Переход прилагательных из одного разряда в другой. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой Переход прилагательных разряда разряд примеры

прилагательных

одного разряда

в другой.


Качественные прилагательные

Относительные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Притяжательные прилагательные

Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.

Обозначают принадлежность чего – либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Обозначают материал, из которого сделан предмет; пространственные, временные признаки предмета.

Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ-

Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/-ЫН-, -ИЙ-/ -Й-

Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ

Прилагательные мужского рода в Им.и Вин. падежах ед.ч. Имеют нулевое окончание, а прилагательные ср. и жен. родов в ед.и мн.числе имеют окончания кратких прилагательных.


Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые как бы по волшебству становятся необычными. Вот как пишет об этом в своей книге о Чехове К.И.Чуковский: «Всё в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности: и то, что голуби над голубятней золотые от солнца; и то, что гуси на зелёном лугу тянутся длинной и белой гирляндой; и то, что севастопольская бухта глядит, как живая, множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз…» (По З. Паперному).





Если вы по коридору Мчитесь на велосипеде, А навстречу вам из ванной Вышел папа погулять, Не сворачивайте в кухню: В кухне твёрдый холодильник. Тормозите лучше в папу. Папа мягкий . Он простит.


  • Железный обруч (обруч, сделанный из железа) – относительное прилагательное.
  • Железная воля (сильная, твёрдая воля) – качественное прилагательное. Его воля железна; У него самая железная воля; Железно обещаю.

  • Тяжёлая ноша (ноша, имеющая большой вес)
  • Тяжёлая атлетика (упражнения или соревнования в поднятии тяжестей: гири, штанги)
  • Простая задача (лёгкая задача)
  • Простое предложение(предложение с одной грамматической основой)
  • Прямая дорога (ровная дорога)
  • Прямое дополнение (дополнение в Вин. падеже без предлога)

Между разрядами прилагательных нет непроходимых границ – при развитии нового значения прилагательное может перейти в другой разряд.

Качественное прил. Относительное прил.

Притяжательные прил.



  • Солнечный свет – солнечная улыбка
  • Жемчужное ожерелье – жемчужные зубы
  • Душевный человек – душевная боль.

Серебряное звонкий пшеничные медвежья скорой овечи черепаший собачья волчий




Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные в современном русском языке не являются замкнутыми группами. Грамматическая граница между ними подвижна, так как те признаки, по которым мы отличаем один разряд от другого, изменяются.

В учебнике «Русский язык» 6 класс читаем: «Относительные и притяжательные имена прилагательные могут переходить в качественные, если они употребляются в переносном значении» (золотое кольцо (отн.) – золотая осень (кач.), медвежья берлога (притяж.) – медвежья походка (кач.). Данная информация недостаточная, неполная. На самом деле притяжательные прилагательные могут переходить и в относительные: лисья нора (притяж.) – лисья шуба (отн.).И даже качественные переходят в относительные: кислая ягода (кач.) – кислая реакция (отн.). Качественные имена прилагательные в переносном значении чаще употребляются в научном стиле (глухие согласные), а относительные и притяжательные – в художественном.

Задание 1

Вывод (секрет) 5: имена прилагательные могут переходить из одного разряда в другой: относительные – в качественные, притяжательные – в относительные и качественные, качественные – в относительные.

