Понятие морфемы. Морфемика: Морфема. Виды морфем. Основа и окончание Морфема и ее виды
Билет №14
1. Виды морфем. Понятия корня и аффикса.
Виды морфем. Понятия корня и аффикса.
Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») - мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввёл Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ.
Виды морфем (классификация)
По обязательности наличия в слове:
1. корневые (корни)
2. аффиксальные (аффиксы).
Корневые (корни), обязательные:
Корень - основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова - не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)»). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема - корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением "цвета снега или мела, светлый", а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением - "цвета сажи, угля, тёмный".
Аффиксальные (аффиксы), необязательные:
Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно образовывать слово (в русском языке) - только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт, стеклярус), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
Классификация аффиксов:
1. По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
1.1. префиксы - перед корнем. Традиционное название в русском языке приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) - все грамматические отношения выражаются постфиксами.
1.2. постфиксы - после корня. Почти не употребляются в некоторых языках (напр., суахили семья банту, Центральная Африка) - используются префиксы. Явный перевес в использовании (по сравнению с префиксами) - в индоевропейских языках (напр., русский язык). Постфиксы, не являющиеся флексиями, обычно называются в русском языке суффиксами. Постфиксы в широком смысле, в свою очередь, подразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных критериев, на окончания (флексии) и суффиксы. В русской грамматике выделяют ещё одну группу - постфиксы в узком смысле (также их называют частицами), которые называются возвратной морфемой, обычно стоящей после окончания. Выделяют 6 постфиксов: 3 глагольных: -ся/-сь, -те, -ка (скажи-те, смеяла-сь, посмотрите-ка) и 3 местоименных -то, -либо, -нибудь (что-нибудь, кто-то).
1.3. интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);
1.4. инфиксы - аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многихавстронезийских языках (например, в тагальском: sumulat "писать", ср. sulat "письмо");
1.5. трансфиксы - аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных средисогласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar - самый большой, Kabir - бой, Kibar - большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.
1.6. конфиксы - комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t - «хваленый»);
1.7. циркумфиксы - аффиксы, морфемы, которые ставятся и в начале, и в конце корня. В русском языке циркумфиксами являются «обрамляющие» глагольные частицы при- … -ся, до- … -ся и раз … ся например, в словах «припёрся», «дождался» и «расшумелся»
2. По смыслу:
2.1. «обычные» аффиксы - передают грамматическое и лексическое значение.
2.2. флексии - передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются - окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.
2. Приведите пары слов, в которых антонимические отношения передавались бы с помощью тех же словообразовательных элементов, что и в данных примерах: вход – выход, гипертония – гипотония, загибать – отгибать, недобор – перебор, привинтить – отвинтить, благовоние – зловоние, высокоразвитый – малоразвитый, дообеденный – послеобеденный.
Удача - неудача; деятельный - бездеятельный; приходить - уходить.
Здесь антонимическая связь по структуре представляет однокоренные антонимы.
Билет №17
1. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды языковых знаков.
2. Сравните данные словарные статьи. Определите, какая из них помещена в энциклопедическом словаре, а какая – в лингвистическом. Чем отличаются эти типы словарей и как это проявляется в характере словарной статьи?
1. Молекула (новолат. molecula уменьшит. от moles - масса). Наименьшая частица вещества, обладающая всеми его химическими свойствами. Состоит из атомов, соединенных химическими связями. Количеств. и качеств. ее состав передает химическая формула. Число атомов в молекуле химического соединения может быть различным: от двух до сотен тысяч.
2. Молекула, -ы , ж. Мельчайшая частица вещества, имеющая все его основные химические свойства // молекулярный, -ая, -ое. Молекулярный вес .
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.
Основная единица морфемики - морфема.
Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корень
Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.
Словообразующие морфемы: приставка, суффикс
Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).
Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.
Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.
Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).
Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).
Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс
Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения
Окончание
Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).
Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.
У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .
Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.
Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.
Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.
Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы
Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм
. Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия
.
У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .
Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).
Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.
Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.
Разные глагольные формы образуются от разных основ.
От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.
От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.
Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа-
ть - писа-
л- (бы - писа-
вш-ий
пиш-
у - пиш-
ущ-ий - пиш-
и- .
Основа
Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.
Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.
У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.
Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.
Морфемный разбор (разбор слова по составу)
Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.
Образец морфемного разбора
плотничал
Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).
Основа - плотнича-.
Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.
Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.
Морфемика
Понятие морфемы
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Например: перечитывать: пере- (значение – повторность действия), -чит- (действие), -ыва- (грамматическое значение нес. вида), -ть (показатель грам. формы инфинитива).
Признаки морфемы:
· Морфема имеет значение.
· Воспроизводимость (готовое средство, извлекаемое из памяти).
· Повторяемость (в аффиксах). Корневые морфемы встречаются в ряде слов, а также могут быть единичными (вдруг, варьете и т.п.).
Морфема – это обобщенная единица, которая в конкретных словах может быть реализована разными вариантами – морфами . Морф – это конкретный представитель млрфемы, обнаруживаемый при членении слова: пеку – печешь, кусочек – кусочка (пек-, печ-; -ек-, -к- являются морфами одной морфемы).
