началось представление. Воланд усаживается в кресло на сцене и начинает с Коровьевым обсуждать, как время изменило москвичей. Его критику конферансье Жорж Бенгальский переводит в одобрительную похвалу, за что обвиняется Коровьевым во лжи. Потом начинаются карточные фокусы в исполнении кота и Коровьева. Карты летят в руки публики и превращаются в червонцы. Конферансье опять влезает и говорит, что сейчас будет разоблачение. Коровьев решает наказать наглеца, а публика советует оторвать ему голову. Кот приводит наказание в исполнение, но люди, увидев обезглавленного конферансье, просят простить его. Несчастному приделывают голову и выгоняют со сцены, он машет руками, кричит, и его обезумевшего отвозят в психлечебницу.

Коровьев открывает прямо на сцене магазин парижской моды, в котором любому зрителю предлагают переодеться в заграничную одежду. Практически вся публика побывала в этом магазине, сметая всё, что попадалось под руку.

Иван Бездомный в психушке делает безуспешные попытки составить заявление в милицию, но тут замечает кого-то на балконе. Человек заходит к нему в палату. Гость говорит, что он стащил у медсестры Прасковьи Федоровны ключи и иногда гуляет по балкону. Иван рассказывает ему о незнакомце и Пилате. Гость говорит, что он тоже писал о Пилате, и поясняет, что на Патриарших Иван встретился с сатаной. Он жалеет, что сам не встретился с Воландом, поскольку именно история с Пилатом стала причиной его заточения в лечебнице. Гость назвал себя Мастером, его так нарекла возлюбленная. Однажды он выиграл в лотерею и, сняв две комнатки близ Арбата, принялся писать роман о Пилате. Потом на прогулке он встретил свою любимую. Она прочила его роману славу и сшила Мастеру шапочку с буквой «М». Она была замужем, поэтому они встречались тайно.

Роман не взяли в печать, а напечатанный отрывок был сильно раскритикован Латунским. У Мастера началась депрессия. Его новый друг – Алоизий Могарыч, которого Маргарита невзлюбила, начал давать советы, как писать роман. Главы становились агрессивнее. Мастер стал испытывать непреодолимое чувство страха, он говорил Маргарите, что болен. Она обещала завтра остаться с ним навсегда. Но на следующий день его арестовали, а в их коморке стал жить Алоизий Могарыч. Мастер после ареста попал сюда, в психлечебницу, но любимой он не сообщил о себе.

Вечером Римский сидит в кабинете и слышит за окном милицейскую сирену. На улице дамы стоят без одежды – парижские платья и чулки исчезли. Берет трубку, но там слышит команду не звонить никуда. Сидит ночью в своем кабинете, боясь его покинуть. Входит Варенуха, говорит, что Стёпа слал телеграммы из трактира «Ялта» и его забрали в вытрезвитель. Римский видит странное поведение Варенухи, потом замечает, что, сидящий под лампой администратор не отбрасывает тени. Римский хочет удрать, но Варенуха закрывает дверь, а в окно лезет Гелла. Но крик петуха избавляет Римского от вампиров. На рассвете он уезжает из города.

Председателя дома №50 Босого привезли в психлечебницу, потому как к допросам он был непригоден: ловил черта по комнате и крестился.

Левий Матвей бежит за караваном, идущим к месту казни, желая убить Иешуа ножом и избавить от мучений на кресте. Он опоздал. Но мучения Иешуа, подвешенного рядом с другими смертниками на солнцепеке, вскоре заканчиваются – игемон приказывает дать им воды и пронзить их сердца копьем.

Театр Варьете остался без администрации. На квартире у Степы было пусто. Деньги с сеанса превратились в фантики. Кот Бегемот и Фагот развлекаются в здании зрелищной комиссии. Председатель исчез, его костюм продолжает работать за него, и даже делает телефонные звонки. Все служащие комиссии поют хором под управлением Фагота «Славное море священный Байкал». Они не в силах остановить свой голос, их забирают в лечебницу к Стравинскому.

