Цитаты из произведений блока. Высказывания известных деятелей о И. А. Бунине. Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Блок Александр Александрович

(1880 - 1921) - один из самых талантливых литераторов Серебряного века. Поэт-символист и переводчик, драматург и критик, автор цикла стихотворений о Прекрасной Даме и поэмы «Двенадцать», в своем творчестве он умел соединять низкие жанры и высокий стиль.

Таким же противоречивым, но неизменно интересным для окружающих он был и в жизни. Мы собрали воспоминания писателей и поэтов, которые были лично знакомы с Александром Блоком.

В один весенний вечер - заседание на частной квартире. , Батюшков , Браун, Ремизов , Гизетти, Ольденбург, Чуковский, Волынский, Иванов-Разумник, Левинсон, Тихонов и еще кто-то - много... и один Блок. Доклад Блока о кризисе гуманизма.

Я помню отчетливо: Блок на каком-то возвышении, на кафедре - хотя знаю, никакой кафедры там не могло быть - но Блок все же был на возвышении, отдельно от всех. И помню: сразу же - стена между ним и всеми остальными, и за стеною - слышная ему одному и никому больше - варварская музыка пожаров, дымов, стихий.

А потом - в комнате рядом: потухающий огонь в камине; Блок - у огня со сложенными крыльями бровей, упорно что-то ищущий в потухающем огне, и взволнованные за полночь споры, и усталый, равнодушный ответ Блока - издали, из-за стены...

Кажется, все этот вопрос - о кризисе гуманизма - ответвился как-то от Гейне : Блок редактировал во «Всемирной Литературе» - Гейне. Работал он над Гейне необычайно тщательно и усидчиво. Помню какой-то будничный, денежный разговор - и слова Блока:

Оплата? Какая же тут может быть оплата? Вчера за два часа я перевел двенадцать строк. И еще в комнате у меня в тот вечер было тепло, горела печь. Очень трудно, чтобы перевести по-настоящему.

Он делал все - «по-настоящему». Но все же чувствовал - ни на минуту не переставал чувствовать, что это - не то, не настоящее.

«В эти годы Блока я помню почти постоянно. На религиозно-философских собраниях он как будто не бывал или случайно, может быть (там все бывали). Но он был с самого зарождения журнала „Новый путь“. В этом журнале была впервые напечатана целая серия его стихов о Прекрасной Даме. Очень помогал он мне и в критической части журнала. Чуть не в каждую книжку давал какую-нибудь рецензию или статейку: о Вячеславе Иванове, о новом издании Вл. Соловьева... Стоило бы просмотреть старые журналы.

Но и до начала „Нового пути“ мы уже были так дружны, что летом 1902 года, когда он уезжал в свое Шахматово (подмосковное именьице, где он потом жил подолгу и любовно устраивал дом, сам работая), мы все время переписывались. Поздней же осенью он приехал к нам на несколько дней в Лугу.

Дача у нас была пустынная, дни стояли, после дождливого лета, ярко-хрустальные, очень холодные.

Никакие мои разговоры с Блоком невозможно передать. Надо знать Блока, чтобы это стало понятно. Он, во-первых, всегда, будучи с вами, еще был где-то - я думаю, что лишь очень невнимательные люди могли этого не замечать. А во-вторых, каждое из его медленных, скупых слов казалось таким тяжелым, так оно было чем-то перегружено, что слово легкое или даже много легких слов не годились в ответ.

Можно было, конечно, говорить „мимо“ друг друга, в двух разных линиях; многие, при мне, так и говорили с Блоком, - даже о „возвышенных“ вещах; но у меня, при самом простом разговоре, невольно являлся особый язык: _м_е_ж_д_у_ словами и _о_к_о_л_о_ них лежало гораздо больше, чем в самом слове и его прямом значении. Главное, важное никогда не говорилось. Считалось, что оно - „несказанно“».