В одну морфему объединяются морфы, которые характеризуются признаками: 1) имеют одно и то же значение; 2) имеют формальное различие, обусловленное грамматической позицией в слове: положением до или после определенного класса единиц. Например: а) фонемы корня <г,к,х>, оказываясь перед суффиксом н прилагательного, чередуются с шипящими: друг – дружный, пух – пушной, песок – песочный и т.д.; б) кусочек – кусочк а: ек перед нулевым окончанием, к – перед реальной флексией; в) аналогично: молодец – молодца.
По отношению друг к другу эти морфы являются алломорфами .
Существует также понятие варианта морфемы – это морфы, которые характеризуются признаками: 1) одинаковы по значению; 2) занимают одну и ту же позицию в слове; 3) могут заменять друг друга в любых позициях: высокой горой – высокою горою, весной – весною, краснехонек – краснешенек.
Типы морфем в русском языке.
1. По функции в слове все морфемы на:
2. По месту в слове:
Префиксы (перед корнем)
Суффиксы (после корня)
Флексии (обычно на конце слова)
Постфиксы (после окончания)
3. По функции и значению аффиксальные морфемы делятся на словоизменительные, формообразующие, словообразовательные. Необходимо разграничивать 3 явления: словоизменение, формообразование, словообразование. Они находят отражение в структуре русского слова.
Формообразование – это процесс образования грамматических форм слова: стол – стола – столу… (с помощью флексий); писа-ть – писа-л – писал бы – пиш-и и т.п. Формообразование может осуществляться с помощью окончаний (белый – белого – белому, пишу – пишешь – пишем), и тогда оно называется словоизменением. Словоизменение – образование форм слова с помощью окончаний. Также формообразование может осуществляться с помощью других средств: суффиксов, префиксов, постфиксов, путем чередований и др.
Таким образом, морфемы, с помощью которых образуются формы слова, называются формообразующими, а формообразующее средство – формативом .
Словообразование – это процесс образования производных слов от производящих основ, слов или словосочетаний (т.е. образование нового слова): известн ый – известн-ость. Для образования нового слова необходимо, чтобы к производящему слову или основе присоединялось словообразовательное средство – формант (это словообразовательная морфема): дом – без-дом-н-ый (формант без- и -н-).
Наименьшая формальная часть слова, имеющая значение , называется морфом . (Этот термин иногда употребляют в женском роде - морфа, род. п. ед. ч.: морфы.) Следовательно, дальнейшее деление морфа на части приведет к выделению незначимых элементов - фонем .
Словоформы состоят из морфов, т. е. каждое слово состоит хотя бы из одного морфа (вчера, там, где, я и т. п.). Для русского языка типичны двух- и трехморфные слова (рек-а, глуп-ый, пере-ши-ть, стен-к-а и т. п.). Самые длинные слова русского языка могут включать семь-восемь морфов (по-на-вы-пис-ыва-л-и ). При анализе слова мы членим его на морфы. Однако в лингвистике употребляется и другой термин для названия наименьших значимых частей слова - морфема.
Чтобы показать различие между морфемой и морфом, сравним их с фонемой и звуками, представляющими ту или иную фонему. Так, фонема (а) представлена звуками [а], [ ] и [ ] в словах парта - [п ртъ], пятка - [п" ткъ] и пять - [п" т"]. Аналогичное явление наблюдаем в словообразовании, ер.: ленинград-ец и ленинград-ц -а ; творог и творож -ник . В первой паре слов различные морфы (-ец и -ц- ) представляют одну и ту же суффиксальную морфему, во второй паре слов различные морфы (творог- и творож- ) представляют одну и ту же корневую морфему.
Таким образом, морфема - это обобщенная единица , тогда как морфы - это конкретные репрезентанты (представители) морфемы, обнаруживаемые при членении слова .
Тождественные по значению морфы, формальное различие между которыми объясняется только их позицией в слове, являются по отношению друг к другу алломорфами.
Алломорфы одной морфемы могут выступать в разных словоформах одного слова (например, -ец/-ц- : ленинград-ец, ленинград-ц-а ) и разных лексемах например, книг-/книж- : книг-а, книж-ный ; песок-/песоч- : песок, песочный ; - ик/-нич- : школь-ник, школь-нический ).
Виды морфем:
По роли морфем в составе слова они бывают: корневыми и аффиксальными .
Корневые морфемы – это обязательная часть слова, не существует без корня.
Аффиксальные морфемы – это факультативная часть слова.
Имеются слова без аффиксальных морфем: я, ты, здесь, вчера, там . Корни - это такие морфемы, которые могут использоваться в речи самостоятельно или в сопровождении одного из видов аффиксов – флексий . Некоторые аффиксальные морфы омонимичны корневым морфам служебных слов: приставка без и предлог без , приставка от- и предлог от , приставка с и предлог с и т. п.
Свободные корни (радиксы – от лат. radix – корень) – корни, которые могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -дом- (дом), -рук- (рука) .
