Уроки рисования. Техника выполнения Петриковской росписи. Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Петриковская роспись Элементы петриковской росписи для детей

Петриковская роспись

(Петриковка)

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге. Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.

Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне.

Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари - мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника - местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем - экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Чтобы сделать кисть-кошачку нам нужна кошачья шерсть, отрезанная, очень бережно у котика в области живота, либо на боках или у основании лап. Кот должен быть коротко или среднешерстный. Именно оттуда, потому что только там она нужной нам мягкости и толщины. Так же нужна палочка – корпус кисти. Нить. Клей ПВА.

Когда все «ингредиенты» собраны, начнем делать кисть. Берем палочку, затачиваем с одной стороны.

Пучком шерсти обворачиваем заостренный конец палочки.

Перематываем нитью, плотно, несколько слоев. Крепко завязываем. После ее аккуратно и очень хорошо пропитываем клеем ПВА.

Следим чтобы клей не попал на шерсть. Даем кисточке высохнуть примерно сутки.

С чего начать роспись

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.

Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!





























Традиционные цветы в петриковской росписи называются "цыбулька" (луковичка) и кучерявка. Они представляют собой не какое-то реальное растение, а являются стилизованной формой, элементы которой могут напоминать цветы пиона, георгина, тюльпана, майора, хризантемы, астры или какого-либо полевого цветка.
Цыбулька может быть выполнена как круглой кистью, так и кошачьей. Напоминает такой цветок по форме луковичку, то плотно закрытую с симметрично расположенными лепестками (два верхних и нижний цветы на рисунке), то наполовину раскрытую с серединкой самой разной формы (центральный цветок).В цыбульке обычно делается в середине цветка более светлый подмалевок для создания объема. Используются обязательно переходные мазки, в которых цвет плавно перетекает из одного тона в другой. В середине цветка они короче и прямее, а по бокам длиннее и изогнуты к середине. Нижние лепестки отходят в сторону, создавая раскрытость.

На рисунке известного петриковского мастера Федора Саввича Панко "Сині квіти"нижний цветок по исполнению представляет собой асимметричную цыбульку с очень оригинально оформленной серединой при помощи кошачьей кисточки.

Цветок "кучерявка" выполняется обычно кисточкой из кошачьей шерсти. Нижние мазки более массивные, а верхние выполнены с различным наклоном то вправо, то влево, но в определенном порядке, что и создает ажурность и "кучерявость" цветка. Очень хорошо это видно на фрагменте рисунка моей любимой петриковской художницы Пелагеи Глущенко.

Еще один рисунок того же автора с кучерявками. Как видно, в петриковской росписи на одной ветке могут располагаться цветы разного цвета, в разных ракурсах и фазах динамичности лепестков и даже разной формы. И такое сказочное изображение воспринимается зрителем как единое и абсолютно реальное гармоническое целое.

Столетия назад украинская Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов. Сейчас же эти необычайно красивые рисунки можно встретить где угодно. Яркие, солнечные изображения обрели огромную популярность. С их помощью украшают не только одежду или помещения, но и ногти, мебель и даже автомобили.

Популярна петриковка и на Кубани – там знают, что эти волшебные картинки, с чудесной птичкой на темном или светлом фоне, предназначены не только для развлечения малых детей. Взрослые очарованы ей ничуть не меньше – те, кто совсем не умеет рисовать, воссоздают знакомые с детства мотивы с помощью такой техники, как квиллинг. Как ни странно, получается симпатичная замена, и даже трафареты тут не нужны – все делается сердцем.

Столетия назад Петриковская роспись использовалась исключительно для украшения предметов быта и домов

Петриковская роспись: рисуем петуха — простой мастер-класс для начинающих

Петух – классическое изображение петриковской росписи. Встретить его на расписанных предметах можно так же часто, как калину и подсолнухи. При соблюдении основных правил, нарисовать такую красоту сможет и новичок.

Петух – классическое изображение петриковской росписи

Ход работы пошагово:

  1. Выполнить все элементы рисунка карандашом.
  2. Силуэт петуха закрасить подходящим цветом.
  3. Нарисовать перо туловища, а также хвоста и крыльев.
  4. Смоделировать голову.
  5. Нарисовать клюв, глаза и выделить черной краской основные детали.
  6. Окружить птицу цветами и ягодками.

Галерея: Петриковская роспись (25 фото)
















Петриковская роспись: простой рисунок кистью (видео)

Петриковская роспись по дереву: шаблоны

Нанесение орнамента на дерево – это настоящее искусство. Выполнить эту работу без шаблона сможет только опытный мастер. Для тех же, кто только начинает осваивать это увлекательное мастерство, крайне важно выбрать простой шаблон, который нужно будет перенести на подготовленную деревянную поверхность.