Поплавский, дядя покойного Берлиоза из Киева, получил от племянника телеграмму от первого лица, о своей же гибели. Дядя едет в Москву, чтобы заполучить заветные метры в доме №50, но его вышвыривает свита Воланда. Затем в квартиру приходит буфетчик Андрей Фокич, возмущенный, что с ним вместо денег расплатились фантиками. Воланд обвиняет его в продаже осетрины второй свежести, а Фагот предсказывает, что через 9 месяцев буфетчик заболеет раком печени и скончается.

Маргарита несчастна, она ждёт своего Мастера каждый день в Александровском саду. Сидит на скамейке, видит похороны, слышит голоса, что у покойника украли голову. Вдруг рядом с ней на скамейке появляется Азазелло. Он показывает ей в толпе Латунского. Затем приглашает её на ужин к иностранцу. Маргарита отказывается, обзывая его сводником. Уходит. Вдогонку Азазелло ей говорит, что пусть и сидит здесь, и ждет своего Мастера. Она возвращается, он даёт ей надежду и крем, которым она должна намазать вечером всё тело. Азазелло исчезает.

Чуть дождавшись вечера, Маргарита натирается кремом и удивляется своему преображению – морщины разгладились, тело стало гладким, волосы завились в локоны. Она радуется и пишет прощальное письмо мужу. Её видит домработница Наташа, Маргарита ей дарит свои вещи и прощается. Звонит Азазелло и приказывает вылетать, крикнув «невидима». Она садится на метлу и улетает. Пролетая над городом, она видит дом Литераторов. Летит в квартиру Латунского, устраивает там погром, разбивает окна и открывает все краны.

Маргарита, налетавшись над городом, летит на реку. Ее догоняет Наташа, которая решила воспользоваться остатками крема. Она летит на борове, в котором Маргарита узнала своего соседа Николая Ивановича.

На реке в честь прилёта Маргариты играют марш, а ведьмы на шабаше танцуют. Наташа полетела в Москву сообщить о прибытии королевы вечера. Маргарита летит обратно уже на машине, за рулём которой сидит чёрный грач. В доме №50 на Садовой идут приготовления к балу. Пространство расширилось до невообразимых размеров, лестница в передней стала бесконечно длинной. Азазелло передал Маргариту Коровьеву, который объяснил ей, что Воланд даёт ежегодный бал полнолуния, для которого нужна хозяйка. Нужно, чтобы она обязательно была Маргаритой с королевской кровью. Он предлагает ей стать хозяйкой бала, Маргарита соглашается.

Коровьев приводит Маргариту к Воланду. Его больное колено Гелла смазывает мазью, а он в это время играет с Бегемотом в шахматы из живых фигур. Маргарита предлагает помочь, и берется смазать больное колено Воланда. На столе стоит глобус, где видно всё, что происходит в мире. Маргарита видит мать с ребенком на руках, которые погибают в огне. Воланд говорит, что он лишь наблюдатель и хвалит Абадонну (демона войны), работа которого, по его мнению, безукоризненна. Он решает показать гостье Абадонну.

Маргариту готовят к балу: моют, одевают лишь туфли и медальон в виде головы черного пуделя на шею с тяжелой цепью. Коровьев даёт ей несколько советов, как надлежит вести себя хозяйке бала. Бал открывает оркестровый туш под управлением Штрауса. На вершине длинной лестницы Маргарита становится, чтобы приветствовать гостей. Мужчинам загробного мира она должна давать руку для поцелуя, а для женщин подставлять для этого колено.

