Кто из отечественных философов ввел понятие соборность. Принцип русской соборности. Значение слова соборность

термин православного богословия и русской религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение, единение (собор) индивидов на основе любви к Богу и друг к другу. Это – так же единение Церкви и верующего человека, это и общая молитва, общая вера в Бога и общая любовь к нему. Это путь познания Истины и сущности человека (А.С. Хомяков). В наше время термин «соборность» используется в отечественной философии, социологии, в педагогике и др. сферах постижения человеческого бытия в качестве характеристики духа русского человека, его традиций.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Соборность

это тип социального единения людей на духовной основе, на основе взаимной любви и добра; это принцип духовного собирания единичного сознания в общее – в сознание народа, нации, рода, семьи, прихода, слияния индивидуального и коллективного. Соборный – значит единство, собранное из множества, а также единый во множестве, это свобода «как в хоре». В этом состоит зерно «русской идеи» и сущность православия, отрицающего индивидуальное спасение и проповедующего идею всеобщей нравственности. Соборность для русского человека – это Церковь, коллективное сознание, слияние своего «я» с общим. Это полная духовно-нравственная свобода, «нелукавая ответственность личности» перед Богом, перед людьми, за свои деяния и их последствия. Соборность отличается от других типов общностей своей открытостью, общедоступностью и человечностью, ярко выражает его церковное братство – епархии, монастыря, прихода, всего православного люда. Соборность здесь, как христианская святыня, представляет собой единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвования. Такой высокий смысл единения людей, как соборность, вошел в сознание русского человека, стал основой менталитета русского этноса. Для системы образования это значит воспитание детей в единстве их собственного «я» и коллективного сознания вокруг общественно полезного дела, единение индивидуального и коллективного, в духе взаимного духовного обогащения.

В православной теологии С. это единство людей на основе их свободной любви к Богу. В русской философии такое понимание С. развивал А.С. Хомяков. В ХХ столетии эта идея получила светскую трактовку; например Бердяев дал краткое определение С. как «Общения в любви». В онтологии С. это единсмтво целого и частей (в 4-м смысле этого слова), основанием которого является свободное признаие самоценности друг друга, т.е. любовь. Понятно, что целое здесь не тождественно абсолютному абсолюту. - Сагатовский В.Н. русская идея:продолжим ли прерванный путь? СПб. 1994. С. 103-123.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Соборность

