Причины дисграфии у ребёнка и методы её коррекции. Дислексия и дисграфия у взрослых: причины, формы, симптомы и лечение Дисграфия симптомы

Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Дисграфия является специфическим расстройством письменной речи, которое проявляется в стойких ошибках. Она возникает при нарушении формирования высших отделов ЦНС. Дисграфия препятствует овладением навыками грамматических особенностей языка.

Эта проблема достаточно актуальна для нашей страны. В российских школах количество учеников с диагнозом «Дисграфия» достигает 30% от общего количества детей.

Причины

Симптомы

Симптоматика дисграфии очень разнообразна и зависит от этиологии, которая ее вызвала. Дети с дисграфией чаще всего умные и смышленые, но в тетрадях у них много ошибок. Родители недоумевают, что является причиной плохой успеваемости любимого чада. Они думают, что это либо нежелание учиться ребенка в школе, или у него плохой педагог. В младших классах дети, которые испытывают большие трудности с письменной речью, могут иметь хорошую успеваемость по другим предметам и хороший интеллект. Но они не пишут заглавные буквы в словах, в диктантах допускают много ошибок.

Плохая успеваемость в школе, критика родителей и учителей приводит к тому, что ребенок отказывается ходить на занятия. Очень часто он становится объектом для насмешек со стороны одноклассников, начинает сильно переживать по этому поводу и замыкается в себе. Диктанты пишет очень медленно, часто плохим почерком. Иногда дети с дисграфией стараются специально изменить свой почерк, в надежде, что таким образом некоторые ошибки не будут заметны учителю. Они часто путают начертания букв «Р» и «Ь», «З» и «Э».

В специальной литературе имеется несколько классификаций дисграфий (по видам и формам).

Виды


Таблица: «Формы дисграфии».

Форма дисграфии Описание
Артикуляторно-акустическая Не правильно произносит звуки и пишет буквы
Акустичекая
  • Заменяет буквы фонетически похожими звуками, но правильно произносит

  • Смешивает звонкие и глухие (Б - П, Д - Т)

  • Путает свистящие и шипящие (С - Ш, З - Ж).

  • Ошибочно обозначает мягкость согласных: «лубит», «больит».

Расстройство языкового анализа и синтеза.
  • Пропускает буквы и слоги

  • Меняет местами буквы и (или) слоги

  • Не пишет окончания

  • Пишет лишние буквы в слове

  • Повторяет буквы и (или) слоги

  • Смешивает слоги из разных слов

  • Слитное написание предлогов («настуле»)

  • Раздельное написание приставок («на шла»).

Аграмматическая
  • Расстройство грамматического строя речи (например, черный перчатка», «солнечная день»).

  • Не может склонять слова по падежам, числам и родам

  • Ошибается в окончаниях слов

  • Не согласует слова между собой

Оптическая
  • Расстройство зрительного и пространственного гнозиса

  • Буквы пишутся при помощи «черточек» и «кружочков».

  • Не дописывает элементы букв, например «Г» вместо» Р».

  • Добавляет лишние элементы в буквы

  • Не соединяет две буквы

  • Путает печатные и письменные буквы

  • Зеркальное отображение букв

Диагностические мероприятия

Школьные учителя должны вовремя провести диагностику дисграфии у детей и направить на коррекцию к специалисту. Очень часто они попадают на прием к логопеду после длительного «воздействия» педагогов.

Всем детям надо пройти обследование у логопеда, который заполняет речевую карту. В ней он указывает состояние общей и мелкой моторики. Специалист должен описать артикуляционный аппарат, звукопроизношение, указать проблемы чтения и письма. В речевой карте логопед должен написать краткую характеристику на ребенка и логопедический диагноз. После проведенной коррекционной работы он заполняет соответствующие графы, отражает результаты занятий.

Ранняя диагностика этого нарушения помогает бороться с дисграфией на начальных этапах развития. Если она не была скорректирована в детском возрасте, то ее проявления могут наблюдаться у взрослых.

Лечение

Дисграфия включена в МКБ-10, лечением этого заболевания занимаются врачи-психиатры. В англоязычных странах для дисграфиков разработаны специальные учебные программы, к сожалению, в России такой возможности пока нет.

Коррекция дисграфии должна начинаться в детском саду. Это заболевание можно преодолеть только с помощью специальных методик и приемов, которыми в совершенстве владеют логопеды. Стандартная школьная программа не сможет устранить дисграфию у младших школьников.

Скорректировать полностью ее не удается никому, но приблизить к идеалу правильность написания слов можно.