Гости пребывают из каминной трубы. Коровьев представляет их Маргарите: убийцы, алхимики, висельники. Каждому Маргарита должна выразить почтение, но никого не выделять. Маргарита сильно устаёт. Появляется Фрида, и Коровьев рассказывает, что она задушила своего ребенка, которого нечем было кормить, платком, и ей теперь подают его каждое утро, что бы она с ним не сделала накануне. Фрида смотрит на Маргариту умоляющим взглядом, королева бала жалеет её и советует напиться. Невольно она подает детоубийце надежду.

Колено Маргариты распухло от лобызаний, она еле стоит на ногах от усталости. Наконец, пребывают последние гости. Поприветствовав их, Маргарита облетает, поддерживаемая Коровьевым и Бегемотом, все залы, чтобы каждому гостю уделить внимание. Появляется Воланд в сопровождении Абадонны. На блюде Азазелло подносить ему живую голову Берлиоза, с которой Воланд ведет разговор. Он говорит, что всё сбылось, и что Берлиоз был не прав, утверждая, что всё уходит в никуда, но, поскольку, каждому воздается по вере его, то он отправляет Берлиоза туда, куда тот и думал, в небытие. Голова превращается в чашу.

Ещё один гость на балу у сатаны – барон Майгель, теперь уже из мира живых. Он наушник, попросился на бал, чтобы подсматривать и подслушивать. Его убивают шпагой, а его кровь наполняет чашу, бывшую когда-то головой Берлиоза. Воланд пьет вино и предлагает пригубить Маргарите. Он успокаивает королеву, говоря, что кровь ушла в землю, а там где она пролилась, выросли виноградные гроздья.

Комната приобретает привычные очертания – кончился бал. Бегемот наливает Маргарите спирт в стакан. Они ужинают. К утру Маргарита начинает стесняться своей наготы, и хочет уйти. Ей никто не предлагает ничего, и она чувствует себя обманутой, но просить сама не желает. Воланд успокаивает её, говоря, что её проверяли. «Никогда ничего не просите» - говорит он ей – «Сами предложат, и сами всё дадут». Теперь он сам спрашивает, чего она хочет. Маргарита, желавшая только одного, теперь задумывается. Ей неловко, она дала повод Фриде надеяться на избавление от платка.

Маргарита просит за Фриду. Она предстает перед Маргаритой, которая говорит, что ей больше не будут подавать платок. Теперь Воланд спрашивает, что Маргарита хочет для себя лично. Она просит вернуть ей Мастера. В больничной пижаме появляется Мастер, предполагая, что у него галлюцинации. Затем он понимает, кто перед ним. Воланд желает прочесть его роман о Пилате. Мастер говорит, что сжёг его, на что Воланд утверждает, что рукописи не горят, и сам подаёт ему роман.

Маргарита просит, чтобы их вернули в подвал. Азазелло доставляет в квартиру Алоизия Могарыча, который занял их коморку. Маргарита набрасывается на него и царапает. Его выбрасывают из окна. В психбольнице Коровьев уничтожает в психбольнице историю болезни, в книге застройщика удаляется запись о Магарыче, Мастеру возвращают документы. Домработница Наташа проситься, чтобы её оставили в ведьмах. Сосед Маргариты, которого Наташа превратила в борова, требует, чтобы ему выдали справку, что он отсутствовал дома. Кот выписывает ему документ для жены, что он был на балу у сатаны. Варенуха говорит, что он не кровожадный, и просит отпустить его.

Воланд дарит Маргарите подкову из чистого золота, усеянную алмазами, а мастеру обещает, что его роман ещё принесет сюрпризы. Выходя из квартиры, Маргарита потеряла подкову, и её нашла та же Аннушка, которая разлила масло. Азазелло вернулся за утерянной ценностью, напугав Аннушку до смерти. Маргарита и Мастер возвращаются в свой подвал.