Связанные корни (радиксоиды – от лат. radix – корень и греч. oid – подобный; термин ввёл в лингвистику А.А. Реформатский) – корни, которые не могут употребляться без словообразовательных аффиксов , например: -нем- (немец, немка), -де- (надеть, одеть, раздеть). Они встречаются в ряде глаголов с приставками (ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, отвергнуть ) и в отглагольных существительных (низвержение, свержение, извержение ).
Слово может состоять только из одного корня (без аффиксов). Таковыми являются несклоняемые слова, например: очень, радио, хаки, метро .
Аффиксы – служебные (факультативные) морфемы, т.е. морфемы, которые могут отсутствовать в слове.
В дериватологии существует несколько классификаций аффиксов.
Префикс (от лат. praefixus – прикреплённый спереди) – аффикс, который находится в слове перед корнем, перед другим префиксом или перед двумя другими префиксами (за-бежать, по-на-строить, по-при-на-рядиться ). В школьной практике чаще используется термин приста´вка .
Суффикс (от лат. suffixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове непосредственно после корня, после другого суффикса или других суффиксов (дом-ик , лист-оч-ек, разде-ва-лоч-к(а), кис-л-от-н-ость ).
Флексия (от лат. flexio – сгибание) – аффикс, который находится после суффикса в абсолютном конце слова либо перед постфиксом. В школьной практике чаще используется термин окончание . Флексия выражает грамматические значения слова. Окончания есть только у изменяемых слов, например: пиш-ешь, цветок , умн-ый , дв-а , как-ой . В некоторых сложных словах возможны два окончания, например: кресл-о-качалк-а (ср. кресл-ом-качалк-ой ), дв-е-ст-и (ср. дв-ум-ст-ам ).
Постфикс (от лат. post – после и fixus – прикреплённый) – аффикс, который находится в слове после окончания. В русском языке существуют следующие постфиксы: -то (какой-то), -либо (кто-либо), -нибудь (чей-нибудь), -ся/-сь (умываешься, улыбаюсь), -те (идёмте), -таки (пришёл-таки). В школьной практике постфиксы, как правило, относят к суффиксам.
Некоторые лингвисты предлагают считать единой морфемой сочетание префикса и суффикса , одновременно присоединяющихся к производящей основе (при префиксально-суффиксальном способе). Такую морфему называют ко´нфиксом (лат. con – вместе). Например: со трапезник , со палатник , анти комарин , су глинок , па сынок .
Аффиксы, образующие грамматические формы, называют формообразу´ющими (или словоизмени´тельными ). К ним относятся:
1) чистовидовые приставки (делать (несов. в.)→сделать (сов. в.));
2) суффиксы, образующие формы несовершенного вида от форм совершенного вида глагола (переписать→переписывать, напеть→напевать );
3) суффикс -л - и нулевой суффикс, образующие формы прошедшего времени глагола (читал, вёз Ø);
4) суффикс -ть/-ти/-чь , образующий инфинитив (сидеть, нести, стеречь );
5) суффиксы причастий -ащ/-ящ, -ущ/-ющ, -вш, -ш, -енн, -нн, -ем/-ом, -им, -т (летящий, несущий, читавший, шедший, купленный, читанный, читаемый, солимый, колотый) и деепричастий -а/-я, -в, -ши, -вши (играя, написав, шедши, умывшись) (данные суффиксы являются формообразующими, если причастия и деепричастия признаются особыми формами глагола, а не самостоятельными частями речи);
6)суффиксы -и, -й и нулевой суффикс, образующие форму повелительного наклонения глагола (пиши, читай, сядь Ø);
7) суффиксы -ее, -ей, -е, -ше, -ейш/-айш, образующие формы сравнительной и превосходной степени (длиннее, сильней, ниже, дольше, крепчайший, точнейший );
8) окончания;
9) глагольный постфикс -ся/-сь , образующий форму страдательного залога глагола (строиться ).
Аффиксы, образующие новые слова , называются словообразова´тельными (или словообразу´ющими ). Например: суффикс -тель (учитель, строитель ), префикс анти- (антивирусный, антигерой) .
Аффиксы, выполняющие одновременно обе функции, называются синкрети´чными . Таковым, например, является префикс с - в слове списать .
Большинство аффиксов русского языка являются материально выраженными, т.е. они состоят из одного или нескольких звуков. Нулевыми могут быть только окончания и суффиксы .
