Крейсер "Индианаполис": описание, история и трагедия. Для всех и обо всем Крейсер реальная история

За всю историю военно-морских сил США. Незадолго до окончания войны американский крейсер "Индианаполис" был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой. Две торпеды, выпущенные субмариной, унесли жизни более девятисот моряков.

Добровольцы на военном флоте

После того кошмара, который японская авиация устроила 7 декабря 1941 года на американской военно-морской базе Перл-Харлбор, Соединённые штаты оказались втянутыми в кровавую бойню Второй мировой войны. Среди стран-союзников им отводилась важная роль в ведении боевых действий на море, и тысячи американских парней, воодушевлённых потоком патриотических речей, хлынувших на них из радиоприёмников и со страниц газет, записывались добровольцами на флот.

Особый повод для гордости был у тех, чьим местом службы оказался крейсер USS Indianapolis, и это неслучайно. Боевой корабль, спущенный на воду 15 ноября 1932 года, успел войти в число наиболее известных и престижных судов. Ему неизменно отдавал предпочтение в своих морских путешествиях президент Теодор Рузвельт. Пересекая океан на его борту, он совершал визиты доброй воли. Палуба крейсера помнила также многих членов королевских семейств и лидеров мировой политики.

Корабль и его капитан

Крейсер даже своими размерами соответствовал столь исключительному положению. Достаточно сказать, что на палубе можно было без труда разместить два футбольных поля. Общая длина составляла 186 м, а водоизмещение равнялось 12775 т. На этом гиганте несли службу 1269 человек. Главную ударную силу составляли три носовых орудия калибром 203 мм. Кроме того, в его арсенал входило большое количество бортовых орудий и несколько зенитных установок.

Были у него и достойные капитаны, умевшие точно и в срок выполнить любой приказ верховного командования, чем сумели создать кораблю добрую репутацию. Последним из них стал назначенный 18 декабря 1944 года Чарльз Батлер МакВей - молодой и блестяще зарекомендовавший себя офицер. Трудно было предположить, что именно ему уготовано судьбой вести крейсер "Индианаполис" в его последний поход.

Накануне завершения войны

В результате активных боевых действий весной 1944 года корабли американского флота находились лишь в нескольких милях от побережья Японии. Для решающего наступления им требовалось овладеть идеальным плацдармом - островом Окинава. Сознание близкого конца войны и скорой победы поднимало боевой дух моряков и удваивало силы.

В то же время их противники оказались в крайне сложном положении. У японцев не только была уничтожена большая часть флота и израсходованы боеприпасы, но подходил к концу весь имевшийся резерв живой силы. В этой критической обстановке их командованием было принято решение ввести в бой камикадзе - лётчиков-смертников, фанатиков, готовых отдать свои жизни за императора.

Годом ранее отряд японских самолётов, начинённых взрывчаткой и пилотируемых добровольными самоубийцами, атаковал американские боевые корабли во время сражения за Филиппины. Тогда и в последующие несколько месяцев более двух тысяч самолётов-снарядов совершили боевые вылеты, нанеся флоту США ощутимый урон. Ввиду сложившейся обстановки, император отдал приказ вновь применить это оружие.

Атака смертников

Как свидетельствуют документы, крейсер "Индианаполис" подвергся атаке смертников ранним утром 31 марта. Отразить её было крайне сложно, ведь остановить камикадзе можно было, только расстреляв самолет в воздухе, а это удавалось далеко не всегда.

Уже через несколько минут после начала боя один из самолётов, спикировав из нависших над морем облаков, врезался в носовую часть крейсера. Последовавший затем взрыв унёс жизни девяти моряков, а причинённые им повреждения вынудили командование снять корабль с боевого дежурства и направить для ремонта в доки Сан-Франциско. Но, несмотря ни на что, настроение у всех было приподнятое, ведь шёл последний год войны - 1945.

Крейсер "Индианаполис" выполняет секретный приказ

Как рассказывали потом выжившие участники тех событий, большинство членов экипажа корабля было уверено, что война для них закончена и капитуляция Японии будет подписана ещё до окончания ремонта. Но судьба распорядилась иначе. В начале июля, когда ещё шли боевые действия, капитан получил приказ, на основании которого крейсер "Индианаполис" должен был взять на борт особо секретный груз и доставить его в указанный пункт назначения.

Вскоре на корабль были подняты два контейнера, к которым незамедлительно приставили вооружённую охрану. В те дни никто из моряков не знал, что содержит в себе этот загадочный груз, а большинству из них так и не суждено было это узнать. Но успевший завершить ремонт крейсер, согласно приказу, вышел в море и взял курс на Гавайи. Он шёл с предельной скоростью тридцать четыре узла, весь путь покрыл за трое суток.