Переход относительных прилагательных в качественные

Относительное прилагательное

В значении качественного

малиновое (из малины) варенье

малиновый (цвета малины) берет

каменный (из камня) дом

каменное (неподвижное) лицо

мирное (во время мира) время

мирный (спокойный) характер

наблюдательный (для наблюдателя) пункт

наблюдательный (внимательный) человек

оловянный (из олова) солдатик

оловянные (тусклые) глаза

свинцовая (из свинца) пуля

свинцовые (тёмно-серые) тучи

стальной (из стали) нож

стальные (крепкие) мышцы

янтарное (из янтаря) украшение

янтарный (жёлто-оранжевый) блеск

Переход притяжательных прилагательных в относительные

В значении относительного

медвежья пасть

медвежья (на меху медведя) шуба

лисья нора

лисий (из меха лисы) воротник

волчий вой

волчий (из меха волка) тулуп

заячий выводок

заячий (оставленный зайцем) след



Переход притяжательных прилагательных в качественные

Притяжательное прилагательное

В значении качественного

медвежья пасть

медвежья (неуклюжая) походка

лисья нора

лисья (хитрая) речь

волчий вой

волчий (злой) взгляд

заячий выводок

заячий (трусливый) характер



Переход качественных прилагательных в относительные

Качественное прилагательное

В значении относительного

кислая ягода

кислая реакция

живой ребёнок

живая изгородь

лёгкий характер

лёгкая промышленность

белый снег

белый уголь

цветное платье

цветные металлы

Некоторые имена прилагательные могут употребляться в переносном значении и приобретать признаки, не характерные для слов своего разряда. В результате возможны случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой . Так, притяжательные прилагательные (в основном с суффиксом -j) могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные - в разряд качественных, качественные (редко) - в разряд относительных.

При переходе из одного разряда в другой меняются не только значения, но и грамматические признаки прилагательных. Так, например, качественные прилагательные, употребляясь в относительном и притяжательном значениях, теряют способность к образованию простых форм и наречий на -о, -е, а относительные прилагательные, становясь качественными, наоборот, эту способность приобретают. Ср.: лёгкая походка (кач.) - походка легка, дышится лег­ко, но: лёгкая промышленность (отн.); деревянная тумба (отн.), но: деревянная походка (кач.) - походка деревянна, глядеть тупо, деревянно.

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные - борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации

В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). - Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). - А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).


Имя числительное как часть речи. Классификация числительных по структуре.

Имя числительное - знаменательная часть речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов или их порядок при счете. В предложении числительные выполняют функцию подлежащего или дополнения, а также определения.

Класс числительных характеризуется особыми формами склонения и словообразования. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя с именами существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания.

Слова неопределенно-количественного значения типамного, мало, сколько, нисколько рассматриваются в русском языке как местоимения , если отвечают на вопрос числительных (сколько, нисколько ) и как наречия , если отвечают на вопрос наречий(мало, много).

Разряды числительных по структуре: простые (в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать ), сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, дв е ст и ) ,составные (составлены из нескольких числительных:сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих ).

Грамматическая категория рода присуща лишь некоторым числительным. Значение мужского, женского и среднего рода есть у числительного один (один удар, одна встреча, одно письмо). Значение мужского и женского имеют числительныедва, оба, полтора : (два бойца, две подруги, оба мальчика, обе девочки, полтора метра, полторы страницы). Женский род имеет числительноетысяча . Мужского рода числительныемиллион, миллиард. Формы зависимого рода есть также у всех порядковых числительных:первый урок, первая книга, первое свидание.

Формы числа есть только у порядковых числительных: пятый ряд, пятые ряды . Числительное один имеет форму одни во множественном числе для употребления с существительнымиpl.t.: в одни ворота, одни сутки . В остальных случаях слово один в форме множественного числа не является числительным. Мы остались одни.

Формы падежа присущи всем без исключения числительным. Именно наличие грамматической категории падежа позволяет отнести числительные к именным частям речи.

Обратимся теперь к таким случаям, где адъективный и суб­стантивный элементы одной и той же группы могут более или менее свободно меняться местами. Кутюра (Couturat), который в целом склонен умалять различие между прилагательными и суще­ствительными, возможно, из-за небольших формальных различий между этими разрядами слов в его родном языке, приводит такие при­меры: un sage sceptique est un sceptique sage „cкeптичecкий мудрец - это мудрый скептик“; un philosophe grec est un grec philosophe „гре­ческий философ - это философ грек“ и делает вывод, что отличие здесь лишь в оттенке; одно из качеств выделяется как более су­щественное или более важное и интересное в данной ситуации: ведь очевидно, что человек - прежде всего грек, а потом уже философ, „но тем не менее мы скорее говорим о греческих фило­софах, чем о философских греках“ („Revue de mйtaphysique et de Morale“, 1912, 9).