Изображение цветов – это один из самых легких рисунков, позволяющих достичь невероятных высот. Используя простые схемы, эту работу выполнит и начинающий художник.

Изображение цветов – это один из самых легких рисунков

Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам. При этом и новичок, освоивший азы мастерства, также осилит эту увлекательную работу.

Более сложные схемы, предполагающие использования сразу нескольких элементов росписи, подойдут более опытным художникам

На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле. Любая кухонная утварь и даже мебель приобретет при этом совершенно новый вид, станет более изысканной и оригинальной.

На дереве невероятно красиво смотрятся именно орнаменты, выполненные в этом стиле

Нередко изображение выполняют не на прямоугольной или квадратной поверхности, а круглой. Естественно, что для выполнения такой работы понадобятся совершенно другие схемы.

Особое внимание при росписи деревянных изделий уделяется изображению людей. Именно такие схемы позволяют сделать любое изделие совершенным и необычным.

Элементы Петриковской росписи

Основных элементов росписи существует всего несколько.

Именно с их помощью и создаются настоящие шедевры:

  • луковички. С помощью таких элементов удается четко прорисовать листики и отдельные их детали. Мазок начинается с тоненькой линии, которая плавно с нажимом поворачивается, после чего нажим ослабляется и делается переход к тоненькой линии;
  • переходный мазок. Для того, чтобы выполнить этот элемент, используется краска двух цветов. На кисть изначально набирается первая краска, а кончик промазывается второй. Выполняется элемент по такому же принципу, как и луковички;
  • ягоды. Для того, чтобы прорисовать этот элемент, используются не кисти, а подушечки пальцев. Вписаться в орнамент и выглядеть живой может лишь та ягодка, на которой виден отпечаток пальца.

Основных элементов росписи существует всего несколько

Освоив технику выполнения этих элементов, уже можно смело приступать к работе. Более сложные же детали рисунка делаются на основе этих трех, которые просто наносятся в соответствии с выбранной схемой.

Петриковская роспись: как нарисовать цветы

Подсолнухи – одни из главных элементов росписи. Именно они придают картине необходимый колорит, делают ее завершенной и оригинальной. Выполнение же такого рисунка очень простое, даже новичок справиться с изображением подсолнуха.

Ход работы:

  1. Коричневой краской нарисовать круг.
  2. Вокруг него начертить карандашом окружность немного большего диаметра.
  3. Выполнить первый ряд лепесточков. Для этого кисточку пропитать желтой краской, а кончик промазать более темной. Каждый лепесток проводить от края к центру и делать небольшое закругление.
  4. Выполнить второй круговой ряд, но использовать более светлую краску в качестве основного цвета, а кончик кисти промазать белым цветом.
  5. Поверх коричневой окружности выполнить внутренний ряд лепестков.
  6. Украсить окружность капельками.

Петриковская роспись пальцем: осенняя пора

Калина – символ женской красоты, силы и здоровья. Именно ее принято изображать при выполнении осенних композиций в Петровской росписи. Особенность же работы заключается в том, что каждая ягодка прорисовывается пальцем. Именно такая техника позволяет сделать орнамент особенным, живым и невероятно красивым.

Что необходимо:

  • акварель;
  • бумага;
  • кисти;
  • емкость с водой;
  • ластик;
  • карандаш.

Маленькие элементы хорошо добавлять деревянной ручкой от кисточки

Ход работы:

  1. Карандашом наметить будущие веточки и листики, делая еле заметные контуры рисунка.
  2. Кисточку промазать коричневой краской и по намеченным линиям прорисовать ветки и небольшие веточки.
  3. Прорисовать листики, делая волнообразные мазки по направлению от края к центру.
  4. Подушечку пальца окунуть в краску и после этого сделать на рисунке кружочки, расположенные в хаотичном порядке.
  5. На листочках прорисовать прожилки коричневого цвета.
  6. Ягодки калины дополнить зелеными завитками и зернышками.
  7. Края листиков прорисовать оранжевой краской, делая тонкие, небольшие штрихи.
  8. Каждую ягодку дополнить вкраплениями желтого цвета, создавая блики.

Контуры веточек подчеркнуть с помощью краски черного цвета.

Петриковская роспись на ногтях

В последнее время все чаще мастера маникюра прибегают к использованию орнаментов Петриковской росписи на ногтях. Маникюр при этом получается ярким, необычным, выделяющимся среди основной массы.