Перевозчики атомной смерти

Достигнув цели путешествия, капитан МакВей получил радиограмму следовать дальше к находившимся на расстоянии двух тысяч миль на запад. Конечным же пунктом назначения оказался входящий в их число остров Тиниан. Там с соблюдением максимальных предосторожностей контейнеры были сняты с палубы и доставлены на берег.

Теперь уже ни для кого не секрет, что в них находились урановые сердечники для атомных бомб, одна из которых через десять дней была сброшена на Хиросиму, и её взрыв, уничтоживший по самым скромным подсчётам сто шестьдесят тысяч человек, заставил содрогнуться мир. Но тогда этого ещё никто не знал, и человечество не представляло себе всех последствий Это была ещё военная тайна.

Гибели крейсера "Индианаполис" предшествовало распоряжение, полученное капитаном сразу после выгрузки контейнеров. Ему предписывалось следовать в западную часть Тихого океана к острову Гуам, а затем на Филиппины. Война заканчивалась, и очередной приказ был воспринят экипажем "Индианополиса" как приглашение к морской прогулке, не таящей в себе никакой опасности.

Ошибка капитана МакВея

Доки Сан-Франциско крейсер "Индианаполис" покинул 16 июля, и в тот же день от пирса японской морской базы неслышно отошла субмарина, значившаяся под номером I-58. Её капитан Мочитсура Хашимото был опытным подводником, который проплавал всю войну и привык смотреть в лицо смерти. В этот раз он вывел свой корабль на охоту за американцами, которых предчувствие скорой победы часто лишало элементарной осторожности.

Согласно установленным правилам, в зоне военных действий надводные суда, чтобы не быть обнаруженными подлодками противника, должны двигаться зигзагами. Именно так и водил свои корабли всю войну капитан МакВей, но царившая вокруг эйфория победы сыграла с ним злую шутку. Поскольку не было никаких сведений о присутствии в этом районе субмарин противника, он пренебрёг обычной предосторожностью. Это преступное легкомыслие стало впоследствии кошмаром, преследовавшим его до конца жизни.

Морской охотник

Тем временем эхолоты японской субмарины уловили звук, издаваемый винтами крейсера, и об этом было незамедлительно доложено командиру. Мочитсура Хашимото приказал подготовить торпеды к бою и следовать за судном, выбирая наилучший момент для атаки. Для экипажа крейсера этот поход представлял собой обычную служебную рутину, и никто даже не подозревал, что их корабль преследуется вражеской подлодкой. Это позволило японцам скрытно следовать за американцами ещё несколько миль.

Наконец, когда расстояние позволяло произвести боевой пуск с достаточной уверенностью в попадании, японская субмарина выпустила по крейсеру две торпеды. Через минуту Хашимото сквозь окуляры перископа увидел взметнувшийся к небу фонтан воды. Это свидетельствовало о том, что одна из них достигла цели. Выполнив боевую задачу, подлодка скрылась в глубинах океана так же незаметно, как и появилась.

Катастрофа

Да, действительно, на беду моряков это было прямое попадание. Взрыв, произошедший в районе машинного отделения, уничтожил всю находившуюся в нём команду. В образовавшуюся пробоину хлынула вода, и, несмотря на свои огромные размеры, тяжелый крейсер "Индианаполис" стал крениться на правый бок. В данной ситуации катастрофа была неизбежна, и капитан МакВей отдал приказ экипажу покинуть корабль.

Атака субмарины, ставшая для всех полной неожиданностью, взрыв и последовавшая за ним роковая команда стали причинами паники и хаоса, охватившими гибнущее судно. Тысяча двести членов экипажа одновременно искали спасения, на ходу надевая спасательные жилеты и бросаясь в воду. Удивительно, но оказалось, что аварийных плав-средств на всех не хватает - их количество не соответствовало численности экипажа. По этой причине большинство моряков в ожидании помощи было обречено на длительное пребывание в воде.

Начало четырёхдневного кошмара

Оказавшись среди огромного масляного пятна, расплывшегося вокруг подбитого крейсера, они стали свидетелями того, как погибал корабль, ещё недавно считавшийся красой и гордостью американского флота. У них на глазах крейсер медленно опрокинулся набок, носовая часть полностью ушла под воду, отчего корма задралась вверх, и, наконец, всё судно, как бы исчерпав последние силы в борьбе с океаном, провалилось в глубину.