термин, представляющий особый тип единения индивидов, принцип коммуникации, не допускающий окончательных дефиниций, невыразимый в рациональном дискурсе. Его теоретическая интерпретация представлена в работах А. Хомякова, В. Соловьева, Е. Трубецкого, С. Трубецкого, В. Эрна, Вс. Иванова, С. Булгакова, С. Франка, А. Лосева, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бахтина. Идея С., сформулированная А. Хомяковым, опирается на мистико-романтическую, пантеистическую традицию мировой философии в русской философии становится фундаментальным принципом славянофильской мировоззренческой ориентации, утверждающим онтологическое единство человечества. С., всеединство, единство во множестве - идея, объединяющая несовместимые другими способами свободу и организацию, является универсальным конструктивным принципом эмпирических форм общения индивидов, символом органической целостности, мировоззренческой парадигмой. В онтологическом аспекте С. рассматривается как космическая связь, принцип совершенного единства множественности, внутренняя форма мистического тождества индивидов друг с другом и с целым; в гносеологическом - как смысл познаваемого бытия, доступный интуиции, духовно-чувственному опыту, теоретически обобщенному в концепциях цельного знания как органического синтеза веры и разума, науки и религии, истины и добра, субъекта и объекта. В нравственном аспекте С. представляет личностную ответственность как основание эмпирического морального выбора. Исторически С, как сверхвременное единство проявляется в трех сферах коммуникации: в семье - духовно-телесном проявлении С; в религии - в мистическом единстве индивидуальной человеческой души с абсолютным духом; в культурной традиции, закрепленной в ритуалах и обрядах (формах символической организации), посредством которых осознается и закрепляется чувство общей судьбы, истории, связи поколений. С, таким образом, - органическая связь времен и народов, вне которой невозможны никакие эмпирические коммуникации. С наибольшей полнотой принцип С. представлен в Православной Церкви как общении неслиянных (разделенных) душ; но видимая Церковь есть лишь эмпирическое воплощение в настоящем невидимой вневременной Церкви, мистической (иррациональной) целостности, охраняемой Благодатью. Фундаментальной коммуникацией, определяющей характер этой целостности, является любовь. Без любви единение возможно только на основе внешнего объединения, взаимного расчета, контракта и общественного договора, через закон и власть. Католическая Церковь представляет собой аналог государства, поскольку построена на законе, а не на Благодати. Подлинно действенная вера поддерживается не силлогизмами, а братской любовью. Истинная соборная Церковь - мистическое целое, индивид в Церкви не теряет, а обретает свою индивидуальную свободу. Соборная мудрость как народное хоровое начало противопоставляется индивидуалистическому рассудку и чувственности. Любовь является ведущей потребностью в коммуникации, которой определяются целостность и ценность индивидуального бытия. Любовь есть особый акт социального поведения, обращенности к чужой жизни. Предмет любви предстает как сосредоточение ценностей. Через любовь, преданность людям, которые эти ценности представляют, они переживаются индивидом и тем самым обретаются. Через любовь к детям переживается и обретается ценность материнства и отцовства. Через любовь к Родине - ценность патриотизма. Через любовь к Богу - ценность служения ценностям и ценность самой любви. В любви осуществляется высшая форма самоактуализации человека через переживание им полноты и целостности своей личности. Любовь, таким образом, есть реальная манифестация всеединства, живой целостности человеческого рода, утверждение индивидуальности жертвою эгоизма. Всеединство - собрание, сообщество личностей, силой своей любви образующих единую личность. Любовь - опыт самопожертвования в личностном, но не в вещественном бытии. Всеединство - результат всесозидающей силы любви. Вне любви многообразие индивидуальных коммуникаций редуцируется к роли господина или раба, закрепленной в отчужденных социальных нормах и реализованной в их эмпирических модификациях. Психологическим следствием отчужденных общественных отношений становится неприятие всего высшего низшим, противопоставление «Я» всему иному, отделенность и разделенность индивидов. Философская формула С. - «Мы». «Мы» - принцип общества в отдельных его членах, первичное единство субъектов. Структура взаимосвязей этого единства раскрывается в философских категориях «Я», «Ты», «Мы», «Он», «Они». Дифференциация на «Я» и «Они», «Я» и «Ты» возможна только на основе признанной целостности «Мы». Даже разделенность и враждебность коммуникаций «Я» и «Он», «Я» и «Они» есть проявление изначальной целостности, утверждение единства в самой враждебности. Дифференциация на «Я» и «Ты» есть форма сохранения «Мы». Коммуникация «Я - Ты» - путь преодоления эгоистической замкнутости и отчуждения. С, таким образом, - исток и суть социальности. С. как мировоззренческий принцип является методом оценки истории, права, религии, искусства, литературы, народной психологии и быта, форм государственного правления и организации общественной жизни. Полемика западников и славянофилов была выражением исторической ограниченности, исчерпанности коммуникаций традиционного общества, мировоззренческой реакцией на идейные, социально-политические и экономические новации в России, связанные с ее вступлением в индустриальную фазу развития. С. - центральный термин, выразивший столкновение двух мировоззренческих установок: религиозной и рационалистической по проблеме самоидентификации индивида и общества; двух программ социальных преобразований и социального устройства: внутреннее устроение личности и рациональное совершенствование общественных форм внешнего принуждения. Славянофильский социальный проект строился на утверждении приоритета личности над обществом и государством. Западническая реконструкция общества предполагала перестройку древних учреждений, традиционных воззрений и быта на рациональных принципах целесообразности и справедливости. В полемике двух социокультурных ориентации было раскрыто значение иррациональных элементов в культуре, традиционных форм, психологии и религии в жизни народов вообще и России в особенности. В этом контексте С. рассматривалась как способ бытия органической целостности, как проявление народного творчества в производстве особого типа общности. Церковь, община, народ - общности, не тождественные государственным институтам и официальным организациям, С, особенно в России, - выражение народного миросозерцания, основы всей общественной жизни, переделать которую, по убеждению славянофилов, невозможно, не разрушив самые основания культуры. Это базовая коммуникация, определяющая содержание и порядок всех социальных форм. В славянофильских концепциях историческими формами общинного начала являются сельский сход, вече, земское собрание. В России внешняя организация общественного быта уступлена народом государству, «земля», земство сохраняют самостоятельность как вольное братство, как метафизическая душа политического союза. Сила государства не раздроблена между классами и партиями, а сосредоточена в руках царя, который и является субъектом власти, другим субъектом политической органической целостности является община. Неограниченность царской власти опирается на свободу выражения общественного мнения в Думе, на соборном собрании. Вследствие реформ Петра I был искажен народный строй России: власть была отчуждена от народа и стала осуществляться бюрократическим окружением царя. За этими оценками исторического процесса отчетливо проявился славянофильский мессианизм, признание социальной будущности за иранским началом в истории, за общинным способом его проявления. В Европе народ посредством общественного договора становится государством, признавая и в юридических формах закрепляя индивидуализм и эгоизм. В России народ - субъект мирового прогресса, цель которого - заменить царство рационального эгоизма гармоническим синтезом общинности в качестве основы любых форм общения и объединения людей. Тем самым утверждается реальная общность без потери индивидуальности, действительное преодоление одиночества. С. и всеединству противостоит коллективизм как принцип ложных, превращенных форм объединения людей и самоидентификации индивида. Коллектив (объективированная общность) враждебен личности, которая посредством различных форм общественной организации превращается в объект манипулирования, теряя свою свободу. Свобода личности в коллективе реализуется как прорыв к подлинному бытию, к чистой духовности, экзистенции через разрушение «мира объективации», природных и социальных ограничений, как личностное изживание греховности, путь из отчужденности к С. церковного сознания, к вселенскому космическому универсализму.

© В.Ю. Костылева, 2008

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 130.2:2(470+571) ББК 87.3(2)+86

ИДЕЯ СОБОРНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

В.Ю. Костылева

Автор статьи, обращаясь к многочисленным источникам, прослеживает особенности формирования соборной идеи в их теоретических построениях и выделяет основные свойства и признаки многозначного понятия «соборность».

Ключевые слова: соборность, русская философия, православие, религиозная философия, любовь (философия), свобода (философия).

Русская философия, по мнению ряда исследователей, - это философия, ориентированная на поиски положительного идеала. Она в полной мере отражает чаяния человечества на пути обретения гармонии души и тела, веры и знания, индивидуального бытия и общественного согласия. Используя не столько понятийные, категориальные, рациональные методы философского рассуждения, сколько обращаясь к интуитивному, внутреннему, метафизическому знанию, отечественные мыслители лелеяли мечту о преодолении эгоцентризма и нетерпимости в отношениях между людьми, о создании «всечеловечности», основанной на идеалах веры, свободы, справедливости и всеобщей любви. Осознавая в полной мере основу внутренних переживаний и страданий человека, не утрачивая при этом национальной самобытности, русская философия напряженно искала возможности для воплощения в жизнь такого принципа устройства общества,

при котором приоритетными были бы духовно-нравственные связи между людьми, а не материально-вещественные отношения, принципа, согласно которому общественная жизнь стала бы «...необходимым и имманентным выражением глубочайшего онтологического всеединства, лежащего в основе человеческого бытия» .

Возможность реализации этого принципа тесно связана с появлением в русской философской традиции важнейшей онтологической, религиозной, гносеологической, социальной категории - «соборности». Соборность характеризуется в современной трактовке как «понятие русской философии, означающее свободное, духовное единение людей, как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви» .

Это определение указывает на несколько существенных характеристик соборной идеи, явившихся итогом многолетней философской рефлексии и нуждающихся в некотором уяснении с позиций актуализации формирования идеалов общественного согласия.