«Первая встреча - в раме дружеского юного пира, в свете утренних зорь, в правде многих соприкоснувшихся на миг поэтических душ, из которых каждая, внутренним ясновидением, четко сознавала и знала про себя, что путь предстоящий - богатый и полный достижений. И в этот первый миг свиданья юноша Блок показался мне истинным вестником. Третья встреча, за дружеским ужином у Сологуба, очаровательного поэта, очаровательного хозяина и человека с острым проникновенным умом, явила мне Блока читающим замечательные стихи о России, и он мне казался подавленным этой любовью целой жизни, он был похож на рыцаря, который любит Недосяжимую, и сердце его истекает кровью от любви, которая не столько есть счастье, сколько тяжелое, бережно несомое бремя. Казалось, что Блок поникал, пригибался, что тяжесть, которую он нес, была слишком велика даже и для его сильных рук, даже и для его упрямства, священного, как обеты средневековья. Вторая встреча, когда он сидел в углу молча и мы обменялись лишь двумя-тремя словами, всего красноречивее сейчас поет в моей памяти. Я никогда не видал, чтобы человек умел так красиво и выразительно молчать. Это молчанье говорило больше, чем скажешь какими бы то ни было словами. И когда я ушел из той комнаты, а близкая мне женщина, бывшая в той же комнате, еще оставалась там около часу, Блок продолжал сидеть и молчать, - и вот, чуть не через десять лет после того дня, вспоминая о той же встрече, эта женщина говорит, что, уйдя, она отдала себе отчет, что Блок ничего не говорил, но что это молчание было так проникновенно, оно было такое, что ей казалось, будто все время между ею и им был неизъяснимо-значительный глубокий разговор».

Андрей Белый

«Нам, его близко знававшим, стоял он прекрасной загадкой то близкий, то дальний (прекрасный - всегда). Мы не знали, кто больше, - поэт национальный, иль чуткий, единственный человек, заслоняемый порфирою поэтической славы, как... тенью, из складок которой порой выступали черты благородного, всепонимающего, нового и прекрасного человека: kalos k’agathos10 - так и хочется определить сочетание доброты, красоты и правдивости, штриховавшей суровостью мягкий облик души его, не выносящей риторики, аффектации, позы, „поэзии“, фальши и прочих „бум-бумов“, столь свойственных проповедникам, поэтическим „мэтрам“ и прочим „великим“; всечеловечное, чуткое и глубокое сердце его отражало эпоху, которую нес он в себе и которую не разложишь на „социологию“, „мистику“, „философию“ или „стилистику“; не объяснишь это сердце, которое, отображая Россию, так билось грядущим, всечеловеческим; и не мирясь с суррогатами истинно-нового, не мирясь с суррогатами вечно-сущего в данном вокруг, - разорвалось: Александр Александрович, не сказав суррогатам того и другого „да будет“ - задохся; „трагедия творчества“ не пощадила его; мы его потеряли, как... Пушкина; он, как и Пушкин, искал себе смерти: и мы не могли уберечь это сердце; как и всегда, бережем мы лишь память, а не живую, кипящую творчеством бьющую жизнь... »

«Ведь вот и до сих пор спорим, например, о Блоке: впрямь его ярыги, убившие уличную девку, суть апостолы или все-таки не совсем? Михрютка, дробящий дубиной венецианское зеркало, у нас непременно гунн, скиф, и мы вполне утешаемся, налепив на него этот ярлык».