В этот день для девятисот моряков, выживших после торпедной атаки японской субмарины и оказавшихся посреди океана без шлюпок, без питьевой воды и продуктов питания, начала разворачиваться настоящая трагедия. Многие находились в шоковом состоянии. Со всех сторон доносились крики о помощи, но оказать её было некому. Чтобы как-то подбодрить команду, капитан пытался уверить всех, что они находятся на одном из главных морских путей и, несомненно, скоро будут обнаружены.

Однако всё складывалось иначе. Так как взрывом была повреждена корабельная радиостанция и не удалось вовремя послать сигнал бедствия, командование флота даже не подозревало о произошедшем. На острове Гуам, куда следовал крейсер, его отсутствие объяснили возможным изменением курса и не стали поднимать тревогу. В результате прошло четыре дня, прежде чем терпящие бедствие были случайно замечены американским бомбардировщиком, совершавшим в этом районе патрульный полёт.

Смерть среди акул

Но дожили до этого дня лишь немногие. Кроме жажды, голода и переохлаждения, моряков подстерегала в открытом океане ещё одна страшная опасность - акулы. Вначале на поверхности воды появилось несколько одиночных плавников, затем их число увеличилось, и вскоре всё пространство вокруг моряков буквально кишело ими. Среди людей началась паника. Никто не знал, что предпринять и как можно защититься от этих безжалостных океанских хищников.

А акулы всё теснее сжимались кольцом вокруг своих жертв. Они то выныривали, высоко вздымая над поверхностью свои открытые пасти, то вновь уходили в глубину. Внезапно, перекрывая шум волн, раздался пронзительный человеческий крик, и вода окрасилась кровью. Это послужило сигналом для остальных акул. Они стали хватать беспомощных людей и ещё живых увлекать в глубину.

Продолжение трагедии

Адское пиршество то прекращалось, то возобновлялось в течение трёх дней. Из девятисот моряков, оказавшихся в воде после трагедии, произошедшей с крейсером ВМФ США "Индианаполис", едва ли не половина оказалась жертвой акул.

Но вскоре к этой опасности прибавилась ещё одна. Дело в том, что спасательные жилеты, благодаря которым моряки продолжали держаться на воде, были рассчитаны на трое суток. Исчерпав свой ресурс, они пропитывались водой и теряли плавучесть. Таким образом, гибель становилась неотвратимой.

Прибытие спасателей

Лишь 2 августа, то есть на четвёртый день трагедии те немногие, кто ещё оставался в живых, услышали над головами звук самолёта. Обнаруживший их пилот немедленно сообщил в штаб, и с этого момента началась спасательная операция. До подхода основных судов к месту, где произошла катастрофа крейсера "Индианаполис", прибыл гидросамолёт и, совершив рискованную посадку среди пенящихся волн, стал своеобразной пристанью для всех, кому удалось выжить.

Вскоре к месту трагедии подошли два корабля - эсминец USS Bassett и госпитальное судно USS Tranquility, которое доставило спасшихся в Гуам, где им была оказана медицинская помощь. Из 1189 человек, находившихся на борту, выжило лишь 316. Остальным морякам крушение крейсера "Индианаполис" стоило жизни. До конца войны оставалось только 17 дней.

Вердикт, вынесенный трибуналом

Трагедия крейсера "Индианаполис" вызвала широкий резонанс среди американской и мировой общественности. Едва пережив ужасы войны, люди требовали незамедлительно найти и наказать виновных случившегося. Министерство обороны требовало предать суду капитана МакВея, инкриминируя ему преступную халатность, в результате которой судно не совершило предписанное в подобных случаях движение зигзагом и стало лёгкой добычей вражеской субмарины.

По решению трибунала, состоявшегося 19 декабря 1945 года, капитан крейсера "Индианаполис" был понижен в воинском звании, но тюрьмы избежал. Любопытно, что свидетелем по делу был приглашён бывший командир японский подлодки Мочитсура Хашимото, тот самый, который отправил на дно злополучный крейсер. Война закончилась, и прежние враги теперь вместе решали важные юридические вопросы.

Личная трагедия капитана

Вердикт, вынесенный трибуналом, стал поводом для многочисленных споров. На всех уровнях раздавались голоса, обвинявшие командование флота в желании свалить вину за гибель крейсера "Индианополис" на одного МакВея и тем самым избежать ложившиеся на них доли ответственности. Закончилось, однако, тем, что через несколько месяцев адмирал флота Честер Нимиц личным указом восстановил его в прежнем звании, а ещё через четыре года тихо и без шума отправил на пенсию.