Занятие с логопедом может протекать в виде игры. У младших школьников используются магнитные буквы для создания слов. Этим способом подкрепляется зрительное восприятие элементов букв. Ребенок должен писать диктанты, чтобы улучшить восприятие звуков на слух. Дома с родителями можно поиграть в историка, писать буквы на бумаге при помощи перьевой ручки и чернил.

Особое внимание надо уделять выбору ручек и карандашей. Лучше всего для ребенка покупать ручки с неровными поверхностями, они массируют дистальные концы пальцев рук, посылая, таким образом, дополнительные сигналы к головному мозгу. Фломастеры и карандаши также необходимо выбирать не гладкой формы (например, треугольной).

Оптическая дисграфия корректируется регулярными письменными упражнениями.

Чтобы быстрее овладеть навыком письма можно использовать гелевую ручку. Она поможет более отчетливо прописать элементы букв.

Для того, чтобы скорректировать почерк необходимо в среднем 3 недели занятий. Для этих целей можно купить специальную пропись или школьную тетрадь. При написании слов нужно прописать буквы в каждой клеточке.

Оптическая дисграфия устраняется путем тренировки зрительной памяти. Ученику предлагается нарисовать несколько букв мелом на доске, в воздухе или вылепить их из пластилина.

Существует несколько книг и пособий, например «Оптическая дисграфия». В них представлены примеры специальных занятий. Эти книги могут приобрести родители самостоятельно и заниматься с ребенком дома.

Родители должны набраться терпения и не ругать своих детей за ошибки в письме. Нельзя заставлять его часами заниматься уроками и лишать за плохие оценки полноценного отдыха и развлечений. Ребенок должен полностью доверять своим родителям, не должно быть панического страха перед ними. Только совместными усилиями с педагогами и психологами можно побороть дисграфию.

Пример занятия

Существует множество логопедических методик для коррекции дисграфии.

Одно из упражнений для домашнего выполнения называется «Корректурная правка». Для его выполнения нужен любой текст со средним шрифтом. Книга должна быть скучной для ребенка, и ранее им никогда не прочитанной. Родители предлагают найти в тексте и подчеркнуть сначала гласные буквы, например, только «О», затем только букву «А».

После того, как закончатся гласные буквы, можно переходить к согласным, желательно к тем, которые являются проблемными для ребенка. Ребенок ежедневно должен выполнять упражнение, но по времени это не должно продолжаться более 5 минут. При занятии обязательным условием является хорошее освещение.

Через неделю таких занятий, необходимо переключиться на две буквы. Например, находим их в слове и одну подчеркиваем, а другую зачеркиваем. Выбранные буквы должны быть для ученика «чем-то похожими друг на друга», например «Л» и «М», «Р» и «Т». Для обработки пары букв можно использовать любой текст, который был ранее написан ребенком.

Профилактическая работа

Профилактика дисграфии делится на первичную и вторичную. Первичная профилактическая работа направлена на предупреждение патологического течения беременности и родов, снижение перинатальной патологии и родового травматизма у новорожденных. Врачами-неонатологами должны быть разработаны меры по снижению факторов инфицированности новорожденного. Необходимо проводить ранее диагностику и лечение неврологической симптоматики.

Вторичная профилактика дислексии включает в себя своевременное выявление нарушения и педагогическую работу. Профилактические мероприятия должны проводиться с участием психолога, родителей, логопеда и воспитателей. Предупреждение грамматических ошибок должно начинаться в дошкольном периоде. В детском саду воспитатели должны обращать внимание как ребенок произносит звуки и строит речевые предложения. Педагог должен исправлять речевые ошибки дошкольников.

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема - дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия?

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия - это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" - "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните: "предложение" - "бретлошение" и "предложение" -"придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии, нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных - пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики, до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?


К частью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Дисграфия - это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия - нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства - необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.


Дислексия. Что это такое? Виды и признаки.

Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик?

Дислексия - это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики - образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).


Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия - нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта, техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия . Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия , как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия . Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия . Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Последствия дислексии.

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам, также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы коррекции дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить "крест" на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие. Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия - не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист - логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они "нормальные", а другие - дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту - они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом - решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом - логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией - не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать "отлынивать" от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость - такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

С началом школьного обучения у некоторых учеников выявляется специфическое логопедическое нарушение – дисграфия. Ребёнок с этим диагнозом в каждом слове совершает по нескольку ошибок, пишет крайне медленно и неаккуратно. Одновременно особых проблем в интеллектуальном плане у него не наблюдается.