Трудно сказать, которое из этих двух понятий важнее или интереснее. Но если применить упомянутый выше критерий, станет ясно, почему, выбирая между двумя способами обозначения (греки, которые являются философами, или философы, которые являются греками), мы, естественно, делаем философов (более специальное понятие) существительным, а греков (более общее понятие) при­лагательным и говорим греческие философы (les philosophes grecs), а не наоборот - les Grecs philosophes. Известная немецкая книга носит название „Griechische Denker“ „Греческие мыслители“. „Denkende Griechen“ „мыслящие греки“ звучало бы гораздо слабее, поскольку прилагательное denkend имеет более широкое и неясное значение, чем существительное Denker. Послед­нее сразу же выделяет тех, кто мыслит глубже и профессиональнее, чем обычные „мыслящие“ люди.

Еще один пример. Голсуорси где-то пишет: Having been а Conservative Liberal in politics till well past sixty, it was not until Disraeli’s time that he became a Liberal Conservative „Он был консервативным либералом в политике, пока не достиг седьмого десятка, и только во времена Дизраэли стал либеральным консер­ватором“. Слова conservative и liberal становятся существительными (и принимают -s во множественном числе), когда они обозначают членов двух политических партий; очевидно, это более специальное понятие, чем то, которое передается данными словами, когда они являются прилагательными 1 .

Если мы сравним два выражения: a poor Russian „бедный рус­ский“ и a Russian pauper „русский нищий“, мы увидим, что суще­ствительное Russian более специально, чем существующее прила­гательное, поскольку оно означает „мужчину или женщину“. С другой стороны, pauper более специально, чем poor, которое можно применить к целому ряду предметов, кроме людей; pauper имеет значение еще более специальное, чем a poor person, поскольку первое обозначает человека, который имеет право на милостыню или получает ее 2 .

Другие сочетания

Правило большей сложности и большей специализации суще­ствительных, таким образом, остается в силе во всех тех случаях, когда есть возможность сравнить существительное и прилагатель­ное с одинаковым значением; но можно ли применить это правило к другим случаям? Можно ли, например, сказать, что в любом со­четании прилагательного и существительного первое всегда менее специально, чем последнее? В подавляющем большинстве случаев, без сомнения, этот критерий остается верным, хотя бы на основании простого арифметического подсчета. Наполеон Третий : Наполеонов немного, но существует огромное количество лиц и предметов, которые являются третьими по порядку.Новая книга : количество новых вещей превосходит количество существующих книг.Ис­ландский крестьянин : справедливо, что крестьян в мире гораздо больше, чем исландцев, но прилагательноеисландский приложимо к значительно большему количеству предметов и лиц:исландские горы, исландские водопады, исландские овцы, исландские лошади, исландские свитеры и т. д. Некоторые из моих критиков возражали против приведенного мною примера a poor widow „бедная вдова“; по их мнению, если заменить слово poor „бедный“­ словом rich „богатый“, то станет неясным, кого существует в мире больше - богатых людей или вдов? Однако они упускают из виду, что слово rich „богатый“ может сочетаться со словами town „го­род“, village „деревня“, country „страна“, mine „шахта“, spoil „добыча“, store „запас“, reward „награда“, attire „одежда“, expe­rience „опыт“, sculpture „скульптура“, repast „угощение“, cake „пи­рожное“, cream „сливки“, rime „рифма“ и т. д.Атлантический океан : прилагательное встречается, например, в стихотворениях Шелли в сочетании с существительными cloud „облако“, wave „волна“ и islet „островок“. Даже прилагательноередкий, хотя оно и означает „не часто встречающийся“, может быть приложимо к бесчисленным предметам, людям, камням, деревьям, умственным способностям и, таким образом, не выпадает из приведенного оп­ределения. Но, конечно, нужно признать, что числовой критерий применим не всегда, так как прилагательные и существительные, которые могут сочетаться, очень часто оказываются несоизмери­мыми: мы говорим осером камне, но кто скажет, какое из слов применимо к большему количеству предметов - слово лисерый или словокамень ? Однако применимость к большему или мень­шему количеству предметов составляет лишь одну сторону поня­тия „общий“ и „специальный“. И я склонен придавать большее значение комплексу качеств, заключенных в существительном, в отличие от выделения одного качества у прилагательного. Со­четание ряда признаков у существительного настолько значительно, что в очень редких случаях можно получить полное представление о существительном даже путем нагромождения одного прилагатель­ного на другое: всегда останется, по выражению Бертельсена, неопределимый х - ядро, которое может считаться „носителем“ выделенных качеств. Это лежит в основе старого определения существительного как слова, обозначающего субстанцию; таким образом, в этом определении есть доля истины, но не вся истина. Если приводить сравнения, то существительные можно уподобить кристаллизации качеств, которые в прилагательных представлены в жидком состоянии.