Ход работы:

  1. Ногтевые пластины обязательно подготовить и только после этого нанести на них акриловую краску черного цвета.
  2. На кисть набрать розовую краску, а кончик ее промазать желтой и нарисовать цветы с помощью элементов луковички.
  3. Теперь уже промазать кисточку светло-желтой краской и кончик обмокнуть в более насыщенный желтый цвет, сформировать в центре ромашку.
  4. Для того, чтобы нарисовать калину, необходимо на доте набрать красную краску и разместить оттиски в виде грозди, располагая ягоды одна на одной и уменьшая при этом постепенно их размер.
  5. Ягоды соединить между собой очень тонкими веточками.
  6. На кисть краску зеленого цвета, а кончик обмокнуть в желтую. С помощью переходных мазков прорисовать листок.
  7. Красной краской оформить центральную часть каждого цветка.
  8. Добавить блики с помощью блесков.

Покрыть ногтевые пластины закрепителем.

Петриковская роспись: переходный мазок (видео)

В последнее время Петриковская роспись нашла широкое применение. Орнаменты, выполненные в этом стиле, можно встретить где угодно. Изысканно и красочно смотрятся самые простые предметы быта, на которых нарисованы такие узоры. Освоить же эту технику сможет каждый. Здесь не требуются какие-либо особые знания и навыки. Достаточно лишь научиться выполнять основные элементы, чтобы начать создавать свои первые шедевры в этом стиле.

(30 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Изобразительное искусство в наше время не теряет своей популярности, причем вопреки тому, что технический прогресс заменяет многие традиционные формы человеческой деятельности. Более того, сейчас возрождается множество форм творчества, к которым еще несколько лет назад интерес был не столь очевидным. Роспись петриковская - это сфера деятельности, привлекающая многих людей. В чем же секрет такой популярности? Конечно же, в обилии тех вещей, которые украшают при помощи этой техники.

Роспись петриковская: сфера применения

Те знания и умения, которые человек получает, постигая данную технику, он имеет возможность применить в:

  • раскрашивании писанок;
  • оформлении графинов;
  • расписывании стен;
  • украшении шкатулок и другой домашней утвари.

Учитывая столь широкое распространение, вывод напрашивается сам: петриковская роспись создана для того, чтобы делать нашу жизнь ярче и красочнее. Именно потому обучение ей станет прекрасным и продуктивным занятием для любого новичка. Петриковская роспись для начинающих, рисунки которым сначала следует выбирать простые, станет хорошим стартом в изобразительном искусстве.

Азы петриковской росписи

Чтобы постичь любую художественную технику, необходимо начинать с самых азов. Именно потому не стоит сразу браться за сложные элементы. Для этого вида изобразительного искусства характерна определенная системность, которая предусматривает вырисовывание сложных вещей из более простых компонентов. Комбинирование таких составляющих иным способом уже будет означать изменение орнамента. Для тех, кого интересует петриковская роспись, мастер-класс по выполнению ее простейших элементов будет очень полезным.

Элемент «Зернышко»

Приступая к постижению петриковской росписи, переходим к самому простому элементу, который называется «зернышко».

Рисуем вертикальную линию при помощи карандаша, а затем наносим кисточкой мазки, придавая ей форму настоящего хлебного злака. При этом усик очерченного элемента должен быть перпендикулярным нанесенной полоске. Корпусом необходимо нажимать во время процесса так, чтобы мазок приобретал форму водяной капли.

После нескольких успешных попыток воспроизвести зернышко не стоит раньше времени расслабляться, считая, что вы полностью постигли элемент. Дальнейшая тренировка заключается в прорисовывании зернышек параллельно друг к другу на одинаковом расстоянии. Все мастера петриковской росписи когда-то начинали именно с таких художественных упражнений, которые способствуют выработке оптимального ритма.

Вопреки кажущейся простоте элемента, он требует к себе особого внимания, так как многие узоры и сюжеты в дальнейшем, возможно, будут изображаться именно с его помощью. «Зернышко» используется в создании цветов, листочков и многих других завершенных композиционных составляющих. Именно поэтому петриковская роспись для начинающих, которая обучает этому и другим простым элементам, имеет столь важное значение.

Элемент «Изогнутое зернышко»

Это тоже простой элемент. Однако к его выполнению следует приступать только тогда, когда приобретены навыки по изображению простого зернышка. Для того чтобы прорисовать этот фрагмент, опустите на белый лист кончик кисточки по вертикальной линии.

Затем к бумаге прижмите ее «пятку». Далее придаем изогнутому зернышку необходимую форму постепенными мазками. Стоит отметить то, что рассмотренный элемент позволяет прорисовывать компоненты и посложнее. Именно таковые в своей совокупности создают композицию росписи.