Как же проявляется дисграфия у первоклассников и как справиться с этим патологическим явлением? Эти вопрос важны, ведь если не предпринять все необходимые меры, то школьник постепенно превратится в изгоя и неудачника.

Под этой логопедической патологией понимают локальное либо полное нарушение письменной функции, связанное с недостаточной сформированностью процессов и механизмов, которые отвечают за выполнение и контроль письменной деятельности.

Чаще всего родители узнают о трудностях с письмом именно в начальном звене, когда начинается целенаправленное обучение этому навыку. В детских прописях и тетрадках обнаруживаются различные ошибки: замена букв («з» вместо «с», «б» вместо «п»), добавление лишних и пропуск нужных букв, слитное написание слов и неправильное формирование слогов.

Просматривая ошибки ребёнка-дисграфика, можно сделать вывод об его неграмотности или лени, но проблемы кроются гораздо глубже. К примеру, сравните слова «солнечные» – «солечние» и «солнечные» – «солничные». На этом примере особенно заметна разница между дисграфией (первый пример) и плохим знанием правил языка.

Кроме того, обычно дети-дисграфики пишут медленно, неразборчиво и неровно, хотя и прилагают множество усилий, чтобы успевать за более сноровистыми одноклассниками. Постоянная неуспешность, выражающаяся в недовольстве педагога и собственных переживаний из-за учительских пометок в тетради, приводит к понижению самооценки.

Также специалисты отмечают, что дисграфия чаще всего идёт «рука об руку» с г – патологическим состоянием, при котором диагностируются выраженные трудности с чтением. Всё это существенно снижает качество обучения и восприятия новых знаний ребёнком.

Виды дисграфии и основные симптомы

Выделяют несколько видов нарушения письменной деятельности.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнок не способен верно произносить звуки, следовательно, при проговаривании неправильно пишет буквы. Терапия этого нарушения подразумевает работу над постановкой звуков.
  • Акустическая. Ошибки на письме возникают из-за проблем с фонематическим слухом. Ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию звуки: д-т, з-с, ш-с, ж-з. Всё это не может не отразиться на письменной работе.
  • Оптическая. По причине несформированности зрительно-пространственного восприятия ребёнок неправильно пишет буквы: «зеркалит», не дописывает, чертит лишние детали, заменяет буквы, схожие по графическому признаку.
  • По причине нарушения анализа и синтеза. Ребёнок пропускает либо повторяет слова, слоговые и буквенные элементы, путает приставки и союзы, пишет слитно те слова, которые необходимо писать раздельно, и наоборот.
  • Аграмматическая. Ребёнок неверно изменяет слова в соответствии с падежами, числами и родами. Например, «красивый кошка», «яркий солнце». Нередко подобные нарушения наблюдаются у детей, которые воспитываются в двуязычных семьях.

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка могут сочетаться сразу несколько разновидностей дисграфии. К тому же эта патология нередко возникает на фоне других логопедических нарушений.


Причины патологии

Откуда берётся дисграфическое нарушение? Пока точный патогенетический фактор не установлен, а механизм развития расстройства до конца не изучен. Многие учёные считают главной причиной дисграфии наследственность, когда наблюдается задержка созревания конкретных отделов мозга и развития психических функций.

Читайте также: Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

Кроме того, к нарушению письменной деятельности могут привести и другие патогенетические факторы.

  1. Длительные соматические заболевания, в результате которых происходит функциональное недоразвитие головного мозга, особенно тех отделов, которые отвечают за письмо и чтение.
  2. Повреждение коры полушарий мозга, которое возникает в различных периодах детского онтогенеза (внутриутробном и новорождённом) в результате таких проблем, как:
    • кислородное голодание плода;
    • асфиксия;
    • хронические заболевания матери;
    • травмы при родах;
    • инфекционные болезни ребёнка;
    • менингит.
  3. Факторы социального и психологического характера, среди которых особо выделяют:
    • нечёткое произношение звуков самими родителями;
    • билингвизм в семье;
    • речевая депривация;
    • невнимание к детскому развитию;
    • увлечённость методиками раннего образования.

У более взрослых ребятишек дисграфия может стать следствием серьёзных черепно-мозговых повреждений, мозговых опухолей, нейрохирургических операций.


Коррекция расстройства

Ребёнку, который страдает расстройством письменной деятельности, необходима квалифицированная поддержка логопеда-дефектолога. Обычной помощи педагога, который пытается привить неуспевающему ученику грамотность, недостаточно.