Однако именно ему в конечном итоге суждено было стать ещё одной жертвой, к которой привела гибель крейсера "Индианаполис". История его смерти стала сама по себе трагедией. Известно, что на протяжении последующих лет МакВей регулярно получал письма от членов семей моряков, в гибели которых его обвиняли. Несмотря на то что официально он был освобождён от ответственности, многие считали его главным виновником случившегося. Очевидно, этим обвинениям вторил и голос его совести. Не сумев преодолеть нравственных мучений, в 1968 году капитан МакВей застрелился.

История крейсера "Индианаполис" вновь стала темой обсуждений в 2000 году, когда конгресс США вынес резолюцию, на основании которой с МакВея полностью снимались все предъявленные ранее обвинения. Этот документ утвердил своей подписью президент Америки затем была внесена соответствующая запись в личное дело капитана, хранившееся в архиве военно-морского флота.

В городе Индианополис, чьё имя носил погибший крейсер, в его честь создан мемориал. Раз в два года 30 июля в день, когда японская торпеда положила конец боевому пути корабля, к памятнику съезжаются все выжившие участники событий тех дней, чтобы ещё раз разделить боль общей потери. Но время неумолимо, и с каждым годом их становится всё меньше.

Некоторые считают, что историю меняют войны. Нет, историю меняют акулы. Именно они, молчаливые свидетели тысячелетий, в состоянии перечеркнуть все ожидания, опровергнуть все мифы, раскрыть все тайны. Акулы, с помощью острых зубов и мощных сероватых тел вошли в летопись мира самым смертоносным природным оружием.

Некоторые особи, сами того не желая, смогли изменить политический устой, повлиять на общество и изменить ход истории. А что, если бы не они?

Летней ночью 1945 года японская торпеда угодила в правый борт американского военного крейсера "Индианаполис". Еще одна бомба упала рядом с левым бортом корабля, обрушив на него целый столб грязной коричневой воды. Сильнейший удар вывел из строя электричество, и судно погрузилось в темноту.

Между тем, крейсер продолжал идти, через пробоину в боку принимая на борт тонны воды. На тот момент на судне находилось 1196 человек, и, как позже выяснилось, от бомбы погибло около 120 из них.

Через 4 дня на берег прибыло 316 моряков. Куда исчезли остальные?

Трагедия "Индианаполиса" вошла в историю как самая крупная катастрофа в хронике ВМС США. Тем страшнее, что спровоцирована она была не убойным оружием и поражающими минами, а чудовищными – акулами.

На следующее утро после затопления крейсера в Тихом океане в спасательных жилетах находилось около 800 несчастных. И хотя температура тропических вод Гуама давала надежду, что моряки смогут продержаться в волнах до прибытия спасателей, с каждой минутой она таяла. А утром появились акулы.

Смотреть видео - Как выжить среди акул:

Известно, что акулы предпочитают охотиться в ранние утренние часы, примерно с 3 до 6 утра. Это не означает, что они не нападают в другое время суток, но в предрассветное время их активность многократно возрастает.

"Ночи в тропиках особенно темны, - вспоминал один из выживших, - так что мы болтались в океане, словно в бочке, плотно закупоренной крышкой". Кто-то плакал, кто-то молился, но в основном все молчали.

А потом один из боцманов вдруг закричал – пронзительно и страшно. Еще минута – и от него осталась лишь вода, окрашенная кровью. Так начали свой пир акулы. В течение четырех суток, пока моряков случайно обнаружил патрульный вертолет, они то появлялись, унося с собой десятки несчастных, то исчезали, оставляя выжившим страшные часы ожидания.

Через четыре дня их осталось 316. Около 20 из них навсегда потеряли рассудок.

Трагедия "Индианаполиса" и сегодня остается одной из самых ужасных катастроф человечества. И хотя произошла она во время войны, не война повлекла за собой столько смертей.

Фаталисты до сих пор верят, что акулы были посланы как ужасная кара кораблю, доставившему на океанскую военную базу атомную бомбу для Хиросимы.

Смотреть видео - Индианаполис: трагедия на море

Как акулы влияют на историю?

Еще одна акула, повлиявшая на ход истории, жила около 200 лет назад. В то время шла ожесточенная борьба за независимость США, названная после историками Американской революцией. Начало 1783 года ознаменовалось заключением перемирия войны между сторонниками короля и колонистами, и, казалось бы, война должна была бы быть закончена. Однако здесь в истории появляется еще один персонаж – обычная , и сюжет развивается совершенно иначе.

Весной 1783 года во время рыбной ловли на крючок британских моряков с военного судна "де Гроссо" попалась нежеланная гостья – акула. В море обитают гораздо более вкусные и менее опасные виды, поэтому было решено выбросить рыбину и продолжить рыбалку. Чтобы наживка – кусок свинины – не пропал даром, капитан отдал приказ вспороть брюхо плотоядной хищницы и достать его оттуда.