Нулевы´ми формообразу´ющими а´ффиксами являются:
1) окончания имён существительных мужского рода 2 (школьного) и женского рода 3 типа склонения (стол , дом , мышь , дочь );
2) окончания имён существительных 1 (школьного) склонения в форме родительного падежа множественного числа (дач, крыш, игр );
3) окончания притяжательных прилагательных в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (лисий, заячий, медвежий, мамин, отцов, дядин );
4) окончания качественных прилагательных в краткой форме единственного числа мужского рода (силён, рад, красив );
5) окончания количественных числительных в форме именительного/винительного падежей (пять, семнадцать, семьдесят );
6) окончания глаголов изъявительного наклонения в форме прошедшего времени единственного числа мужского рода (читал, сидел, думал);
7) окончание личного местоимения он ;
8) окончания притяжательных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (мой, наш, ваш );
9) окончания некоторых указательных, определительных и вопросительно-относительных местоимений в форме именительного падежа единственного числа мужского рода (тот, каков, весь, сам );
10) окончания причастий в краткой форме единственного числа мужского рода (прочитан, взят, вымыт );
11) суффиксы, образующие форму прошедшего времени единственного числа мужского рода некоторых глаголов (лез Ø, вёз Ø);
12) суффиксы, образующие форму повелительного наклонения некоторых глаголов (режь Ø, сядь Ø).
Нулево´й словообразова´тельный су´ффикс выделяется в структуре деривата «при наличии двух условий:
1) нулевой аффикс должен иметь синонимичные ненулевые аффиксы;
2) наряду с рассматриваемым словом имеется однокоренное слово, более простое по смыслу, которое могло бы быть производящим для анализируемого в том случае, если деривационное значение последнего выражалось ненулевым аффиксом»
В.В. Лопатин указывает, что посредством нулевых суффиксов образуются следующие группы производных существительных:
1) со значением отвлечённого действия (приезжать → приезд Ø, заплывать → заплыв Ø) ;
2) со значением отвлечённого признака (тихий → тишь Ø, синий → синь Ø) ;
3) со значением одушевлённого носителя отношения к действию (задираться → задир Øа, прислуживать → прислуг Øа) ;
4) со значением лица женского пола (супруг → супруг Øа, кум → кум Øа) (см.: Лопатин В.В. Нулевая аффиксация в системе русского словообразования // Вопросы языкознания. – 1966. – № 1).
Нулевой словообразовательный суффикс выделяется также в структуре некоторых других типов производных слов. Например:
1) в структуре существительных со значением «место действия», «место как результат действия», «место по характерному признаку» (оборвать → обрыв Ø «место, где оборвано что-либо», гладкий → гладь Ø «гладкая водная поверхность»);
2) в структуре прилагательных с общим относительным значением (будни → будн Øий «такой, который имеет отношение к будням»; золото → золот Øой «такой, который имеет отношение к золоту»);
3) в структуре порядковых числительных (пять → пят Øый, двадцать → двадцат Øый );
4) в структуре существительных со значением носителя признака (интеллектуальный → интеллектуал Ø, универсальный → универсал Ø);
5) в структуре сложных существительных со значением производителя действия (книга + любить → книголюб Ø, соль + варить → солевар Ø);
6) в структуре простых и сложных прилагательных со значением «(не)обладающий тем, что названо производящей основой» (белый + зубы →белозуб Øый , хвост → бесхвост Øый );
7) в структуре некоторых наречий (плавать → вплавь Ø, заменять → взамен Ø, верх → вверх Ø, бок → вбок Ø).
Корнем, или корневой морфемой, является неделимая общая часть всех родственных слов, содержащая в себе основной элемент их лексического значения.
На основе общности значения корневых морфем в словообразовательной системе языка образуются гнезда родственных слов. При этом в составе корня происходят различные чередования как гласных, так и согласных звуков, например к//ч – волк, волч-ий; г//ж – сапог, сапож-н-ый; х//ш, о//нудь звука – мох, за-мш-ел-ый; м//мл – корм-и-ть, кормл-ени-е; и//е – замиро-а-ть, за-мер-е-ть и т.д.
Корневые морфемы могут быть свободными (молодой, молодость) и связанными (улица, переулок).
Корень это такая минимальная значимая часть, которая противопоставлена всем другим морфемам, т.е. аффиксам: приставкам, суффиксам, окончаниям и некоторым другим. Корень в отличии от аффиксов –обязательная часть в слове. Если слово состоит из одной морфемы, то это корень: тут, и, кино и т.п.
Корень составляет основу непроизводных, или по-другому, немотивированных, слов: сын, голова, дом и т.п.
Значение таких простых слов «никак не связано с их звуковым обликом, не вытекает из него, о нем нельзя догадаться, его нужно знать. Если вам не известно, что значат сочетания звуков, образующие слова собака, лошадь, стена, дело, окно, яйцо и другие подобные, то вы догадаться об этом не можете.
А значение производных слов определяется значением слов простых, мотивировано им, подобно тому, как свойства химических соединений зависят от свойств входящих в них элементов» (4, С. 6).
Слова, имеющие общую мотивацию, составляют группы однокоренных слов. То, что в лингвистике трактуется как общая мотивация, в школьной практике называют сходством по смыслу. Однако слово «смысл» нередко для ребенка оказывается лишенным определенного содержания. Если же регулярно показывать, что родственные слова соотносятся с одним и тем же словом, у детей сформируется способ (действие), с помощью которого они будут устанавливать наличие или отсутствие родства слов, и в то же время наполнится конкретным содержанием выражение «сходны по смыслу». Возьмем, например, слова зимовать, зимник, зимовье, зимний. Работая с ними, не следует ограничиваться указанием на то, что эти слова имеют общую часть зим- и сходны по смыслу, нужно проанализировать значение каждого из слов, обратившись к мотивирующему: зимовать – проводить зиму, зимник – дорога для езды зимой, зимовье – помещение, где живут зимой, зимний – относящийся к зиме и т.п.