В этой связи необходимо в первую очередь отметить, что введенный в философский оборот выдающимся представителем славянофильства А.С. Хомяковым неологизм «соборность», первоначально обозначающий «единство свободное и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви» , явился результатом осмысления автором понятия, рожденного в церковной традиции, в священных догматах христианской церкви. Православная соборность, как прообраз Святой Троицы, как одна из основополагающих характеристик церковной жизни, выражающая совершенную полноту и целостность Церкви в роли коллективной личности и богочеловеческого организма, выступила для Хомякова основой в поисках возможностей объективного, сущностного единения человеческой и Божественной природы и благодатного, совершенного единства верующих. И все дальнейшее философское развитие идея соборности получает сквозь призму ее сущностных характеристик, обозначенных Хомяковым: свободы, органического единения, наличия надличностного идеала - Бога и любви, являющихся живой, искренней и действенной силой соборного сплочения.

Свобода, указанная Хомяковым как первый основополагающий атрибут соборности, выкристаллизовывается в ходе обоснования преимущества восточной православной Церкви перед католичеством и протестантизмом. Единство верующих в православии, по Хомякову, предполагает свободное вхождение человека в данную общность, добровольное согласие, исходящее из понимания своей укорененности в высшей духовной реальности. Свобода здесь, принадлежащая Церкви как целому, а не каждому ее члену в отдельности, приобретает онтологический характер. Человек как член соборного единства обретает свободу, отличную от католического понимания, где над каждой, кажущейся самостоятельной, индивидуальностью довлеет внешний авторитет папского догмата и от протестантизма, где придается слишком большое значение индивидуальной свободе личности, при которой «совершенно исчезает единство церкви» . В дальнейшем осмыслении роли свободы в структуре соборного созна-

ния русские философы выступают последовательными апологетами синтеза этих сопряженных понятий. Подчеркивая исключительную роль свободы в организации соборных отношений, они выдвигают на первый план ее положительное понимание. Свобода здесь -это возможность служения сверхличным и сверхобщественным интересам, возможность самосовершенствования. Свобода духа, способная «добровольно устанавливать внутреннюю меру» и сохранять возможность творчества, не только не разрушает единства, но и порождает его.

Рассуждая о началах индивидуальной свободы как необходимой основы соборного единства, философы сходятся во мнении о том, что «соборность не имеет никакого смысла, если она не заключает в себе свободы духа и личной совести. Без свободы соборность есть внешний авторитарный коллективизм» . Непонимание и недооценка свободной основы соборности приводит, с их точки зрения, к отождествлению соборности с любого рода коллективизмом, имеющим основой в большинстве случаев не добровольное осмысленное единение, а внешнее насильственное принуждение.

Следующий существенный признак соборности - ее способность являться выражением органической целостности и быть «единством во множестве» - в значительной степени выразился в концепции Всеединства. Яркими представителями этой концепции были: Вл. Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, С. Трубецкой, Л. Карсавин. Для них идея соборности стала основой цельной духовной общности, мирового единства, «абсолютно становящегося бытия». Пытаясь осмыслить все человечество как соборную общность, как «...великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации» , русские мыслители эксплицировали идею соборности в перспективу всечеловеческого «обожения» сущего.

У П. Флоренского и С. Булгакова соборное единство предстает в образе Софии -«души мира», «предвечной премудрости Бо-жией», способной обнимать собой весь твар-ный космос, социальную среду и духовную жизнь людей. В гносеологической теории

С. Трубецкого оно свободно и без принуждения преодолевает обособленность человеческого сознания. Вовлекая при помощи принципа соборности в единую онтологическую динамику Творца и тварь, Высшую личность и низшую, строит свою концепцию «симфонической личности» Л. Карсавин, особо отмечая, что это форма цельности, в которой «.. .все личности равноценны, а высшая никак не ограничивает низших и не стесняет их свободы. Ибо она не что-то отдельное, вне их сущее, но - само их единство и все они в каждой из них» .

Таким образом, мы можем констатировать, что в онтологических построениях русских мыслителей самым существенным образом подчеркивается, что основной характеристикой соборного понимания бытия как внутренне различенного, свободного единства является не столько непосредственное, прямое всеединение, сколько связь каждого элемента с надличностным, трансцендентным первоначалом, с Абсолютом; связь, под которой русские мыслители подразумевают Любовь.

Любовь как одно из центральных понятий православного мировоззрения, как цель и идеал, подлежащий осуществлению, первоначально заключенный в Божественном Триединстве и в свободной жертвенности Христа, становится для русских философов связующей силой соборного единства, мыслимой как «единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех» .

Любовь как «свободный подвиг самоотвержения», как «высший расцвет индивидуальной жизни», заставляющий признать за другим человеком центральное значение, П. Флоренский противопоставляет «гордынной самоисключительности» и «неразличимому стихийному единству» . С помощью Любви преодолевается отчуждение между человеком и Творцом, между телом и духом, между личностью и общностью.

Совершенно искренне считая любовь желаемой и достижимой через соборное единство доминантой человеческого взаимодействия и сплочения, мыслители подчеркивают ее жертвенный характер, ее способность обеспечивать единение людей, их со-

гласованность в «движении сердца». И при этом они считают ее силой, позволяющей человеку почувствовать личностную уникальность и обрести ощущение внутренней целесообразной полноты.

Все указанные существенные свойства соборности, выделенные отечественными философами, находятся в живой, органической взаимосвязи. Любовь свободно соединяет членов соборного единства. Свобода дает ощущение «творческого сращения неслиян-ных друг с другом личностей в живую, мно-гоступенную (хозяйство, государство, культура, Церковь) соборную общину» , а присутствие надличностного идеала упорядочивает и иерархизирует соборную структуру бытия.

Продолжая традиции своих выдающихся предшественников и используя рассматриваемые нами сущностные характеристики идеи соборности, современные философы также пытаются обосновать ее потенциальные возможности при выработке новых философских и социальных ориентиров, ценностных установок и идеологических построений. Выводя понятие соборности за пределы экклезиологической и философско-религиозной рефлексии, они предпринимают попытки рассмотрения принципа соборности с мировоззренческих, онтологических, антропологических, аксиологических и социально-политических позиций. Так, например, известный исследователь русской духовной культуры А.Л. Анисин, указывая, что идея соборности «...дает тот высший принцип единства, с точки зрения которого может быть понято всякое иное единство в мире» , в своих онтологических построениях использует указанные признаки соборности - свободу, любовь, сопричастность, всеединство, дополняя их свойствами, вскрывающими ее синергетический потенциал, - принципиальной открытостью, возможностью самоорганизации.