Понтий Пилат, рассердившись на слугу, разбил кувшин и пролил вино. Ураган. Прокуратор ждёт гостя. Придя, гость доложил, что в Ершалаиме всё спокойно. Он сказал, что напиток Иешуа пить отказался, но сказал, что не винит в своей смерти никого. Пилат хочет, чтобы его тело втайне похоронили. Интересуется, сколько получил Иуда за предательство. Затем он говорит, что есть сведения, будто бы Иуду убьют ночью и просит заняться охраной этого человека. Гостя зовут Афранием, он - командующий стражей прокуратора. Пилат даёт ему мешок с деньгами и наказывает разбудить в любое время. Оставшись один, прокуратор старается понять, что стало причиной его душевных мук. Зовёт свою преданную собаку Бангу.

В городе Афраний находит дом Низы, что-то говорит ей и уходит. Низа быстро одевается и выходит из дома. На улице она встречает Иуду, который говорит, что хочет зайти к ней. Низа ему отвечает, что идёт в Гефсиманский сад послушать соловьев. Иуда хочет идти с ней, но она говорит, чтобы он пришёл позже к гроту. Он приходит, зовёт Низу, но видит двух мужчин. Один спрашивает, сколько Иуда заработал на предательстве. Иуда думает, что они хотят ограбить его и предлагает деньги. Но его убивают и кладут в мешок с деньгами записку. Третий мужчина выезжает из сада по реке, это Афраний.

У Пилата бессонница. Наконец, он засыпает, ему сниться, что он поднимается по лунной дороге к небу, а рядом с ним едёт Иешуа. Пилат говорит ему, что не мог погубить свою карьеру из-за него, на что Иешуа отвечает, что трусость – самый большой порок. Пилат смеется и плачет во сне, просыпается, вспоминает о казни. Приходит Афраний, докладывает, что не смог сберечь Иуду, отдаёт ему кошель с тридцатью драхмами, которые получил Иуда. Афраний говорит, что потерял его след на базаре. Деньги злоумышленниками были подкинуты во дворец Каифы, но тот сказал, что никому их не выдавал. Пилат говорит, что не видит причин предавать Афрания суду, поскольку он сделал всё возможное. Пилат также предполагает, что скоро по городу расползутся слухи, что Иуда покончил с собой.

Афраний также докладывает о погребении казненных. Левий Матвей унес тело Иешуа и спрятал его в пещере, его нашли и объяснили, что тело будет погребено. Он просился участвовать в погребении, ему разрешили. Пилат благодарит Афрания и говорит, как хорошо иметь дело с человеком, не допускающим ошибок. Он просит привести к нему Матвея. Пилат одаривает того перстнем и предлагает поесть. Матвей просит, чтобы ему вернули нож, который отобрали во время казни, чтобы он его вернул. Пилат говорит, что нож вернут, и просит показать записи Иешуа. Там читает слова о трусости. Пилат хочет взять Матвея к себе на службу в библиотеку, но тот отказывается, говоря, что не сможет, после того как Пилат погубил Иешуа, смотреть ему в глаза. Пилат рассказывает, что случилось с Иудой. Предлагает теперь взять что-нибудь. Матвей просит кусок пергамента и уходит.

Мастер спит, Маргарита дочитывает роман и тоже засыпает.

Следствие по делу Воланда допрашивает всех причастных. В злополучной квартире №50 никого не обнаружили. Председатель зрелищной комиссии, хоть и возвратился в костюм, но о Воланде ничего не знает. Римского нашли в шкафу ленинградской гостиницы. Лиходеев вылетел из Ялты, и только Варенухи нигде не было. Иван Бездомный на вопросы следователя отвечал равнодушно, но из разговора следователь пришел следователь понял, что всё началось на Патриарших прудах. Поймать Воланда и его свиту не помогли даже попытки пройтись с сетью по квартире. Лиходеев, как только приехал, попросился в бронированную камеру. Варенуха объявился, сказал, что напился и спал где-то, но потом заплакал и стал тоже просить бронированную камеру. Позже и Римский изъявил такое же желание.