Материал, позволяющий учить детей устанавливать смысловые связи между словами, имеется в учебнике. Это упражнения, где сопоставляются слова, одно из которых простое, а другое производное, например: цветы – цветник, соль – солонка, и др. более того, в учебнике дается образец рассуждения, в который входит обращение к мотивирующему слову: «хлебница – это посуда, в которой хранят хлеб».
Однако, как показывает практика, многие учащиеся при определении родства слов предпочитают опираться только на внешний признак: зрительно воспринимаемый одинаковый отрезок анализируемых слов. Мы неоднократно наблюдали, что не только школьники, но и учителя проявляли беспомощность, когда им предлагали задание – «ловушку»: доказать, что слово печник, лесник и сапожник не родственные, хотя имеют одинаковую часть – ник и сходны по смыслу – называют человека по его профессии. Чтобы обосновать отсутствие родства названных слов, нужно показать, что каждое из них объясняется другим словом: печник – от печь, лесник – от лес, сапожник – от сапог. Иначе говоря, если с самого начала определить, что сходными по смыслу считаются слова, которые объясняются с помощью одного и того же слова, интуитивное решение задачи заменяется конкретным способом действия. Причем в этом случае действие становится легко контролируемым.
Например, учащиеся нашли группу однокоренных слов: сила, сильный, усилие. Затем они проверяют, действительно ли в эти словах общий корень сил-: сильный, обладающий силой, усилие – напряжение сил. Если же продолжить подбор родственных слов, общее значение станет еще яснее: силач – человек, обладающий большой физической силой, силища – огромная сила.
Ни в коем случае не следует упускать возможность пополнять группы однокоренных слов с помощью примеров, предложенных детьми. Это развивает речь учащихся, заинтересовывает их, рождает стремление непременно найти еще одно слово. Конечно, при содержательном анализе родства слов обойтись без использования толкового словаря при подготовке к урокам невозможно. Хорошо, если в классе постоянно имеются толковые словари, с которыми тут же в классе работают педагог и дети.
Приставки и суффиксы главным образом являются словообразовательными аффиксами: с их помощью образуются новые слова, однако в ряде случаев они выполняют роль средства выражения грамматических значений.
Приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.
Суффиксом называется значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов и разных форм одного и того же слова.
Понимание приставок и суффиксов как частей слова, с помощью которых образуются новые слова, не вызывает особых затруднений, если последовательно проводится работа по разграничению слов и изменений одного слова, а также если каждый из аффиксов анализируется с двух сторон: по значению и фонемному составу.
К сожалению, на практике приходится наблюдать, что в качестве единственного признака морфему используют ее местоположение: часть слова перед корнем – это приставка; отрезок между корнем и окончанием – суффикс. Но, во-первых, оставляя в стороне анализ значения словообразовательного аффикса. Мы не реализуем всех возможностей, которые открывает эта работа для речевого и общего развития учащихся, а во вторых, при таком механическом решении задачи мы упускаем из виду, что отрезок слова перед и после корня может состоять не из одного, а из нескольких суффиксов: при-у-красит, укрот-и-тель, уч-и-л и т.п. Если даже учитель будет избегать таких слов, они могут оказаться среди подобранных детьми однокоренных слов. Наконец, оставляя без внимания внутреннюю сторону морфемы – ее значение, мы не создаем предпосылок для контроля за правильностью выполнения действия.
Обычно в младших классах проверяют, правильно ли выделено приставка или суффикс, подбирая однокоренные слова с другими приставками или без них, конечно. Если анализируется выехать или другое подобное слово, то при этом способе приставка будет найдена безошибочно: выехать, заехать, переехать, объехать и т.д. Но в словах, о которых говорилось выше, так может быть найдена несуществующая приставка «приез-» или суффикс «ия» в глаголе прошедшего времени и т.п.
Вспомним всеобщий способ анализа морфемной структуры слова в лингвистики. Морфема выделяется путем подбора слов, имеющих общий семантический признак и одинаковый по фонемному составу отрезок.
Та к, напримет, слово зимний анализиреется в составе трех групп слов:
1-я: зимний, зима, зимушка, зимовье, зимовать, зимовщик и т.д.;
2-я: зимний, теплый, синий, добрый, крепкий и т.д.;
3-я: зимний, умный, летний, пыльный, каменный и т.д.
В первый ряд вошли слова, имеющие общую мотивацию: все они объясняются с помощью слова зима. Сравнение буквенного состава слов позволяет выделить общий отрезок зим - - корень.
Во втором ряду-слова, имеющие со словом зимний одни и те же грамматические значения; именительный падеж, мужской род, единственное число. Выразителем этих значений служит окончание прилагательных – ий/ый. Если изменить какое-либо из грамматических значений этих слов изменится и буквенный состав окончания.