Курс коррекционных занятий составляется после определения типа дисграфии и тяжести логопедического расстройства. Работа дефектолога позволяет:

  • устранить недостатки произношения звуков и фонематики;
  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать грамматическую сторону речевого процесса;
  • формировать связную речь;
  • развивать аналитические и синтетические возможности;
  • улучшить фонематическое и пространственное восприятие;
  • улучшить познавательные процессы.

Умения, которые были получены в ходе коррекционной работы, закрепляют с помощью письменных упражнений. Помимо логопеда, детей нужно показать неврологу, чтобы определить наличие различных функциональных и органических поражений головного мозга. Если таковые будут обнаружены, доктор назначит соответствующие лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику и прочие мероприятия.

Дислексия — это психическое нарушение, проявляющееся затруднениями обучения чтению или абсолютной его невозможностью. Часто сопровождается дезориентацией в пространстве или даже во времени. При этом влияния на общий интеллект или уровень образованности не оказывается. Если заметно проявление дислексии у взрослых, она неопасна для общества, просто такие люди смотрят на мир из своей реальности, что придает им больше сил, способностей в науке или творчестве.

Примером тому служат: Сальма Хаек, Том Круз, Пабло Пикассо, а также многие другие. Хотя в медицинской реальности диагноза «дислексия» не существует. Это нарушение, входящее в группу заболеваний, которые объединяет одна общая проблема — задержка психо-речевого развития.

Это понятие впервые было упомянуто в 1887 году немецким офтальмологом Р. Берлином. С того времени в медицинских изданиях стали публиковаться интересные случаи, когда дети не поддаются обучению грамоте. Долгое время медики считали, что проблема кроется в ухудшении зрения детей. Но только в 1970 году ученые сошлись на мнении о неправильном восприятии и обработке мозгом полученной информации.

Зачастую дислексию сопровождают ряд других психических расстройств. Например, алалия (недоразвитость речи при нормальной функции слуха), афазия (отсутствие по ряду причин уже сформированной речи), дизартрия (нарушение подвижности органов речи), а также многие другие. По этой причине у одного человека могут наблюдаться признаки нескольких психических отклонений одновременно. В основном дислексия диагностируется в детском возрасте.

В этом случае, велика вероятность, скорректировать нарушения. Но бывает, когда уже взрослый человек обращается за помощью к специалистам. Одним из сложных процессов является способность головного мозга различать буквы и звуки, связывать буквы в слова, а слова в предложения. Нарушения именно этого процесса в большинстве случаев встречаются у взрослого населения. Здесь работа однозначно сложнее и не всегда удается добиться желаемого результата.

О причинах возникновения дислексии спорили немало, но с каждым годом в этой сфере открывается что-то новое. С помощью различных методов нейровизуализации было выяснено, что причина кроется в малой активности задней части левой средней височной извилины. Из-за этого информация неверно обрабатывается мозгом.

Ученые выделяют несколько основных причин появления дислексии:

  1. Большое значение имеет наследственная предрасположенность;
  2. В перинатальном периоде значимую роль играют инфекции матери (герпес, краснуха), алкогольные, медикаментозные интоксикации, а также анемия во время беременности. Процесс затяжных родов или асфиксия новорожденного, плодоизгоняющие манипуляции могут привести к повреждениям головного мозга;
  3. На неправильное развитие головного мозга после рождения влияют получение черепно-мозговых травм, тяжелые инфекции (полиомиелит, грипп, корь).
  4. Недостаточное вербальное общение, запущенность ребенка в знаниях или наоборот перегрузка его учебной информацией не по возрасту могут оказать влияние на неправильное развитие мозга.

Виды и формы

Различают два вида и шесть форм дислексии. Виды:


  • литеральный вид характеризуется проблемным пониманием букв;
  • вербальный основывается на сложности прочтения слов.

Формы этого психического нарушения можно разделить на две группы – одни связаны с недостаточным развитием функций речи (фонематическая, семантическая и аграмматическая), а другие проявляются нарушением психических функций (мнестическая, оптическая и тактильная).

Что объединят всех взрослых дислексиков?

Общими характеристиками являются трудности с письмом, возможностью быстрой обработки словесной информации. У взрослых дислексия различна, симптомы часто идут вместе с когнитивной слабостью. Из-за неспособности мозга различать звуки, сочетания, связывать их в слова — отсюда у взрослых появляются такие симптомы как тревожность. При расспросе можно узнать, что им трудно выражать свои мысли, включается механизм стресса — они становятся растерянными.