Необходимо также упомянуть, что в современных языках есть целый ряд существительных, имеющих в высшей степени обобщен­ное значение: вещь, тело, существо. Но это „обобщенное“ зна­чение имеет совершенно иной характер, чем значение прилагатель­ных: подобные существительные очень часто употребляются для суммарного обозначения целого ряда бесспорно вещественных поня­тий (все эти предметы - вместо перечисления книг, бумаг, одеж­ды и т. п.). Такое употребление весьма обычно для философского и абстрактного научного мышления. В повседневной речи они могут неточно употребляться вместо специальных существительных, ко­торые либо отсутствуют в языке, либо забыты (ср. англ. thingummybob, нем. Dingsda). В других случаях они встречаются редко,­ за исключением сочетании с прилагательными, где они скорее являются своего рода грамматическим средством для субстантивации прилагательных, как, например, англ. one. (Ones в сочетании the new ones является заменой существительного, упомянутого не­сколько выше; в сочетании же her young ones, если речь идет о птице, оно восполняет отсутствие существительного, соответству­ющего слову children „дети“). Это обусловливает их употребление в сложных местоимениях: англ. something „что-то“, nothing „ни­чего“, франц. quelquechose „что-то“, датск. ingenting, англ. somebody „кто-то“ и т. п. С другой стороны, если язык обладает способом образования прилагательных, в нем могут появиться весьма специализированные прилагательные, например: a pink-eyed cat „кошка с конъюнктивитом глаз“, a ten-roomed house „дом в десять комнат“. Эти примеры выдвигались против моей теории: кошек гораздо больше, чем живых существ с конъюнктивитом и т. п. Однако такое возражение, как мне кажется, не опровер­гает теорию в целом в том виде, в каком она была изложена здесь: нужно помнить, что подлинное прилагательное в приведенных примерах - это pink и ten соответственно.

Из сказанного становится ясным, кроме того, что и так назы­ваемые степени сравнения (greater „больше“, greatest „самый боль­шой“), как правило, присущи только прилагательным: они могут иметь дело только с одним качеством. Чем более специально понятие, тем меньше необходимости в степенях сравнения. И там, где мы встречаем употребление форм сравнительной и превосходной степени существительных, мы обнаруживаем, что и они выделяют лишь одно качество и, таким образом, передают то же понятие, как если бы они были образованы от настоящих прилагательных. Ср. гр. basileuteros, basileutatos „царственнее“, „самый царственный“ (другие примеры см. у Дельбрюка, Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen, StraЯburg, 1893, 1. 415), венг. szarnбr „осел“, szamбrabb „глупее“, rуka „лиса“, rуkabb „хитрее“. Ср. также финск. ranta „берег“, rannempi „ближе к берегу“, syksy „осень“, syksymдnд „более поздней осенью“. См. также Paul, Prinzipien der Sprachgeschichte, изд. 7, Halle, 1909, § 250.