Наконец, 3 –й ряд. Эти слова обозначают признак, свойственный предмету, названия которого содержится в корне. У всех этих слов есть часть –н-, она находится после корня. Значит, все эти слова образованы с помощью суффикса –н-.
Всеобщий способ нахождения в слове морфем, естественно, распространяется на приставки и суффиксы. Отсюда следует, что, проверяя, верно ли выделена приставка или суффикс, нужно подбирать разные слова, имеющие то же дополнительное значение и ту же по фонемному составу часть. Конечно, это не значит, что нельзя использовать подбор однокоренных слов с разными приставками, просто нужно иметь в виду, что этот прием не гарантирует, как и всякий другой частный способ, от ошибок. Всеобщий же способ решения морфемных задач даёт однозначный ответ .
Кроме того, полезно иметь в виду некоторые особенности приставок и суффиксов, которые подсказывают приемы работы с ними. Так, известно, что приставки как бы «приклеиваются» к слову спереди. Отбрасывая приставку, получаем целое, ни в чем не деформированное слово той же части речи: от глагола – глагол (выбросил - бросил), от прилагательного – прилагательное (подводный - водный) и т.п. Конечно, это не относится к словам, образованным префиксально – суффиксальным способом (подснежник).
За то суффиксы часто «переводят» слово из одной части речи в другую: от существительного образуют прилагательное (сон - сонный), от прилагательных – глаголы (белый - белить) и т.п. При чем каждый суффикс сочетается с основой определенного типа. Так, суффикс – тьель- присоединяется к глагольным основам (учить - учитель), а суффикс – щик- к именам существительным (камень-каменщик) и т.п. Подсказывая способы контроля за правильностью выделения приставок и суффиксов, целесообразно обращать внимание детей на эти и другие особенности словообразовательных морфем.
С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи: автор – со-автор., носить – вы-носить, вне-из-вне и т.д.
Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.
Для образования разных форм одного и того же слова пристьавки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее они могут быть и формообразующими: делать – с-делать, бледность – по-бледнеть, слепнуть – о-слепнуть.
Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам не свойственна закрепленность за определенными частями речи в связи с большой степенью ответственности и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со- выражающая значение «совместности», возможна в составе существительных со- товарищ, со-участник; глаголов со-существовать, со-переживать; прилагательных со-звучный, со-предельный и др.
Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значение. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у-бежать, при-бежать, по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре-отлично и прилагательное пре-семпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный, но приставка пре- придает значению данных признаков оттенок высшей степени качества.
В отличие от приставок суффиксы могут иметь не только широкие и отвлеченные значения, но также и конкретные значения. Суффиксы глаголов и прилагательных отличаются большой широтой и отвлеченностью значения. Так, суффиксы –н-, -ов-, -ск- передают лишь отношение к тому, что обозначено бызовым существительным: книж-н-ый (книга), берез-ов-ый (береза), мор-ск-ой (море). Глагольный суффикс – е- в глаголах типа бел-е-ть, красн-е-ть, имеет широкое значение «становиться, делаться, каким-либо». Суффиксы имен существительных более конкретны, чем у глаголов и прилагатнльных. Они используются для наименования лиц по профессии: столяр, маляр, токарь, пекарь, крановщик; по социальному положению: колхозник, школьник; по качественному признаку: мудрец, гордец, храбрец.
Если приставки не имеют закрепленности за определенной частью речи, то суффиксам такая закрепленность свойственна, и они не могут использоваться для образования разных частей речи. С помощью строго определенных суффмксов образуются существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Так суффикс –ец- употребляется для образования существительных, суффикс –и- только для образования глаголов (пилить, сулить), суффикс –чив- только для образования прилагательных (разборчивый, настойчивый).
В некоторых словах суффиксы не получают своего материального выражения. В этом случае принято говорить о наличии в структуре данных слов нулевых суффиксов, например: притвор-а, отглагольных существительных, подобно слову притвор- -а, относящихся к разговорному стилю и содержащих в своей структуре нулевой суффикс, в современном русском языке довольно много: рев-еть – рев-а (рев - -а), и др. нулевые суффиксы используются при образовании имен прилагательных, различных глагольных форм.
Так же как и корневым морфемам, приставкам и суффиксам русского языка свойственны различные чередования звуков в их структуре: вз-бираться – взо-браться (нуль звука //о); друж-ок – друж-к-а (о//нуль звука) и др.
Окончанием или флексией называется и0зменяемая значимая часть слова, находящаяся после корневой морфемы или суффикса и служащая для связи данного слова с другими в составе словосочетания и предложения.
Окончания присущи словам, обладающим формами словоизменения: склоняемым существительным, спрягаемым формам глаголов, причастиям, прилагательным, местоимениям и числительным, с помощью окончания образуются не новые слова, а только формы одного и того же слова, необходимые для связи данного слова с другими, окончание является обычно показателем сразу нескольких грамматических значений, которыми обладают то или иное слово, например, окончание –у в существительном газету (я получил газету) показывает на принадлежгость этого слова к грамматической категории женского рода, указывает на значение винительного падежа и единственного числа.