Бутон из изогнутых зернышек

Два мазка изогнутого зернышка образуют бутон цветка в полураскрытом виде. Чтобы его изобразить, необходимо расположить мазки так, дабы их усики подтягивались друг к другу с одной точки. При этом они должны соединяться округлыми частями.

Когда первый цветок прорисован, следует тренироваться в группировке этих элементов. К примеру, располагаем их так, чтобы они были друг от друга на одинаковом расстоянии, а усики обращаем в противоположные стороны. Затем необходимо «бутоны» объединить в группы, состоящие из трех элементов и развернутые в различные направления.

Когда заходит речь о таком понятии, как петриковская роспись, цветы - первое, что приходит в голову. В этом вряд ли стоило бы видеть нечто странное, поскольку именно букеты чаще всего изображаются путем комбинации различных элементов.

Рисуем зубчатые листочки из зернышек

Мазки разносторонней направленности при правильном расположении образуют интереснейшие листья различных модификаций. К примеру, немного удлинив форму традиционного элемента «семя», можно получить зубчатый листочек. Для этого слои необходимо делать направляя их в сторону середины альбомного листа. Прорисовываются они при помощи «пятки» кисточки.

Когда идет речь о таком понятии, как петриковская роспись для детей, стоит иметь в виду, что перечисленные элементы отлично подойдут для их тренировки. Однако ребенка с самого начала нужно ориентировать на то, что все составляющие, из которых будет состоять этот компонент сюжета, должны быть одинаковыми по размеру и форме. Иначе первоначальную творческую задумку будет реализовать очень трудно. Учитывая то, что роспись петриковская - это в первую очередь удачное комбинирование четко прорисованных похожих или подобных элементов.

Следует понимать то, сколь важно научиться базовым мазкам, а потом совмещать их. При этом сочетать различные элементы будет очень интересно и увлекательно. А потому всем тем, кто решил постичь это искусство, следует готовиться к длительной и разноплановой работе, которая обязательно принесет удовольствие.

Немного из истории петриковской росписи

Ни одно явление невозможно рассматривать вне того исторического контекста, в котором оно возникло. Если говорить о петриковской росписи, то необходимо отметить то, что этот художественный промысел появился впервые в Украине (а именно в селе Петриковка, которое находится в Днепропетровской области).

В начала ХХ века роспись петриковская развивается как разновидность Ею декорировали предметы быта самого различного назначения - и одежду, и и аксессуары.

Название художественного промысла связано с жителями населенного пункта Петриковка, организовавшими в начале ХХ века в селе школу, которая обучала декоративному рисованию.

Центр «Петриковка» сейчас

В свое время в населенном пункте работала фабрика со штатом в более девяносто рабочих, в которой функционировало два цеха. При ней был создан музей, который знакомил всех желающих с петриковской росписью. Однако уже десятилетия завод не функционирует. Наверное, у многих эта информация вызывает логичный вопрос о том, остановилось ли развитие промысла в Петриковке на коммерческом уровне после его закрытия. Спешим сообщить положительное известие: теперь в селе создан специальный центр, знакомящий людей с народным творчеством. Называется он «Петриковка» и имеет штат из четырех десятков мастеров.

Центр народного искусства возник еще в начале 90-х годов как первое предприятие, которое находится в пользовании самих умельцев. Здесь постоянно работает выставочный зал, проводятся экскурсии, мастер-классы для детей, а также открыты для посещений мастерские. Потому художественная техника активно используется в том населенном пункте, где она и возникла.

При этом множество ремесленников из Петриковки, для которых владение описываемой технологией является традиционным делом, реализовывают свои изделия в художественных салонах не только Украины, но и далеко за пределами своей страны. Сам промысел стал в наше время столь активно возрождаться, что его используют на мастер-классах, фестивалях народного искусства и т.п. Помимо этого, технике даже обучают в арт-студиях.

Из прошлого в современность

Говоря о том, какие учреждения в Петриковке занимаются популяризацией росписи, нужно отметить художественную школу для детей им. Паты, а также районный музей этнографии, быта и народно-прикладного искусства.

Каждый, кто постигнет такой промысел, как роспись петриковская, а также те, кто просто им интересуется, имеют возможность поехать на экскурсию в Петриковку и посетить упомянутое музейное учреждение. К тому же общение с простыми мастерами-ремесленниками принесет множество положительных эмоций и интересной информации.

Желаете приобрести навыки выполнения петриковской росписи? Тогда начинайте с зернышек и их комбинирования в цветочки и листочки. И успехи не заставят долго ждать себя. А изучение истории росписи и работ других мастеров позволит еще более углубить свои знания.