Допрашивали также Аннушку и соседа Маргариты Николая Ивановича, из чего стало понятно, что пропала сама Маргарита и её служанка. В квартире опять появились признаки жизни. В окне видели кота, там открывались форточки, кто-то пел, но приехавшая милиция обнаружила только кота. Он стрелял из браунинга, его ловили сетью, отстреливались. Кот был ранен, но, сделав глоток спирта из примуса, ожил, из людей никто не пострадал.

Коровьев и кот Бегемот решили напоследок погулять в Москве. Они зашли в Торгсин, где кот съел несколько мандаринов и пару селедок. Кто-то засвистел милицию. Коровьев возмущается, что рабочему классу и мандарин за три копейки съесть не дают. Далее парочка заходит в Грибоедов, где их узнает хозяин и сам принимается обслуживать. Затем бежит к телефону и сообщает в милицию, но когда за гостями приходят, парочка растворяется в воздухе. Кончается всё опять пожаром.

Воланд и Азазелло сидят на террасе старейшего московского здания и видят горящий Грибоедов. К Воланду приходит человек. Это Левий Матвей. Он не здоровается, поскольку не желает Воланду здравствовать. На это Воланд с иронией говорит о том, что добро не существовало бы без зла. Матвей говорит, что Иешуа просит за Мастера и Маргариту, чтобы Воланд подарил им покой. Воланд интересуется, почему они не заберут их к себе, и Матвей отвечает, что света они не заслужили, но заслужили покой.

Воланд отправляет Азазелло, чтобы он всё устроил. Начинается гроза.

Азазелло поит Мастера и Маргариту вином, от которого они засыпают навсегда. Мастер только успевает сказать: «отравитель». Азазелло улетает, чтобы увидеть, как в своём доме умирает от сердечного приступа Маргарита Николаевна. Затем возвращается и снова даёт им вино. Они оживают. Мастер делает догадки, что их убили, но соглашается, что это очень умно. Азазелло философствует, что для того, чтобы чувствовать себя живым, не обязательно сидеть в больничных кальсонах в подвале. Маргарита хочет забрать роман, но Мастер говорит, что помнит его наизусть. Они сжигают подвал и уезжают. Мастер залетает проситься с Иваном и предлагает ему написать продолжение своего романа. Показывает свою возлюбленную, Маргарита целует Ивана в лоб. Они уходят, и Иван слышит шум в палате Мастера. Он зовёт Просковью Федоровну и спрашивает, что случилось. Медсестра не хочет говорить, но он настаивает, и получает ответ, что Мастер скончался. Иван предполагает, что в городе умерла ещё и женщина.

Воланд и его свита ждут их на Воробьевых горах. Затем все прощаются с городом, а Бегемот и Фагот свистят, соревнуясь между собой, так, что деревья вырываются с корнями. Все садятся в карету и поднимаются вверх. В пути облик всех меняется. Коровьев становиться темно-фиолетовым рыцарем с довольно мрачным лицом. Воланд объясняет Маргарите, что когда-то он неудачно пошутил о свете и тьме и теперь вынужден шутить намного дольше. Бегемот превратился в худого демона-пажа. Азазелло, как оказалось, был демоном-убийцей. Глаза у него перестали косоглазить, а клык исчез. Даже Мастер изменился, его волосы завились в косу.

На каменистой вершине Воланд остановил коня. Они видят, как там сидит Понтий Пилат, а рядом лежит его собака Банга. Две тысячи лун спит на этой площадке Пилат, но в полнолуние его мучает бессонница и мигрень. Но даже когда он спит, то видит один и тот же сон: лунную тропу и Иешуа рядом. Он говорит с ним о том, что с радостью разделил бы участь Левия Матвея. Воланд предлагает Мастеру закончить роман и отпустить страдальца.