Флексии, так же как и суффиксы, в русском языке бывают двух типов:
а) материально выраженные: радуг-а, ид-у, красив-ый, так-ой, перв-ый;
б) нулевые, т.е. не имеющие материального, звукового выражения: ветер, ветра, ветру; шел, шла и т.д.
В слове ветер по соотнесению с другими падежными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные окончания, выделяются нулевое окончание, указывающее на именительный падеж единственного числа и на грамматическое значение мужского рода, свойственное данному существительному. В слове шел по соотнесению с другими глагольными формами прошедшего времени, имеющими материально выраженные флексии, выделяется нулевое окончание. Которое содержит указание на мужской род единственного числв этой глаголь7ной формы прошедшего времени.
Не все слова в русском языке имеют окончания. Не обладают окончанием слова, образующие группу несклоняемых существительных; глаголы в неопределенной форме; деепричастия; наречия; прилагательные в форме сравнительной степени; междометия; предлоги; союзы; частицы .
Главное различие между корнем и окончанием в том, что корень связан с лексическим значением слова, а окончание - с его грамматическими характеристиками: родом, числом, лицом и т. п. Корень имеет стабильный (с учетом фонемных чередований) буквенный состав, а окончание - изменчивый, так как эта морфема отражает постоянно изменяющиеся связи слова с другими словами в предложениях. Окончание - словоизменительный аффикс. Это значит, что взаимозамена этой морфемы не приводит к появлению нового слова. Окончание передает отношения между словами, а не их предметные значения: письмо брата - письмо и брату т. п.
Как и всякая другая морфема, окончание обнаруживает себя, когда функционирует: изменяем грамматическое значение - изменяются средства его выражения (звуковой состав окончания). Первое грамматическое значение, с которого начинается знакомство школьников с окончанием как особой частью слова, это значение числа всех трех важнейших частей речи.: .
Числовое значение из всех грамматических значений самое понятное для младших школьников, за исключением некоторых слов (например, тех, которые, имея форму множественного числа, Называют один предмет: ножницы, сани и т. п.), значение числа выражает реальные различия предметов: один предмет или много предметов. Труднее детям понять, что эти вещественные различия, отражаясь в языке, изменяют связи между словами.
Во 2 классе школьники учат: «Окончание служит для связи слов в предложении». Но в сознании детей в этот период понятие связи слов не выходит за рамки семантических связей, в то время как понятие грамматической связи имеет свое специфическое содержание, которое и должно быть раскрыто при анализе словосочетаний.
Например, в словосочетании читает книгу слово, называющее действие, может изменяться «как хочет»: читал книгу, читаю книгу, читаем книгу и т. п., а второе слово ему «подчиняется», выступая в форме определенного падежа: сказать «читает книгой» или «читаю книга» нельзя. И это можно показать детям. Таким образом, даже на самом начальном этапе знакомства с окончанием без употребления каких бы то ни было терминов можно раскрыть роль этой части слова как средства выражения особых, формальных (грамматических) связей между словами.
По мере накопления знаний о частях речи углубляются знания учащихся об окончании. В то же время конкретизируются представления о связях между словами и формируется всеобщий способ нахождения в слове этой морфемы:
а) изменяется конкретное грамматическое значение слова;
б) сравниваются исходная и полученная формы слова;
в) находится изменившаяся часть.
Например, изучается род имен прилагательных. Изменяем прилагательное по роду: добрый (человек), доброе (дело), добрая (девочка). Сравниваем полученные словоформы: добрый - доброе - добрая. Отделяем изменяющиеся части: -ый, -ое, -ая. Это и есть окончание, которое говорит, какого рода прилагательное. Даже если не известно, какой признак называет прилагательное, а известно только, какое у него окончание, мы уже можем об этом прилагательном кое-что сказать. Так, если известно, что у данного прилагательного окончание -ое, то можно сказать, что оно связано с существительным среднего рода. И чем больше грамматических сведений о данной части речи накопит учащийся, тем больше сведений о слове будет сообщать ему окончание: окончание -ое сообщит не только о роде данного прилагательного, но и о его числе и падеже. В то же время будет конкретизироваться общее представление об окончании как двусторонней языковой единице, в которой неразрывно связано ее значение с определенным фонемным (звуковым) составом.
Например, окончание – ая говорит о том, что это прилагательное женского рода единственного числа именительного падежа. А окончание – ого того же прилагательного отличается от первого не только по звуковому составу, но и по значению: -ого указывает на мужской или средний род, родительный и винительный падеж единственного числа.
Чем содержательнее становится понятие окончания как морфемы, выражающей грамматические значения слова, тем легче учащимся различать слова и словоформы. Появляется формальный признак, опираясь на который можно безошибочно отличать словоформы от разных слов: в слове изменилось только окончание – слово осталось тем же; произошли изменения в той части слова, которая находится перед окончание, - появилось другое слово.