Последнее замечание. Мы не можем, основываясь на сложности качеств или на специализации обозначения, в каждом конкретном случае решать, что перед нами - существительное или прилага­тельное: это можно установить на основе формальных критериев, притом различных в различных языках. В этой главе была лишь сделана попытка установить, существует ли что-нибудь в природе вещей и в нашем мышлении, что оправдывало бы разделение на существительные и прилагательные, характерное для такого боль­шого количества языков. Разумеется, между этими двумя разрядами слов нельзя провести четкой демаркационной линии, как хотели бы сделать логики: творящие язык, а именно - обычные говорящие,­ не такие уж точные мыслители. Но они и не лишены определен­ной логики; и как бы ни были иногда расплывчаты контуры, ос­новная линия классификации на существительные и прилагательные, выраженная в грамматических формах, всегда будет иметь логи­ческое обоснование. Так обстоит дело и в данном случае: существи­тельные в целом характеризуются тем, что они имеют более спе­циальное значение, а прилагательные - тем, что они имеют более общее значение, поскольку первые коннотируют определенный комплекс качеств, а последние указывают на обладание лишь од­ним качеством 1 .­

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока «Разряды имен прилагательных. Переход имен прилагательных из одного разряда в другой».

Тип урока : комбинированный;

Форма урока: исследование;

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

обучающие:

    пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

    продолжить отработку навыков сравнения, сопоставления прилагательных, обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

    наблюдать за переходом прилагательных из одного разряда в другой;

    учить распознавать разряды имён прилагательных в разных контекстах

    развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей;

    содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

    воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

    создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Формируемые УУД:

Личностные:

    устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

    стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные:

    формулировать собственное мнение;

    осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

Познавательные:

    владение различными видами аудирования;

    поиск и выделение необходимой информации;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    смысловое чтение;

    извлечение необходимой информации из текста;

    анализ текста, умение приводить доказательства своей точки зрения.

Регулятивные:

    планирование самостоятельного выполнения заданий;

    выбор темпа работы;

    умение действовать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Предметные:

    уметь определять разряды имён прилагательных в разных контекстах;

    уметь отличать в контексте качественные и относительные, качественные и притяжательные прилагательные;

    различать эпитеты и определительные прилагательные.

Метапредметные:

    проводить наблюдения над языковым материалом;

    давать определение понятиям;

    исследуя языковой материал, устанавливать причинно-следственные связи;

    сравнивать, делать вывод;

Личностные:

    формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

    воспитание чувства прекрасного.

Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная, индивидуальная

На уроке используются обучающие структуры: ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, МИКС-ФРИЗ-ГРУПП, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН.

Оборудование:

    Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2013г.

    «Дорожная карта» (во время изучения темы «Разряды имён прилагательных» учащиеся заполняли данную карту: записывали теоретические сведения, приводили примеры, составляли предложения, выполняли творческие задания).

    комплект карточек для работы в группах (карточки для игры «Конструктор», тексты, задание для подведения итогов, «Билетик на выход», контрольный листок для проверки.

    мэнэдж мэт, таблички с номерами для групп;

    репродукция картины И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» формата А3, для каждой группы по одному экземпляру формата А5.

    музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» «Январь. У камелька», песня «Пропала собака» (автор стихов П.А.Ламм, композитор В.Я.Шаинский).

    компьютер, колонки.

Технологическая карта урока по русскому языку

I . Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, приветствуют друг друга.

Коммуникативные УУД:

речевое воздействие

II. Актуализация

Организует повторение теоретического материала, используя «Дорожную карту»

Ребята, в жёлтом конверте вы найдёте карточки. Изучите записанные на них сведения.
- Как вы можете применить их на сегодняшнем уроке? Какой способ действия вы предложите? (Так как на карточках записаны теоретические сведения о разрядах имён прилагательных, то для удобства их нужно разложить по разрядам).