Дислексия и ее симптомы у взрослых

Проявляется так:

Дислексия и ее симптомы у взрослых обращают на себя внимание в группе. Но следует помнить, что все эти признаки вряд ли проявятся у одного индивидуума. Их может быть один, может несколько, а может быть и так, что обычному человеку они будут незаметны.

Методы диагностики дислексии

Для начала нужно обратиться к логопеду. Логопед выяснит, как протекала беременность и роды. Проведет логопедические тесты для выяснения сформированности навыков взрослого или ребенка. В диагностику входят распознавание звуков и букв, различие графически схожих буквенных знаков. Также пациент проведет самостоятельное списывание простого текста и под диктовку, а также его пересказ. Методы логопедической диагностики у детей и взрослых практически не отличаются.

Тест ниже поможет выявить дислексию, проявляющуюся у взрослых:

Если общее количество ответов «да» составит больше семи, то стоит немедля самостоятельно обратиться к специалисту.

Коррекция и лечение

Популярный метод лечения — логопедические занятия. Разные формы дислексии требуют конкретного подхода.

  1. Лечение аграмматической формы требует работу по формированию грамматических основ языка.
  2. Мнестическая работает над развитием слухоречевой и речезрительной памяти.
  3. Оптическая форма основывается на работе над зрительным представлением, синтезом и анализом.
  4. Коррекция тактильной формы дислексии уделяет внимание пониманию пространственного представления.
  5. Фонематическая занимается коррекцией звукопроизношения.
  6. Семантическая работает над усвоением грамматических языковых норм.

Если говорить о медикаментозной терапии при лечении дислексии, рекомендуют принимать витамины группы В и омега-3 жирные кислоты. Более сложную медикаментозную терапию проводят при сопутствующих заболеваниях. Если взрослые страдают от нервных расстройств и депрессии, то отличным вариантом в Москве будет иппотерапия или дельфинотерапия. Доказано, что общение с этими животными поднимает настроение, оптимизм. Можно и нужно заниматься дыхательной и двигательной гимнастикой, заниматься танцами и музыкой, ходить на массаж.

Социальной адаптации отводится немалая роль. Современные гаджеты помогут не потеряться, запомнят нужную информацию и проверят правописание при такой необходимости. Поэтому не нужно все время сидеть дома, обрастая стрессами и страхами. Даже можно ходить на работу. Главное не заниматься большими объёмами информации.

Эффективным является метод Рональда Дейвиса, врача который разработал систему коррекции, основываясь на учебную литературу и на свой личный опыт борьбы с этим недугом. Его методика предлагает «перезапустить» мозг и научиться смотреть на мир по-другому, заполнять пробелы в памяти, избавиться от дезориентации и рассеянности.

Некоторые методы профилактики дислексии представлены далее.

В первую очередь это раннее выявление нарушений, желательно на уровне детского сада. По этой причине детей находящихся в группе риска по дислексии, раньше сверстников нужно начинать обучать грамоте.

Проводить и соблюдать меры по снижению детской заболеваемости и травматизма. А также качественное наблюдение беременной женщины в консультациях, квалифицированная помощь во время родов. Регулярно проводить качественную работу с детьми в неблагополучных семьях.

Начинать раннее развитие ребенка только после обследования его квалифицированным психологом, и только по отлично зарекомендовавшим себя авторским методикам обучения.

Упражнения для профилактики дислексии:

  1. Дать ребенку прочитать слово, а после нескольких упражнений, словосочетание. А потом предложить написать его по памяти.
  2. Предложить найти слова в квартире, или во дворе на какую-то определенную букву. Например, на букву «О» — обруч, оригами, огурец.
  3. Открыть книгу, далее попросить ребенку подчеркнуть разными способами гласные и согласные буквы.
  4. Порисовать одновременно двумя руками зеркальное изображение.
  5. Играйте в города: называть нужно город на последнюю букву предыдущего города. Например: Омск — Королев. Если ребенок еще не знает названия городов, то по этому принципу можно играть в любые слова. Например, кошка — ананас, стул — лимон.
  6. Можно научить ребенка уменьшительно — ласкательным словам. К примеру: ручка — ручечка, стол — столик, красный — красненький.
  7. Предложите ребенку писать под диктовку по очереди, сначала пишите вы, потом — ребенок.
  8. Развивайте мелкую моторику — перебирайте гречку или же лепите фигурки из макарон.