В.Н. Сагатовский и его единомышленники, рассматривая соборность в рамках теории антропокосмизма, тесно связывают такие ее характеристики, как ориентация на свободное, глубинное общение взаимодействующих сторон и их «внутреннее стремление быть в резонансе со всем сущим» , с воз-

В.Ю. Костылева. Идея соборности в русской философской традиции

можностью создания ноосферной цивилизации, понимаемой ими как со-творчество личности, общества и природы на основе признания их самоценности.

В.И. Холодный, сторонник аксиологического подхода, раскрывая смысл органически составляющих соборность свойств, выявляет реальные тенденции к формированию на их почве целостной, многомерной соборной феноменологии.

Таким образом, следует отметить, что в результате глубокой философской рефлексии религиозной, православной категории «соборность» русскими философами были выделены и проанализированы такие остающиеся неизменными на протяжении столетий ее духовные характеристики, как свобода, органичное единение, присутствие Высшего Идеала, любовь. Постоянное стремление к формированию гармоничных способов общественного и личного бытия, свойственное русской философии, установка на достижение идеалов общественного согласия, глубинное осмысление и расширение сфер применения соборных идей предопределили устойчивость и сохранность содержания многозначной философской категории «соборность».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Анисин, А. Л. Принцип соборности бытия / А. Л. Анисин. - Тюмень: Тюмен. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. - 272 с.

2. Бердяев, Н. А. Существует ли в православии свобода мысли и совести / Н. А. Бердяев // Путь. -1939. - Февр. - апр. (№ 59).

3. Карсавин, Л. П. Малые сочинения / Л. П. Карсавин. - СПб. : Алетейя, 1994. - 532 с.

4. Новая философская энциклопедия. - М. : Мысль. - 694 с. - Т. 3.

5. Сагатовский, В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? / В. Н. Сагатовский. - СПб. : Петрополис, 1994. - 217 с.

6. Соловьев, В. С. Русская идея / В. С. Соловьев // Русская идея. - М. : Республика, 1992.

7. Степун, Ф. А. О свободе / Ф. А. Степун // Сте-пун Ф. А. Чаемая Россия. - СПб. : Журнал «Нева», 1999.

8. Трубецкой, С. Н. Собрание сочинений / С. Н. Трубецкой. - М. : Мысль, 1908. - 816 с. - Т. 2.

9. Флоренский, П. А. Соч. В 4 т. Т. 1 / П. А. Флоренский. - М. : Мысль, 1998. - 797 с.

10. Франк, С. Л. Духовные основы общества / С. Л. Франк. - М. : Республика, 1992. - 512 с.

11. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. - 8-е изд. - М. : Медиум, 1984. -614 с. - Т. 8.

12. Хомяков, А. С. Соч. В 2 т. Т. 2 / А. С. Хомяков. - Прага, 1867. - 479 с.

IDEA OF SOBORNOST IN RUSSIAN PHILOSOPHIC TRADITION

The author applies to numerous sources to deduce peculiar features forming the notion «sobornost» in their theoretical schemes and defines the main qualities and characteristics of this polysemantic notion.

Key words: sobornost, Russian philosophy, Orthodoxy, religious philosophy, love (philosophy), freedom (philosophy).

Одной из характерных черт русской культуры является соборность. Соборность как явление культурной, социальной и особенно религиозной жизни свойственна христианству вообще. Однако именно на русской почве эта христианско-православная традиция укоренилась и расцвела. «Национальная уникальность идеи соборности не исключает ее универсального значения» - пишет современный исследователь русской культуры В.Ш. Сабиров.

Под термином «соборность» понимается целый комплекс психологических установок, сложившихся практик церковной жизни и неписаных правил поведения мирян. Соборность - это и определенные ментальности, пронизывающие все слои общества доиндустриальной эпохи, в определенном смысле это - начала взаимопомощи и коллективности, характерные для русского православного человека. Принципы соборности как особой мировоззренческой установки восходят к глубокой древности. Они вызревают параллельно со складыванием территориальной общины в догосударственный период истории. На принципе соборности строилось общинное самоуправление как в городе, так и в сельском «мире».

В связи с этим возникает вопрос о том, была ли соборность свойством восточнославянского сознания дохристианской эпохи, или же она привнесена вместе с православием и является его атрибутом, из чего следует наличие соборной установки в различных национальных православных культурах, а также каковы перспективы развития соборной составляющей православного менталитета в современном обществе.

Православие вообще, в отличие от западных направлений христианства, мало интересуется индивидуумом. Личность присутствует как бы на заднем плане. Это не Восток с буддийской основой, где личности вообще нет, и не протестантско-католический Запад, где каждый тщательно оберегает свою «автономность» и «самость». Англоязычная культура даже «я» пишет с большой буквы «I», противопоставляя «себе» отстраненно холодное «you», означающее «вы» и употребляемое как «ты» и «вы» одновременно. В русской культуре интересы личности, и «я» и «ты», неизменно подчиняются интересам сообщества, например, семьи, трудового коллектива, общины, либо же - интересам государства. Русский человек не только мало считается с собой, но и с «тобой». Интересно в этнокультурном плане сравнить русскую ментальность с православной же по содержанию культурой грузин, в которой уважение ко второму лицу развито чрезвычайно.

В категории «соборность» на всех этапах ее становления и развития в русской культуре ярко выражен нравственно-духовный смысл. Соборность связывается в русской философии с софийностью, с синергией, понимаемой как совместное действие по спасению, с одной стороны, Божественного промысла, а с другой - человеческой воли. Под соборностью в церковно-религиозном плане понимается необходимость вырабатывать догматы веры, обряды, решения совместными усилиями.