Мария Бекетова (детская писательница, тетя Александра Блока)

«Я видела Блока в последний раз в конце сентября 1920 года. Я приехала из Луги с вечерним поездом в прекрасную погоду, пришла пешком с вокзала. Меня, кажется, ждали, потому что я предупредила о своем приезде. Я пробыла в Петербурге три дня, на четвертый уехала. Блок был в этот мой приезд невеселый и озабоченный. Все время чувствовалось, что у него много сложного дела, надо обо всем помнить, ко всему приготовиться. Так как у него все было в величайшем порядке, и он никогда не откладывал исполнения того дела, которое было на очереди, то он все делал спокойно и отчетливо, не суетясь, справлялся со своими аккуратными записями, быстро находил то, что нужно, так как все лежало на определенном месте. Часть его работы и бумаг была в той комнате, где я ночевала. Он часто туда заходил, доставал что-то из стоявшего там стола и писал то, что ему было нужно. Мое присутствие по временам, несомненно, его стесняло, но он ни разу не дал мне этого почувствовать и вообще был со мной бесконечно деликатен. И в этот приезд он, помнится, задал мне обычный вопрос: „Тетя, тебе не надо денег?“ Он часто задавал мне этот вопрос и всегда заботился о том, чтобы у меня были деньги».

«Блок, читая, напоминал ребенка сказки, заблудившегося в лесу: он чувствует приближение чудовищ из тьмы и лепечет встречу им какие-то заклинания, ожидая, что это испугает их. Когда он перелистывал рукопись, пальцы его дрожали. Я не понял: печалит его факт падения гуманизма или радует? В прозе он не так гибок и талантлив, как в стихах, но - это человек, чувствующий очень глубоко и разрушительно. В общем: человек „декаданса“. Верования Блока кажутся мне неясными и для него самого; слова не проникают в Глубину мыслив разрушающей этого человека вместе со всем тем, что он называет „разрушением гуманизма“».

Весьма благоприятен сон со львом белого цвета в главной роли. Это может предрекать появление влиятельного покровителя, а также достижения успеха и почти абсолютного счастья.

Семейный сонник также видит хорошее предзнаменование в таком видении – к благоприятным изменениям в жизни.

Знаком самовлюбленности и эгоизма сновидца можно рассматривать черного льва. Увидев такой сон, имеет смысл проанализировать свое отношение к домашним и коллегам, особенно если вы начальник. Еще одна точка зрения – видеть черного царя зверей символизирует негативные перемены.

Рыжий окрас львиной шкуры предполагает, что сновидцу пока и самому не известна его истинная сила. Символом денег, крепкого здоровья, искренних отношений является золотой лев. Он же может быть огненно-рыжим.

Маленький или большой?

Видеть огромного могучего льва – знак того, что сновидец не лишен тщеславия, жажды власти. Также это предвещает прилив сил, возможное богатство.

Маленькие львы снятся к поклонникам/поклонницам.

  • Маленькое животное предупреждает, что надо проявлять необходимую осмотрительность, дабы избежать серьезного ущерба из-за чужого вероломного поступка.
  • Забавный львенок является воплощением большого счастья, лада в семье, гармоничных отношений и говорит об искренней любви к вам ваших близких.

Царь зверей для мужского пола

Молодой лев по толкованию сонника предсказывает новое интересное дело, способное принести исполнение многих желаний.

Будущая жизнь выглядит вполне оптимистично, но для этого надо много, упорно и честно потрудиться.

Видеть старого, облезлого, изможденного льва, по соннику Нострадамуса, означает, что наступила пора переоценки ценностей.

  • Неженатому молодому человек сон с участием льва обещает встречу с девушкой, которая вскоре станет его супругой.

Сонник утверждает, что избранница окажется умной, доброй и хозяйственной. Известно, что охотой в прайде «заведуют» львицы. Так и молодая супруга, как настоящая подруга царя зверей, окажется надежной помощницей для своего мужчины. Главное – не проглядеть такую наяву.

  • Представителю сильного пола, имеющему семью и увидевшему во сне льва, рекомендуется сосредоточить свое внимание на карьерном росте, поскольку таким сновидением предрекается шанс занять руководящую должность.
  • Если мужчину в данный момент не прельщает обзаведение семьей, а также не сильно интересует карьера, «львиный» сон сулит ему огромный успех у прекрасного пола. Но если во сне возник нападающий лев, то это следует рассматривать как предупреждение: любвеобильность тоже чревата неожиданностями, и не всегда приятными.
  • Молодой лев может символизировать знакомство с новым и весьма удачливым бизнес-партнером.