Мастер кричит: «Свободен! Он ждёт тебя». Пилат видит лунную тропу и бежит по ней. Мастер интересуется о своей участи. Воланд отвечает, что Иешуа просил дать им покой. Он обещает Мастеру и Маргарите, что они будут слушать Шуберта, гуляя под вишнями возле своего вечного дома.

Москва ещё долго жила слухами о невероятных похождениях Воланда и его шайки, но большинство придерживалось мнения, что действовала группа гипнотизеров. Жертвы было всего две – Берлиоз и Майгель. Решили, что Воланд бежал за границу. Черных котов стали везде истреблять, а людей с фамилиями, похожими на Воланд и Коровьев, арестовывать. Со временем всё забылось.

Бенгальский вылечился и стал опять работать конферансье. Но публика всегда шутила над ним, и он ушёл из театра. Варенуха теперь всегда любезно разговаривал по телефону. Лиходеев стал очень молчаливым и в Варьете не вернулся, а уехал в Ростов, где служил заведующим гастрономом. Римский уволился (его заявление привезла жена) и стал работать в кукольном театре. На должность директора назначили Алоизия Могарыча. Он проснулся под вяткой после визита к Воланду. Буфетчик Андрей Фокич на самом деле умер от рака печени.

Иван Понырёв, бывший поэт Бездомный, теперь работает в институте философии и истории. Каждый год весной в полнолуние он садится под липами на Патриарших прудах и разговаривает сам с собой. Затем он идёт домой, засыпает и видит казнь Гестаса. Жена стережет его беспокойный сон. Ему сниться Пилат на лунной дороге, которого успокаивает Иешуа, что казни не было. Затем тропа превращается в реку, к ней подходят Мастер с Маргаритой, которая целует Ивана в лоб, и он спокойно засыпает. Кошмары не мучают его до следующего весеннего полнолуния.

В тематике произведения чередуются библейские картины и жизнь современной для автора Москвы. Роман изначально писался как «Евангелие от дьявола», в котором Воланд испытывал людей и воздавал каждому по заслугам. Позже помимо библейской темы в романе появляется тема любви, вечной муки, незавидной участи творческих личностей современности.

Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, в котором находят отражения философские, а значит вечные темы. Любовь и предательство, добро и зло, истина и ложь, поражают своей дуальностью, отражая противоречивость и, вместе с тем, полноту человеческой природы. Мистификация и романтизм, оформленные изящным языком писателя, подкупают глубиной мысли, требующей неоднократного прочтения.

Трагично и безжалостно предстаёт в романе сложный период Российской истории, разворачиваясь таким сермяжным боком, что сам дьявол посещает чертоги столицы, чтобы вновь стать пленником фаустовского тезиса о силе, что вечно хочет зла, но совершает благо.

История создания

В первой редакции 1928 г. (по некоторым данным 1929 г.) роман был более плоским, и выделить конкретные темы не представляло труда, но за прошествием почти десятка лет и в результате непростой работы, Булгаков пришёл к сложно структурированному, фантастичному, но от оттого не менее жизненному повествованию.

Наряду с этим, будучи человеком преодолевающим трудности рука об руку с любимой женщиной, писатель сумел найти место для природы чувств более тонких, чем тщеславие. Светлячками надежды проведя главных героев через дьявольские испытания. Так роману в 1937 году было дано окончательное название: «Мастер и Маргарита». И это была третья редакция.

Но работа продолжалась практически до самой смерти Михаила Афанасьевича, последнюю правку он внёс 13 февраля 1940 года, а 10 марта того же года скончался. Роман считается незаконченным, о чём свидетельствуют многочисленные заметки в черновиках, сохранённых третьей женой писателя. Именно благодаря ей мир увидел произведение, пусть и в сокращённом журнальном варианте, в 1966 году.

Попытки автора довести роман до логического завершения свидетельствуют о том, насколько важен он был для него. Булгаков выгорел последними своими силами в идею создания чудесной и трагичной фантасмагории. В ней чётко и слаженно отразилась его собственная жизнь в узкой, словно чулок, комнатёнке, где он боролся с болезнью и пришёл к осознанию истинных ценностей человеческого бытия.