В православии индивид приходит к соборности через свободный отказ от полагания исключительно на свою силу и на частную связь с Богом. Подразумевается, что общая молитва быстрее дойдет до неба. Для увеличения своих слабых способностей православный присовокупляет индивидуальное обращение к общему. Участие в соборной молитве предполагает смирение, отказ от гордыни - тягчайшего греха, одного из семи смертных грехов.

Православная Церковь, пишет современный исследователь, «органично сочетая в церковной жизни два трудно соединимых принципа: свободу и единство, противоположна католической и протестантским церквам… Только в Православии принцип соборности, хотя и не осуществлен во всей своей полноте, осознан как высшая Божественная основа Церкви».

Соборность как свойство русского православия проявлялась по-разному в конкретные эпохи. Она то выступала на первый план, то отходила в сторону, уступая место иерархичности государства и церкви. В настоящее время, когда в России укрепляется вертикаль власти, соборный менталитет становится неактуальным.

Говоря о перспективах развития русского православия, мы видим, что будущее этой религии определяется следующими факторами.

  • Общая религиозная политика государства.
  • Отношение государства к церкви.
  • Религиозно-психологическая ситуация в обществе.
  • Активность других религиозных организаций и идейных движений.

Существует несколько мнений о будущем русского православия.

Представители церкви и выразители консервативно-патриотических общественных взглядов полагают, или вернее, надеются на возрастание роли Русской православной церкви в ближайшем будущем и увеличение числа активных православных, которые выделятся из массы индифферентных к религии людей или неверующих.

Альтернативные взгляды высказывают приверженцы новых религиозных движений, люди, занятые всевозможными духовными практиками, а также некоторые религиоведы-аналитики. Их мнение сводится к тому, что будущее не за православием в его канонической форме, и тем более не за догматами Символа веры, а за синтезом религиозных учений и этико-философских систем. При этом понятие соборности получит новое содержание. Такой точки зрения придерживается, в частности, религиовед В.А. Богданов в своей книге «Еретический императив». Вместе с тем сам термин «еретический императив» появился 1970-е годы в США для обозначения выхода из духовного тупика неудовлетворенности традиционным христианством.

Наше мнение основано на учете цикличности процессов и включает два изложенных выше прогноза как частные случаи. Мы считаем, что развитие религиозной ситуации в России пойдет по следующему пути.

В течение некоторого времени, пока у власти в стране остаются нынешние политические круги, роль церкви и традиционного православия в жизни общества будет возрастать. При этом категория соборности переместится из сферы общественной жизни в сферу религиозной философии. Все большее число людей станут называть себя православными. Церковь накопит значительные материальные богатства и станет весомой экономической и политической силой. Параллельно будет активизироваться «еретический императив».

Затем наступит качественно иной этап. Забвение церковью - как уже не раз бывало - принципов радения о небесном, а не о земном, оттолкнет от нее большое количество искренне верующих. Однако глубинное чувство тождества русского и православного не позволит многим, отошедшим от церкви, стать адептами какой-либо другой конкретной религии. Религиозные потребности уйдут в сферу нравственных исканий и различных видов творчества. Внешне это выразится в религиозной индифферентности, пассивном атеизме, снижении числа прихожан Русской православной церкви.

Мы изложили свою точку зрения относительно будущности русского православия и его важнейшей черты - соборности. Представляется важным узнать мнение наших грузинских коллег, занимающихся исследованием аналогичных философских проблем грузинского общества, государства и церкви.

Что такое Соборность? Значение и толкование слова sobornost, определение термина

1) Соборность - -термин православного богословия и русской религиозной философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольноесоединение (собор ) индивидов на основе любви к богу идруг к другу.

О специфике С. подробно писали славянофилы ,особенно А. С. Хомяков (1804-1860). Католицизм , с их т. зр., преувеличивает в религиизначение общего, авторитета, вл&сти церк. иерархии, игнорируетличное релит,творчество верующих;протестантизм акцентируетвнимание на индивидуальном, не видит подлинногосмысл а общей релит, жизни.Только православиюякобы свойственна С., гармонически сочетающаясвоеобразие потребностей верующего и церкви вцелом . Хомяков считал, что вне релит, «свободного» общения, вне христ. любви (т. е. вне С.)познать истину,понять сущность человеканевозможно . Этаидея оказалавлияние на рус. релит, философию (В.Соловьев , С.Трубецкой , Н.Лосский , Н.Бердяев и др.), на правосл.учение о церкви, для которого самидогматы о троице, о богочеловеческой природеХрист а выражаютсоборный характер божеств, духа.

Нередко концепции С. придаётся реакционно-политический смысл. Социалистическому коллективизму, рассматриваемому как «принудительный»,враждебный личности исвобода , противопоставляется С. - «братство людей во Христе», «вхождение вобщение живых и умерших». С т. зр. марксизма С.есть не что иное, как ложная, религиозно-мистическаяинтерпретацияколлективистских отношений, складывающихся в практической деятельности людей,попытка идеализировать мнимоколлективный характер релит, жизни.

2) Соборность - русскоязычный аналогкафоличности , её неточный перевод.

У А.Хомяков а: свободное единство членов Церкви в постижении истины и в спасении, в любви к Богу, к БогочеловекуХрист у и к Его правде. Свободе во Христе, в соборном сознании Церкви Хомяков противопоставлял индивидуалистическую свободу как начало, разлагающее духовные основы жизни, но не поддерживал также и авторитарное ограничение такой свободы, считая его принуждением, ведущим к духовной стагнации или смерти. После Хомякова соборность решительнее противопоставляли родовому сознанию, далекому от подлинной церковности и порабощающему личность.Собор ность - от Святого Духа, и низводить ее на уровень национального единства, культурной традиции или же общинного коллективизма означает угашать ее духовную суть и подменять родовым сознанием.

Псевдособорность ведёт к отчуждению совести человека.

Восстановить подлинно соборные основы церковной жизни - значит духовно возродить русское православие, а вслед за этим, по Хомякову, и все общество. Архим. Киприан (Керн) настаивал на евхаристическом характер е соборности.