Изучают карточки, обсуждают в группах ответы на вопрос учителя.

Делают общий вывод.

Раскладывают карточки по признакам разрядов имён прилагательных.

Сверяют результат работы с контрольным листком. Исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные УУД: контроль знаний

III. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

Удалось ли вам справиться с заданием?

В чем же причина?

Просит выдвинуть предположение о теме урока, о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке.

Слово учителя:

Мы проведём ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН («подумай- запиши – обсуди в команде»).

В синем конверте вы найдёте текст и репродукцию картины.

Выполните задания к тексту. Лингвистический эксперимент.

Эти строки написал художник Игорь Эмманулович Грабарь. Перед вами одна из его картин «Февральская лазурь». (Кстати, у этой картины интересная история. Расскажете на следующем уроке? Найдёте информацию?)

Как возникает образ? (Человек, умело владеющий словом, может создать образ с помощью необычного употребления прилагательных).

Обратите внимание на выделенные прилагательные.

При помощи толкового словаря выясняем значение слов.

Лазоревое (небо) – сине-голубое; жемчужные (берёзы) – белые, коралловые (веки) – ярко-красные, сапфировые (тени) – синие или зелёные.

Сохранилось ли прежнее очарование художественной речи? Почему? (подобранные нами синонимы не передают красоты увиденного. Прилагательные жемчужные, коралловые, сапфировые употреблены в переносном значении, а значение это проявляется в необычном сочетании жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени. Данные эпитеты придают образность, дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения).

Сравним: жемчужные берёзы - жемчужное ожерелье, сапфировые тени - сапфировые серьги, коралловые ветки - коралловые бусы. Какие сочетания звучат привычнее? Почему?

Приведите подобные примеры.

Именно в этом необычном контексте происходит изменение лексического значения прилагательного, и оно переходит из одного разряда в другой.

Вывод: разряд прилагательного можно определить только в контексте, т.е. в словосочетании или в предложении.

Рассматривают репродукцию, читают текст. При необходимости пользуются толковым словарём.

Обсуждают в группах свои выводы.

Делают выводы и самостоятельно формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь, формулируют устно цель урока.

Участники обдумывают ответ на вопрос, записывают, по очереди обсуждают.

Отвечают на вопросы.

Один ученик работает у доски.

Обсуждение.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.

Вывод.

Рассуждают.
Приводят примеры. Записывают в тетради.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

п остановка, формулирование и решение задачи

IV . Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация и углубление изученного.

1.Выполнение упр.353.

Для проверки проводится КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (организовывается обсуждение в команде по очереди более одного круга).

2. Придумайте и запишите 2-3 словосочетания.

Выполняют упражнение, указывая над прилагательными разряд по значению. После выполнения обсуждают сначала в команде, затем в классе.

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

V. Закрепление изученного материала .

Цель этапа: зафиксировать новые знания.

Выборочный диктант

Задание: слушаем песню «Пропала собака» (автор стихов П.А.Ламм, композитор В.Я.Шаинский) , записываем прилагательные (сущ. + прил.- словосочетания), определяем разряд по значению.

Я уверена, что эту песню вы все знаете. Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг?

А теперь проверим, насколько внимательно вы поработали с песней. Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту. Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет

2. Тематическая физкультминутка.

Вариант №1. Предлагает упражнение для снятия напряжения.

Ребята, предлагаю взбодриться. Встаём, задвигаем стулья.

Дети выполняют комплекс упражнений под музыку.

Вариант №2. МИКС-ФРИЗ-ГРУПП.

1.Сколько разрядов у прилагательных?

2.Сколько падежей у существительных?

3.Сколько корней в слове светловолосый?

4.Сколько второстепенных членов предложения?

5. Сколько морфем в слове сегодняшний?