Каково же было удивление моряков, когда среди полупереваренных остатков рыбы и плоти сверкнул какой-то странный предмет. Тщательный осмотр показал, что с американского брига "Ненси", выдававшего себя за нейтральное судно. Так, благодаря акуле, война продолжилась еще на 8 месяцев, принеся обоим сторонам сотни дополнительных жертв.

Акулы в политике

Однако в некоторых случаях общество бывает благодарно людоедам за избавление, или, наоборот, за создание сильных личностей. Так, история одного из величайших политиков Великобритании, началась именно с атаки акулы.

В 1749 году 14-летний Брук был членом экипажа торгового судна, прибывшего на Кубу. Мальчики, работавшие на судне, решили опробовать теплые воды Гаваны, поныряв с борта, и первым прыгнул Уотсон. Следом за ним в воде оказалось еще четверо мальчишек, однако акула, плававшая неподалеку, уже наметила себе жертву.

Нападение на Брика Уотсона позже было отображено на картине известного портретиста того времени Джона Синглтон Копли. На холсте запечатлен белокурый мальчишка, застывший от ужаса при виде огромной акулы, уже разинувшей пасть.

Смотреть видео - Картина "Брук Уотсон и акула":

Та атака стала первым в истории официально , при которой жертве удалось выжить. Гигантская рыбина откусила мальчику ступню, и позже ногу пришлось ампутировать до колена.

Пройдет 15 лет, и Брук Уотсон станет значимой фигурой в политических кругах Британии, заняв место главы министров, и позже, лорда-мэра Лондона.

Один из самых молодых министров за всю историю Англии, одноногий Брук не раз признавался, что всей своей карьерой он обязан акуле. Именно она научила его ценить свою жизнь и правильно использовать каждую секунду своего времени.

Брук Уотсон запомнился англичанам как один из самых непримиримых парламентариев, жестко борющихся с коррупцией и преступниками на всех уровнях власти.

Влияние акул на человечество неоспоримо. Пожалуй, это единственные рыбы на земле, способные оказывать воздействие на ход истории, развитие общества и будущее не только отдельных людей, но и целых стран.

Возможно, именно этим и обусловлены наши страхи к этим величайшим рыбам Земли?

Тот кто сеет зло, плохо кончит.

То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».

Но в любом случае сначала мы должны узнать факты…

******

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки , приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!».

Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем.

Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах.

Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума.

Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части.Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.

Тот кто сеет зло, плохо кончит.
То, что описано в этом материале можно объяснить лишь двумя вещами: либо существует высшая справедливость, либо есть ещё некоторые причины, по которым сами Штаты были заинтересованы, чтобы их секреты пошли на дно вместе с «Индианаполисом».
Но в любом случае сначала мы должны узнать факты…

Проклятый крейсер. Подлинная история гибели корабля «Индианаполис»

Моряки, доставившие «начинку» для атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки, приняли страшную и мучительную смерть посреди Тихого океана.

Гордость американского флота

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность - японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено - крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море - остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать - это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» - работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» - сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам – Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник:

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» - обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно - крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам. Источник:

Два капитана

До конца войны оставались считанные дни, и новость о гибели почти 900 моряков потрясла Америку. Встал вопрос: кто виноват?

Капитан Чарльз Батлер Маквей, оказавшийся в числе выживших, был отдан под трибунал. Ему вменялось в вину то, что он не выполнил манёвр уклонения. На суд доставили и взятого в плен Матицуру Хасимото, которого обвиняли в том, что он уничтожил «Индианаполис» с помощью смертника, что трактовалось как военное преступление.

19 декабря 1945 года военный трибунал признал капитана Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Командование флота, сделав из капитана «козла отпущения», спустя несколько месяцев пересмотрело приговор. Маквей был восстановлен на флоте, дослужился до контр-адмирала, но четыре года спустя всё-таки ушёл в отставку. Капитана Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления. После освобождения он стал капитаном торгового флота и ещё много лет водил уже мирные суда.

Выйдя на пенсию, бывший капитан подлодки принял монашество и написал книгу о своей жизни. Матицура Хасимото умер в 1968 году. По стечению обстоятельств, в том же году не стало Чарльза Маквея. Он многие годы жил уединённо на своей ферме. Родные погибших моряков с «Индианаполиса» слали ему письма с проклятиями и угрозами, не зная, что он сам мучается чувством вины, от которого ему так и не удастся избавиться. В 1968 году Чарльз Батлер Маквей покончил с собой.

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность — японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено — крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море — остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать — это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» — работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» — сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам - Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник: Public Domain

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» — обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно — крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.