Важно, что признак этот действует и тогда, когда значения двух или нескольких слов практически идентичны. Например, слова рыбочка и рыбонька, стирать и стирка обозначают одно и то же, но поскольку в той части, которая находится перед окончанием, есть различие, значит, это разные слова.
Всеми свойствами обычных окончаний характеризуются и так называемые нулевые окончания. О нулевом окончании говорят, когда грамматическое значение есть, а фонемы, которая бы его выражала, нет. Например, в именительном падеже у существительных 2-го склонения окончание нулевое: стол. А другие падежные окончания выражены звуками: стол-а, стол-у и т.д. на уроках же в начальных классах можно слышать, что стол – слово без окончания. В последствии эта «мелочь» оборачивается тем, что ученик средних классов не отличает слова действительно без окончаний, например, наречия, от слов, которые в одной из своих форм имеют нулевое окончание.
Поскольку знакомство с нулевыми окончаниями не предусмотрено действующей программой для начальных классов, учитель должен проявить некоторую изобретательность, чтобы не нарушить принцип научности и не вынуждать детей со временем переучиваться. Можно, например, воспользоваться какой-нибудь описательной, метафорической конструкцией: «В этом падеже у существительного беззвучное, немое окончание, окончание-неведимка» и т.п..
Постфиксом называется значимая часть слова, находящаяся после окончания или суффиксов в глагольных формах и служащая для образования новых слов либо разных форм одного и того же слова.
В качестве постфикса в русском языке используется единственная служебная морфема –ся (-сь): катался, каталась.
Постфикс –ся (сь) употребляется также при образовании формы страдательного залога глаголов: читать - читается, строить – строится и т.д.
Постфикс –ся употребляется в структуре причастий, а так же в других глагольных формах, где ему предшествует согласный звук. После гласных звуков во всех глагольных формах, кроме причастий, употребляется – сь.
Морфемы в структуре слова следуют друг за другом в строго определенном порядке перемещаться, как правило, не могут .
Соединительные гласные о/е являются служебными морфемами, которые используются для образования сложных слов путем объединения основ двух слов.
Словообразовательным значением морфем о/е «является соединительное значение, сводящееся к объединению значений, составляющих сложную основу мотивирующих слов в одно целостное сложное значение.»
При образовании сложного слова соединительная гласная, находящаяся между основами двух слов, нейтрализует грамматическое значение первого из них и тем самым создает возможность для соединения в одно слово двух различных в грамматическом отношении слов, например: огн-е-упорн-ый. Общее грамматическое значение сложного слова и, прежде всего его принадлежность к определенной части речи, формируется на основе его второго компонента.
Ударение в сложном слове тоже сосредотачивается на его опорном втором компоненте.
С помощью соединительных гласных о/е образуется большинство сложных существительных и прилагательных: лес-о-степь, крпн-о-блочный и т.п. Некоторые сложные существительные и очень немногие прилагательные гласные. Если основа первого слова оканчивается на парный твердый согласный, то после него употребляется служебная морфема –о-, например: сам-о-лет, верт-о-лет. Если же основа первого слова оканчивается на парный мягкий согласный, а также на твердый шипящий и ц, то после них используется служебная морфема –е-, например: стал-е-вар, пеш-е-ход.
В прилагательных труднодоступный, вышеуказанный, и подобных, образованных путем соединения в одно слово наречий с именами прилагательными, -о- и –е- являются суффиксами наречий, но не соединительными гласными.
В отличии от приставок и суффиксов, использующихся как для образования новых слов, так и для образования разных форм одного и того же слова, соединительные гласные употребляются только для образования новых слов.
Интерфиксом называется особый строительный элемент слова, выполняющий роль необходимой звуковой прокладки при соединении словообразующих суффиксов с основой слова.
В прилагательных орловский, ялтинский, перуанский, суффикс –ск- имеет значение «относящийся к тому, что названо производящей основой, а предшествующие ему части слов –ов, -ин, -ан не входят ни в состав корневых морфем, ни в состав данного суффикса. Они необходимы для фонетического взаимоприспособления указанного суффикса с производящими основами упомянутых прилагательных.
С помощью интерфикса –л- соединяется, например, глагольная основа на гласный и суффикс –ищ- в таких существительных, как обита-л-ищ-е, жи-л-ищ-е, а с помощью интерфикса –в- глагольная основа на гшласный вступает в контакт с суффиксом –уч- в таких прилагательных, как жи-в-уч-ий, пе-в-уч-ий.
Назначение интерфиксов в структуре слова сугубо строевое. Их функция – содействовать соединению одной морфемы с другой, фонетическому взаимоприспособлению производящей основы с последующим суффиксом в структуре производного слова.
Таким образом, различают морфемы двух типов: корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (аффиксы).
Корень – это морфема, являющаяся центральным элементом в составе слова, основным средством выражения его лексического значения; корень представляет собой общую часть родственных по лексическому значению слов, называемых однокоренными словами.
Аффикс – это служебная морфема, которая выражает в слове грамматические или словообразовательные значения.