3) Соборность - специфическая социально-философская концепция, функционирующая, как правило, в религиозно-философских системах европейской и отечественной мысли. Даннымтермин ом обычно определяется особое качество социально-индивидуального взаимодействия, сущностная природа сознания, основа личностного бытия, специфическая форма культурно-эстетического миросозерцания. Многообразие понятия С. затрудняет его однозначную дефиницию и позволяет давать ему весьма широкий спектр интерпретаций - от последовательно персоналистской до тоталитарной. Основой большинства разнообразных концепций С. является традиционноехристианское экклесиологическое учение , восходящее к посланиям ап. Павла, патристике и догматическим установлениям первых семи ВселенскихСобор ов. Здесь складываетсяфундаментальная концепция Церкви как реальномистического соборного организма , становящегося "телаХрист ова", противостоящего искаженным и греховным социально-политическим формам "мира сего". Эти мотивы нашли свое развитие в каноническом учении Аврелия Августина о двух градах - "граде общения по духу" и "граде общения по плоти". Первый из них представляет собой внепространственное и вневременное единство праведных, союз которых основан не на внешних связях или насильственном объединении, а на духовном единстве верующих и любящих. По сути,раннехристианский идеал церковного сообщества является образом всечеловеческой свободной ассоциации, построенной на началах равенства и господства духовного над телесным.

Впоследствии западная богословская традиция отождествляет "идеальную Церковь " с реально функционирующей церковно-политической организацией Римской Католической Церкви, чья иерархия воспринимается как перспективный эталон всемирно-христианского государства.Друг ие перспективные мотивы раннехристианской экклесиологии - учения о святой телесности и о соборном сознании - стали фундаментом философскотеологических концепций С. в восточноправославной традиции. Здесь наиболее существенный вклад был внесен автором"Ареопагитик" (VI в.), св. Максимом Исповедником (VII в.) и представителями исихазма, нашедшего теоретическое выражение у св. Григория Паламы (XIV в.). В основе этой традиции осмысл ения С. лежит неоплатоновская концепция тождества индивидуального сознания ибожественного Абсолюта - первоистока и первопричины всего сущего .

В мистических учениях неоплатонизма разработана логика восхождения к самотождественному Единому, данная как интуитивнокогнитивный процесс и одновременно индивидуальное обожение (теургия) . Восточноправославное богословие дополняет эту концепцию, вводя ее в контекст социально-экклесиологических и персоналистических принципов христианского миропонимания. В результате выстраивается сложная иерархия различных манифестаций С. как проявления единосущности божественного и тварного. В принципе, основная логическая компонента понятия С. остается инвариантной: это - представление о неполноценности, несовершенстве "налично индивидуального" бытия. С т. зр. С., всякая индивидуальностьесть , в определенной мере, иллюзия, т. к. в основе обособленных существ лежит единаясущность , архетип, прямо связанный с божественнопровиденциальными основами мира. Свое философское освещение в отечественной традиции проблема С. впервые получает в XVIII в. в неортодоксальной мистике Г. С. Сковороды, антропология которого основана на разделении "земляного" и "нутряного" человека. Первым понятиемхарактер изуется налично-эмпирическая индивидуальность, скрывающая в себе истинного человека, который идентичен Христу и един во всех индивидах. Последний, в свою очередь, отождествляется с "сердцем" и разумом. Соответственно, первичная актуализация всечеловеческого начала в индивиде связана с особыми символически-когнитивными усилиями и духовным совершенствованием. По своей сути учение Сковороды о "двух естествах" в человеке близко к аналогичным построениям Майстера Экхарта и Я Беме. Следующий шаг в разработке идей С. принадлежит П. Я. Чаадаеву, соединившему антропологическое и гносеологическое толкование проблемы с социологическим. Согласно его положениям, носителем С. является человеческое сознание, природа которого не индивидуальна, а социальна: сознание и разум индивида формируются под воздействием коллективного сознания общества. Содержание последнего воспринимается индивидом как врожденное и априорное, его ядро составляют миросистемные, смысложизненные и моральные ориентиры. Само по себе содержание коллективного сознания совпадает с провиденциальным замыслом, т. е. детерминируется волей и разумом Бога.Социокультурная специфика отдельных частей общечеловеческого организма, по Чаадаеву , позволяет говорить о большей или меньшей проявленности С. в исторической и духовной жизни различных народов. Именно православная культура проявляет архетип С. в наибольшей степени, чем и определяется ее всемирно-историческоезначение . Эти мотивысоциоисториософии Чаадаева были разработаны представителями славянофильства. В их интерпретации понятие С. приобрело преимущественно культурно-морфологическое значение, став критерием определения перспективности особых социокультурных типов человечества. Как Чаадаев, так иславянофилы полагали движущей силой и подлинной целью исторического процесса реализацию Царства Божия. Национально-культурный тип, являющийся носителем соборного начала социально-исторического процесса, призван стать лидером всемирной истории. В работах славянофилов понятие С. было достаточно однозначно отождествлено с общинным укладом патриархального русского крестьянства. В основе этого отождествления лежат критерии коллективности решений, авторитет групповой морали и отсутствие выраженной социальной дифференциации и связанной с ней проблемы социальных конфликтов. Кроме того, славяно-русское национальное самосознание также рассматривается через призму его соборного характера, который в данном случае можно понимать как открытость национальной психологии, "народного духа" всечеловеческим и архетипальным ценностям. В таком своем качестве социокультурный славянский либо российский тип противостоит западной цивилизации, построенной на началах индивидуализма и рационально-позитивистского мышления. В историософском учении славянофилов одно из ключевых мест отведено православной церкви - концентрированному носителю и выразителю национально-соборного сознания. При этом речь идет, скорее, о православности как средоточии культурно-исторического опыта этносоциального образования, нежели о реальной церковной организации. В культурософии "почвенничества" (Ф. М. Достоевский, А. А Григорьев, ?. ?. Страхов), напротив, соборно-православное начало русской жизни тождественно реальным социально-политическим и религиозным институтам. Сходная метаморфоза происходит и в неославянской историко-морфологическойконцепции И. Я. Данилевского. К. Н. Леонтьев придает понятию С. отчетливо выраженный акцент органического понимания общества и культуры, сближающий его учение с концепциями "философской жизни" В. Дильтея и Г. Зиммеля. Вцелом , осмысление проблемы С. в отечественной философии второй половины XIX в. происходит преимущественно в контексте социально-политической идеологии. Новый творческий импульс для разработки этой идеи дает философия всеединства В. С.Соловьев а, где философема С. вновь вводится в широкий и многообразный теоретический контекст, становясь основой учения о "свободной теократии". При этом раскрытие теоретического потенциала С. утрачивает жесткую связь с представлением о превосходстве славяно-православной культуры над западноевропейской. Более того, говоря о "церковной общественности", теократических эталонах социального взаимодействия, Соловьев и его последователи, как правило, имеют в виду существенно модернизированную христианскую традицию, имеющую своей перспективой формирование"вселенской церкви".