Какого бы гривастого зверя вы ни увидели во сне – огромного и грозного, милого и спокойного, спящего или атакующего, – всегда стоит помнить, что это всего лишь сон. Конечно, он что-то означает, на что-то нацеливает, но ведь ваша жизнь от этого вовсе не меняется! Изменить ее под силу только самому человеку.

Из всех петербургских поэтов тех лет только один Блок был антизападником (великолепные его поэмы «Скифы » и «Двенадцать »). Впрочем, его отталкивание от Запада доходило до такой степени, что оно перешло в некоторое отталкивание и от революции, когда в ней, из-под первоначальных стихийных форм, стал все сильнее выпирать сухой марксистский каркас. Но Блок был только единицей, он шел один, за ним не было никого. Это стало особенно ясно, когда на перевыборах председателем Петербургского Союза Поэтов был выбран, вместо Блока, Гумилёв . За границей имя его знают, главным образом, потому, что он был расстрелян ЧК, а между тем в истории новой русской литературы он должен занять место, как крупный поэт и глава типично петербургской поэтической школы «акмеистов ». Компас акмеизма ― явно указывал на Запад; рулевой акмеистического корабля стремился рационализовать поэтическую стихию и ставил во главу угла работу над поэтической технологией. Недаром же Блок и Гумилёв в области художественной ― были врагами , и недаром за последние годы в советской поэзии наблюдается явление на первый взгляд чрезвычайно парадоксальное: молодое поколение пролетарских поэтов, чтобы научиться писать, изучает стихи не

Сочинение

«Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлении нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока». Когда мы обращаемся к творчеству Блока, нам невольно вспоминаются эти слова К. Паустовского. Пораженный удивительным поэтическим талантом своего старшего современника - талантом, трудно объяснимым нашими обычными словами,- К. Федин утверждал, что «о Блоке надо не говорить, а петь». Другой сверстник и большой почитатель талантливейшего поэта К. Чуковский вспоминает: «В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

Крупнейший украинский поэт и ученый М. Ф. Рыльский заявлял: «Я принадлежу к поколению, которое не только любило творчество Блока, а было влюблено в него». «Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы никогда не разлучаемся. Среди них - Александр Блок…».

Можно было бы привести немало восторженных слов, сказанных о Блоке и его сверстниками, и читателями последующих поколений, Ограничимся цитированием одного высказывания. Маяковского - поэта, столь непохожего па Блока и споим темпераментом, и своей поэтической манерой. «Творчество Александра Блока,- писал он,- целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние па всю современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие… прорывают фундаменты новых ритмов, громоздят камни новых образов, скрепляют строки новыми рифмами - кладут героический труд, созидающий поэзию будущего. Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок». Жизнь показала, что творчество Блока - это не только «эпоха недавнего прошлого», как это казалось Маяковскому на заре развития новой культуры.


Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская Империя. Русский поэт. Умер 7 августа 1921, Петроград.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Блок Александр Александрович

  • И вечный бой! Покой нам только снится.
  • Какие ж сны тебе, Россия, какие бури суждены?
  • О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь?
  • Только влюбленный Имеет право на звание человека.
  • Смысл жизни заключается в беспокойстве и тревоге.
  • Только правда, как бы она ни была тяжела, - легка.
  • Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век!
  • Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!
  • Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
  • Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего.
  • Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай.
  • Я верю: новый век взойдет средь всех несчастных поколений.
  • И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль.
  • Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь.
  • Ты твердо знаешь: в книгах - сказки, а в жизни - только проза есть.
  • Бездельники и взбалмошные головы вредны для народного благосостояния.
  • Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
  • Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет.
  • Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже перестанет быть обывателем.
    РСФСР.