1. К какому разряду, опираясь на справочный материал учебника, вы отнесли бы прилагательные отцовский, солдатский, стеклянный, вчерашний ? На каком основании?

2. Запишем предложения (комментированное письмо) и определим, какой признак передают эти прилагательные в записанных предложениях.

А) Ваня надел отцовский пиджак. В отцовском пиджаке Ваня походил не на ребёнка, а на взрослого.

Выводы: В первом предложении прилагательное отцовский обозначает принадлежность, то, что пиджак принадлежал отцу. Во втором – важнее не то, кому принадлежал пиджак, а внешние качества предмета – фасон, размер.

Б) Мальчик был подпоясан солдатским ремнём. Сквозь стеклянную стену было видно огромное фойе. Маша купила в магазине не свежий, а вчерашний хлеб.

Выводы:

1. Выделенные имена прилагательные авторы учебника относят к разряду относительных. Но все они выражают еще и качества предметов. Например: стеклянная - не только сделанная из стекла, но и прозрачная, вчерашний не только приготовленный вчера, но и зачерствевший, солдатский - не обязательно имеющий отношение к солдату, но уж точно широкий, кожаный, с большой пряжкой.

2. Значение имени прилагательного можно определить лишь в контексте . Прилагательные, традиционно классифицируемые как относительные, могут называть признаки, обозначающие различные качества предметов , и то, что эти признаки не могут быть у предмета в большей или меньшей степени, не является критерием для определения разряда. Этими же свойствами, мы видели на предыдущем уроке, обладают и так называемые качественные прилагательные . Установить, является ли прилагательное относительным или качественным , можно, опираясь только на контекст.

Слушают песню, записывают словосочетания, указывают разряд.

Взаимопроверка.

Обсуждение

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Ученики двигаются под музыку, замирают, когда музыка останавливается, объединяются в группы, количество участников зависит от ответа на вопрос.

Записывают слова в дорожную карту, комментируют выбор разряда.

Записывают предложения, рассуждают.

Совместный вывод.

Личностные результаты:

развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

ф ормирование навыков речевой деятельности . Освоение способов совместной деятельности

V I . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

1.Выполнение письменной работы (см. приложение).

После выполнения ученики получают контрольный листок для самопроверки

Выполняют письменную работу с самопроверкой по контрольному листку.

Проводится СИНГЛ-РАУНД-РОБИН.

Делают вывод.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона ; коррекция; оценка.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

Организует фронтальную беседу.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Удалось ли ее достичь?

Каким образом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

Я узнал…

Я запомнил …

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

Учитель выставляет оценки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Рефлексия. Готовят «билетик на выход»

Подводят итоги. Выставляют оценки.

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Проводит инструктаж по выполнению

домашнего задания. Предлагает право выбора.

1 уровень: упр.354(по учебнику);

2 уровень: подобрать фразеологизмы с притяжательными прилагательными;

3 уровень: выписать из художественного текста предложения с прилагательными – эпитетами (указать источник).

Задания 2-3 уровня дети выполняют в «Дорожной карте».

Вы показали хорошие знания прилагательных, умение видеть, чувствовать слово, правильно употреблять их в своей речи.

Ребята, всем большое спасибо за сотрудничество. Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание.

Личностный результат УУД:

формировать

привычку к самоконтролю.

Познавательные УУД:

применение полученных знаний на практике

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.


Приложение.

1вариант.

1. Подчеркните относительные прилагательные

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

2. Подчеркните притяжательные прилагательные

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

2 вариант

1. В каком ряду все прилагательные качественные

А) приморский (поселок), зеленый (шар), спортивная (площадка)

Б) изумрудная (зелень), правильный (ответ), сложный (вопрос)

В) плавательный (бассейн), чистые (руки), звонкий (голос)

2. В каком ряду все прилагательные качественные

А) волчий (вой), заячий (тулуп), лисья (речь)

Б) прекрасные (слова), пушистый (снег), радостная (новость)

В) стиральная (машина), мясной (бульон), лисья (нора)