В философии всеединства теоретически осмысляются также и антропологические, и гносеологические мотивы соборности. В трудах С. Н. Трубецкого разрабатывается проблема соборного сознания с опорой на платоновский архетип Мировой Души.

С. Н. Булгаков иП. А. Флоренский вводят понятие Соборность в контекст широкомасштабных софиологических построений, придавая ему статус онтологической сущности, одной из основ последовательно актуализующегося "положительного всеединства". Наибольшеевнимание этой проблематике уделялось С. Л. Франком и Л. П. Карсавиным. Первый из них рассматривал С. преимущественно в социально-философском и социально-психологическом плане, полагая принцип С. субстанцией или "духовной основой общества". В его социологической концепции соборное начало реализуется в двух аспектах: внешнем и внутреннем. В первом случае речь идет об акционально-институциональной системе социальных связей, определяющих меру активности и социализованности индивида. Во втором случае С. есть субстанциальное качество личности и ее бытия в обществе. Франк подчеркивает специфи ческий рационально-сверхрациональный характер выявления и реализации С., дающейся лишь в интуитивном опыте наряду с творческим присвоением культурно-коллективного опыта конкретного социума. Во всяком случае, С. не противостоит индивидуальности и не реализуется вне личностного бытия-действия. В этом плане конкретные социально-политические формы, включая политический режим, вторичны по отношению к личностному самосознанию и сами по себе не детерминируют соборносоциальный организм. Л. П. Карсавинымидея С. рассмотрена в контексте его учения о Симфонической Личности, становящейся сложной иерархией "внутренних", "эмпирических" и "внешне-потенциальных" тел человека. Сама актуальная Симфоническая Личность есть не что иное, как соборно-совокупное человечество или же Богочеловечество, т. е. всеединое "внутренне-внешнее" предельное тело человека. Подчеркнем, что в комплекс последовательно взаимодействующих тел входит и природно-космическое бытие в целом, обретающее в лице человека имманентный разум, волю и активность. Этот мотив чрезвычайно близок учению В. И. Вернадского о ноосфере, равно как и основным идеям русского космизма вообще. В целом, для философии всеединства понимание С. характерно тем, что это качество личностного и социального бытия находится в ситуации становления и не дано в наличном, где оно представлено лишь в свернутом виде, потенциально. Носителем такой потенциальной соборности являетсяСофия, социализующееся сознание индивида, церковное сознание и т. д.

Историческое становление С. совпадает с творческим "лицетворением" человеком самого себя и "олицетворением" окружающего мира (Л. П. Карсавин ).

Близкие мотивы разрабатывались и в других течениях русской религиозной мысли. Представители академического богословия (М. М. Тареев, В. И. Несмелов) создали своеобразные антропологические концепции, в которых сущность человека представала в виде триединства божественного, индивидуального и социального.

Интуитивизм Н. О. Лосского построен на фундаменте монадологической картины мира и социума, в которой осуществляется имманентная связанность индивидуальных сознаний посредством творческой интуиции. Согласно Лосскому, "отвлеченный интуитивизм" с его абстрактной формулой "Все имманентно всему" должен быть дополнен "конкретным интуитивизмом", раскрывающим актуальное присутствие в индивидуальном сознании всей совокупности "внешних" - социокультурных и природных феноменов.

В соборном духе выдержана и персоналистическая философия Н. А. Бердяев а , утверждавшего, что не общество и мир включают в себя личность, а личность содержит в себе все актуальное и потенциальное богатство мироздания, раскрывая и объективируя его в творчески-свободных актах.И. А. Ильин обосновывал возможность "непосредственной очевидности" как основы объективно-экзистенциального познания реальности, исходя из сопредставленности в структуре индивидуального сознания и бытия всего божественного и обоживающегося универсума. В данных концепциях налицо существенное расширение принципа С., распространяющегося на сферы внесоциального бытия. Благодаря этому складывается иерархия "ипостасных подобий": структура "мира в Боге" - структура природного бытия - структура социального бытия - структура религиознокультурных ценностей. Эти взаимоподобия в сконцентрированном, "стяженном" состоянии внедрены в глубинную, сущностную структуру индивида, его сознания и телесности. Творческое становление личности, т. о., совпадает и со становлением соборно-всеединой структуры Богочеловеческого и Космочеловеческого мира. В целом можно отметить, что идея С. является одной из характерных черт социально-философского мышления отечественной культуры и своеобразным эталоном, идеальной перспективой социально-политического развития, альтернативной по отношению к социальным архетипам Запада - либеральной и консервативной традициям социальнополитического мышления.Е. В. Гутов

4) Соборность -термин , введенный русским славянофилом А.С.Хомяков ым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенскихсобор ах.

Соборность , по Хомякову –это гармоничная целостность человек, мира, церкви . С. должна была описывать решения общественных проблем всем миром в противоположность западной представительной демократии, основанной на юридических нормах. Дальнейшее развитие этого понятия в русской религиозной философии привело к поиску онтологических оснований социальных проекций С. (Н.Ф. Федоров, Н.О.Лосский ).

5) Соборность - - специфическое понятие русской философии, выработанное А.Хомяков ым, означающее единство людей на духовной основе.

6) Соборность - - понятие русской философии, выработанноеХомяков ым в рамках его учения о Церкви как органическомцелом , как о теле, главой которого является ИисусХрист ос.Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность , а потому все члены Церкви органически, а не внешне соединеныдруг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, что возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотверженной любви.Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были. Человек находит в Церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, но в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, - Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельно личного существования". С. - это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности.