Анализ произведения

Описание произведения

(Берлиоз, Иван бездомный и Воланд между ними )

Действие начинается с описания встречи двух московских литераторов с дьяволом. Разумеется, ни Михаил Александрович Берлиоз, ни Иван бездомный даже не подозревают, с кем беседуют майским днём на патриарших прудах. В дальнейшем Берлиоз погибает согласно пророчеству Воланда, а сам мессир занимает его квартиру, чтобы продолжить свои розыгрыши и мистификации.

Иван бездомный, в свою очередь, становится пациентом психиатрической больницы, не справившись с впечатлениями от встречи с Воландом и его свитой. В доме скорби поэт знакомится с Мастером, написавшим роман о прокураторе Иудеи, Пилате. Иван узнаёт, что столичный мир критиков жестоко обходится с неугодными писателями и начинает понимать толк в литературе.

По исчезнувшему Мастеру тоскует Маргарита - бездетная женщина тридцати лет, жена крупного специалиста. Неведение доводит её до отчаяния, в котором она признаётся себе в готовности отдать душу дьяволу, лишь бы узнать о судьбе возлюбленного. Один из членов свиты Воланда, демон безводной пустыни Азазелло, доставляет Маргарите чудодейственный крем, благодаря которому героиня превращается в ведьму, чтобы исполнить роль королевы на балу сатаны. С достоинством преодолев некоторые мучения, женщина получает исполнение своего желания - встречу с Мастером. Воланд возвращает писателю сожжённую во время травли рукопись, провозглашая глубоко философский тезис о том, что «рукописи не горят».

Параллельно развивается сюжетная линия о Пилате, романе, написанном Мастером. История повествует об арестованном странствующем философе Иешуа Га-Ноцри, которого предал Иуда из Кириафа, сдав властям. Прокуратор Иудеи вершит суд в стенах дворца Ирода Великого и вынужден казнить человека, чьи пренебрежительные к власти кесаря, и власти вообще, идеи кажутся ему интересными и достойными обсуждения, если не справедливыми. Справившись с долгом, Пилат приказывает Афранию - начальнику тайной службы - убить Иуду.

Сюжетные линии совмещаются в последних главах романа. Один из учеников Иешуа, Левий Матвей, посещает Воланда с ходатайством даровать влюблённым покой. Той же ночью сатана и его свита покидают столицу, а Мастеру и Маргарите дьявол дарит вечный приют.

Главные герои

Начнём с тёмных сил, появляющихся в первых главах.

Персонаж Воланда несколько отличается от каноничного воплощения зла в чистом виде, хотя в первых редакция ему была отведена роль искусителя. В процессе обработки материала по сатанинской тематике, Булгаков слепил образ игрока с беспредельной силой вершить судьбы, наделённого, вместе с тем, всезнанием, скепсисом и толикой игривого любопытства. Автор лишил героя всякой бутафории, вроде копыт или рогов, изъял также большую часть описания внешности, имевшей место быть во второй редакции.

Москва служит Воланду сценой, на которой он, к слову, не оставляет никаких фатальных разрушений. Воланд призван Булгаковым, как высшая сила, мерило человеческих поступков. Он есть зеркало, отражающее суть остальных персонажей и общества, погрязшего в доносах, коварстве, жадности и лицемерии. И, как всякое зеркало, мессир даёт возможность людям, думающим и склонным к справедливости, измениться в лучшую сторону.

Образ с ускользающим портретом. Внешне в нём сплелись черты Фауста, Гоголя и самого Булгакова, поскольку душевная боль, причинённая жёсткой критикой и непризнанием, доставила писателю немало проблем. Мастер задуман автором, как персонаж, которого читатель скорее чувствует, словно имеет дело с близким, родным человеком, а не видит, как постороннего, через призму обманчивой внешности.