Идея С. стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась. А) Таку К.С. Аксакова понятие С. социологизируется посредством фактического её отождествления с общиной, где "личность свободна как в хоре". Хотя изначально в понятие С. включался социальныйсмысл , однако даннаяинтерпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С. понимал скорее не как данность, а как заданность.

Б) У B.C. Соловьев а , отказавшегося от термина "соборность", данная идея трансформировалась вучение о всеединстве .

В) Термин Соборность возродилС.Н. Трубецкой в своёмучении о " собор ной природе сознания" . Углубляя идеи славянофилов с учётомконцепции всеединства Соловьёва, Трубецкой интерпретируетсоборность как совпадение религиозного, нравственного и социального начал , противостоящее как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму.

Г) Социально философскую интерпретацию понятия соборности дал С.Л. Франк , рассматривая её в качестве внутреннего, органического единства, которое "лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей". К первичным и основным формам С. относятся, согласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эти три формы соборности в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга.

К признакам соборности, по Франку, относятся следующие:

1) это органически неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее из первичного единство "мы", причем "мы" не внешне "я", а имманентно присутствует в каждом из них;

2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности;

3) "соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность", "само есть живая личность";

4) и как наиболее существенный признак - сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека.

Строгое церковно-богословское значение термину С. возвращаютБулгаков и Флоренский , рассматривая соборность (или"кафо-личность" ) какдушу православия , означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причём Флоренский, следуя Хомякову, подчёркивает в содержательном плане не столько действительность, сколько возможность кафоличности как задачи, идеала для членов церкви.Г.Я. Миненков

7) Соборность - специфическое понятие русской философии, выработанноеХомяков ым.Этимологически оно связано со словом "собор" , имеющим два основных значения:

1) собрание выборных или должностных лиц, созванное для решения к.-л. вопросов,

2) храм, служащий для совершения богослужения духовенством нескольких церквей.

По Хомякову, церковный Собор выражает идею "единства во множестве" (Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 2. С. 312). В этомсмысл е, считал он, православная церковь, органично сочетая два принципа - свободу и единство, противоположна католической авторитарной церкви, гдеесть единство без свободы, и протестантской церкви, где существуетсвобода без единства.Только в православиипринцип соборности , хотя и не во всей своей полноте, но существует иосознан как высшая божественная основа церковной жизни .

После Хомякова идея соборности сталаосновной идеей всего славянофильства (хотя далеко не всеславянофилы употребляли само это слово).

Киреевский, считая, что " развитие самобытного православного мышления... должно быть общим делом всех людей верующих и мыслящих" (Соч. М., 1911. Т. 1. С. 270), по мнению Зеньковского, "подходит совсем близко к... учению о соборности" Хомякова (История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 2. С. 18).

Некую "социологизацию" данного понятия мы находим уже у К. С. Аксакова, фактически отождествляющегособорность и общину, где, по его мнению, " личность свободна, как в хоре". Резко противопоставив социальную сферу жизни государственной, он пришёл к отрицанию необходимости развития в России западной"законности" как свидетельствующей о "недостатке правды". Отождествление соборности с общиной было определенным шагом назад по сравнению с Хомяковым, который соборность всёже понимал не как данность, а какзаданность . Дальнейшее развитие идея соборности получила у В. С.Соловьёв а, хотя он отказался от самого этого термина, желая тем самым отмежеваться от славянофильства (обр. от его "эпигонов"). Она трансформировалась у него в идею всеединства, которую он определяет следующим образом: "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счет всех или в ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия" (Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 552).

Термин "Соборность" в русской философии возродил последователь Соловьёва С. Н.Трубецкой , который в своём учении о "соборной природе сознания" (в цикле статей "О природе человеческого познания") развивает и углубляет идеи Хомякова и Киреевского с учетом "философии всеединства" Соловьева.Идеал соборности у Трубецкого означает совпадение религиозного, нравственного и социального начал и противостоит как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эпоху "между двух революций" определенный "возврат к славянофилам" наметился усимволистов , главным образом, у Иванова, который, исходя из "предчувствия" "новой органической эпохи", создал свою театрально-эстетическую утопию, должную увенчаться созданием "обновленного соборного духа" (Борозды и межи. М., 1916. С. 275). В своей утопии он опирался не только на идеи славянофилов о С. с учетом сказанного по этому поводу Соловьёвым, Трубецким и Достоевским, но и научение Ф. Ницше о диалектикедвух начал - аполлонийского и дионисийского , в которой последнее означало коллективизм, слияние всех воедино (или в терминологии Иванова С).

В эмиграции понятие соборности активно разрабатывал Франк, понимавший под нею "внутреннее органическое единство", лежащее в основе всякого человеческого общения, всякого единства людей. Первичной и осн. формой Франк считал единство брач-но-семейное, затем - религиозную жизнь и, наконец, общность "судьбы и жизни всякого объединенного множества людей" (Духовные основы общества. М., 1992. С. 58-59). Строгое цер-ковно-богословскоезначение термину "С." вернули Булгаков и Флоренский. По Булгакову, С. (или " кафоличность ") есть душа православия и означает вселенскость, единую жизнь в единой истине (см.: Православие. М., 1991. С. 145-150). Флоренский отчасти возвращается к С. в понимании Хомякова. "Кафолический", илисоборный , по его мнению, есть всеединый. "Но при действительной кафоличности формы Церкви содержание ее кафолично не в действительности, а только в возможности. В действительности же для вещества Церкви - верующих - кафоличность есть такая же задача, как и единство и нравственное совершенство " (Понятие Церкви в Св. Писании /У Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 129). В рус. философии наиболее удачным и приемлемым эквивалентом (а в каком-то смысле и альтернативой) понятия С. является понятие солидарности, разработанное гл. обр. Левицким, опирающимся, в свою очередь, на идеиН. О. Лосского иФранка . Понятие солидарности (или, более строго,солидаризма ) позволяет несколько смягчить абсолютизм и категоричность понятия С. и построить иерархию солидарности (или С.) от внутрисемейной до общечеловеческой