Мастер мало что помнит о жизни до встречи с любовью - Маргаритой, словно и не жил по-настоящему. Биография героя несёт чёткий отпечаток событий жизни Михаила Афанасьевича. Только финал писатель придумал для героя более светлый, нежели испытал сам.

Собирательный образ, воплощающий в себе женскую смелость любить вопреки обстоятельствам. Маргарита привлекательна, дерзка и отчаянна в своём стремлении воссоединиться с Мастером. Без неё ничего и не случилось бы, ведь её молитвами, если можно так выразиться, состоялась встреча с сатаной, её решительностью случился великий бал и только благодаря её непреклонному достоинству случилась встреча двух главных трагических героев.
Если снова оглянуться на жизнь Булгакова, несложно отметить, что без Елены Сергеевны, третьей жены писателя, двадцать лет прорабатывавшей его рукописи и следовавшей за ним при жизни, словно верная, но экспрессивная тень, готовая сжить со свету врагов и недоброжелателей, тоже не случилось бы публикации романа.

Свита Воланда

(Воланд и его свита )

В свиту входят Азазелло, Коровьёв-Фагот, Кот бегемот и Гелла. Последняя является женщиной-вампиром и занимает нижнюю ступень в демонической иерархии, второстепенный персонаж.
Первому служит прообразом демон пустыни, он исполняет роль правой руки Воланда. Так Азазелло безжалостно убивает барона Майгеля. Помимо способности к убийству, Азазелло умело обольщает Маргариту. В некотором роде, этот персонаж, введён Булгаковым для того, чтобы изъять из образа сатаны характерные поведенческие повадки. В первой редакции автор хотел назвать Воланда Азазель, но передумал.

(Нехорошая квартира )

Коровьёв-Фагот тоже демон, причём старший, но фигляр и клоун. В его задачу входит смущать и воодить в заблуждение достопочтенную публику.Персонаж помогает автору обеспечить роман сатирической составляющей, высмеивая пороки общества, пролезая в такие щели, куда не доберётся обольститель Азазелло. При этом в финале он оказывается вовсе не хохмачом по своей сути, а наказанным за неудачный каламбур рыцарем.

Кот Бегемот - лучший из шутов, оборотень, склонный к чревоугодию демон, то и дело вносящий переполох в жизнь москвичей своими комичными похождениями. Прообразами определённо послужили коты, как мифологические, так и вполне реальные. Например, Флюшка, живший в доме Булгаковых. Любовь писателя к животному, от имени которого он порой писал записки второй жене, перекочевала на страницы романа. Оборотень отражает склонность интеллигенции преображаться, как это делал и сам писатель, получая гонорар и тратя его на покупки деликатесов в магазине Торгсин.


«Мастер и маргарита» - уникальное литературное детище, ставшее оружием в руках писателя. С его помощью Булгаков расправился над ненавистными социальными пороками, в том числе, которым был подвержен сам. Он смог выразить свой опыт переживаний через фразы героев, ставшими нарицательными. В частности, утверждение о рукописях восходит к латинской пословице «Verba volant, scripta manent» - «слова улетают, написанное остаётся». Ведь сжигая рукопись романа, Михаил Афанасьевич не смог позабыть ранее созданное и вернулся к работе над произведением.

Идея романа в романе позволяет автору вести две большие сюжетные линии, постепенно сближая их во временной ленте покуда те не пересекутся «за гранью», где вымысел и реальность уже неотличимы. Что, в свою очередь, поднимает философский вопрос о значимости помыслов человека, на фоне пустоты слов, что разлетаются с шумом птичьих крыльев во время партии Бегемота и Воланда.

Роману Булгакова суждено пройти сквозь время, как и самим героям, чтобы вновь и вновь затрагивать важные аспекты социальной жизни человека, религии, вопросов морально-этического выбора и вечной борьбы добра и зла.