Внутренние ритмы человека примерно егэ. Биоритмы организма человека. Биологические ритмы внутренних органов человека

Существуют внутренние биологические часы, которые так же влияют на состояние организма. Когда человек испытывает прилив энергии, внутренние органы взаимодействуют между собой. Возбуждение прекращается спустя 24 часа . Из этого длительного периода в состоянии полной активности человек находится только в течение двух часов. Этот короткий этап сопровождается массовыми в организме, а так же выплеском энергии.

Специалисты выделяют три группы биоритмов, в зависимости от их частоты.

  1. Высокочастотные ритмы с периодом не более 30 минут. К ним относятся биоритмы дыхания, мозга, кишечника;
  2. Ритмы средней частоты с периодом от 40 минут до 7 суток. К этой группе относятся изменения температуры, давления, кровообращения;
  3. Низкочастотные ритмы с периодом от 10 дней до нескольких месяцев.

Активность органов человека

Каждый орган в человеке представляет собой отдельную полноценную единицу, состояние зависит от смены дня и ночи. Все органы активны в разное время:

  1. печень – с 1 до 3 часов ночи;
  2. система кровообращения – с 19 до 21 часа вечера;
  3. желудок – с 7 до 9 часов утра;
  4. сердце – с 11 до 13 часов дня;
  5. почки – с 17 до 19 часов вечера;
  6. половые органы – с 19 до 21 часа;
  7. мочевой пузырь – с 15 до 17 часов дня.

Работа всех органов кровообращения в течение суток меняется. Примерно в час дня и в 9 часов вечера их работа значительно замедляется. В это время лучше не заниматься физическими упражнениями. Так же свой ритм существует и в системе органов пищеварения. В утренние часы желудок очищается и нуждается в большом количестве . В вечернее время усиливается деятельность желудка и почек. В замедленном режиме органы пищеварения функционируют с 2 до 5 часов ночи. Для того чтобы не нарушать ритмы системы пищеварения следует следить за рационом питания и соблюдать время приема пищи и ее количество. Первую часть дня должно поступать достаточное количество белковой и жирной пищи. Ближе к вечеру употребляйте продукты богатые углеводами.

На протяжении суток меняются и такие показатели как температура тела, вес, давление и дыхание. Наиболее высокая температура и давление наблюдаются в период с 6 до 7 часов вечера. Максимальный вес тела обычно в 8 часов вечера, а объем дыхания – в час дня . Низкая температура тела влияет на замедление всех процессов в организме, а жизнь человека в этот период продлевается. Когда человек болеет, его температура увеличивается, часы идут гораздо быстрее.

Лучше всего заниматься физическими упражнениями в период с 10 до 12 часов или с 16 до 18 часов дня. В это время организм полон энергии и сил. Умственная деятельность в это время так же . Творческий подъем наблюдается с 12 до часу ночи. Самые высокие показатели активности в организме человека приходятся на 5-6 часов утра. Многие в это время встают на работу и это правильно. В медицинских учреждениях говорят о том, что роды у женщины в это время проходят безболезненно и спокойно.

Биоритмы во время сна

С детства родители всегда приучают детей ложиться спать с 21 до 23 часов . В это время все процессы жизнедеятельности замедляются, и происходит упадок сил. Если в это время не удалось заснуть, то дальше сделать это будет еще проблематичнее, ведь чем ближе к 24 часам , тем больше возрастает активность. Людям с бессонницей знать об этом особенно полезно. Если не получается ложиться спать в 9 часов вечера, то хотя бы старайтесь это делать в одно и тоже время. Здоровый сон должен длиться 8 часов . Критическим периодом является сон 4-5 часов , это жизненно необходимо для любого организма. Нормальный здоровый человек должен засыпать за 10-15 минут .

На голодный желудок сложно уснуть, поэтому можно организовать небольшой второй ужин, к примеру, съесть яблоко, йогурт или выпить стакан кефира. Главное не переедать. Многие знают, что ночные кошмары напрямую связаны с состоянием и здоровьем человека. Причиной плохого сна могут стать сердечно-сосудистые заболевания. Перед сном следует хорошенько проветрить помещение, ведь в большинстве случае человек храпит из-за недостатка кислорода. Многие не запоминают свои сны, это является положительной характеристикой, так как организм был полностью расслаблен и функция памяти не работала.

Для того чтобы все процессы в организме работали правильно, соблюдайте режим дня. Самым лучшим началом дня будет 6 утра . Контрастный душ и небольшая разминка взбодрит и поможет проснуться. В 7-8 часов утра повышается количество активных веществ. Аллергикам следует быть осторожными в это время. Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь, в этот период организм к этому просто не готов. Самым полезным завтрак будет в период с 7 до 9 утра .

Позавтракать можно , так и на работе, главное чтобы пища не была слишком тяжелой. Антицеллюлитными процедурами лучше всего заняться с 10 до 13 часов . В это время вы добьетесь наибольшего эффекта и результата. Минимальная чувствительность кожи в 9 утра , поэтому от ухода за кожей лица и тела будет мало толку.

С 9 до 10 вечера человек наиболее активен, он с легкостью решает всевозможные умственные задачи. Обед должен быть с 13 до 14 часов дня, так как в это время выделяется самое большое количество желудочного сока. Организм является уязвимым с 13 до 17 часов . Рабочий день должен заканчивается в период с 18 до 19 часов .

Правильно говорят, что после 6 часов вечера есть нельзя, ведь в это время процессы пищеварения значительно замедляются. В позднее время кушать нельзя, так как организм должен отдыхать и не переваривать пищу, к тому же полностью она перевариться все равно не сможет. Полезным фактом для студентов и школьников будет то, что лучше всего память работает с 9 до 10 часов вечера.

Биологические часы

Сам человек может выстроить свои биологические часы, достаточно лишь отказаться от вредных привычек и следить за своей жизнедеятельностью. Работа, сон, отдых и прием пищи каждый день должны быть в одно время. Вредные привычки и неполноценный сон сбивают все биоритмы, нарушая жизнедеятельность организма. Работать всегда следует при хорошей освещенности, желательно при дневном свете. В течение суток человек всегда должен получать достаточное количество теплового облучения.

Специалистами доказано, что уровень здоровья человека гораздо выше, если он соблюдает биологические ритмы.

Биоритмы - цикличность процессов в живом организме. Основные внешние ритмы, влияющие на биоциклы человека - природные (Солнце, Луна…) и социальные (рабочая неделя…) Ведущие внутренние хронометры человеческого организма находятся: в голове (эпифиз, гипоталамус) и в сердце. Биоритмы могут меняться, синхронизируясь с внешними ритмами - циклами освещённости (смена дня и ночи, свет).

Человек со дня рождения находится в трех биологических ритмах — физическом, эмоциональном и интеллектуальном:

23-дневный ритм — это физический ритм, он определяет здоровье, силу и выносливость человека;
28-дневный ритм — это эмоциональный ритм, он влияет на состояние нервной системы, настроение, любовь, оптимизм и т.п.;
33-дневный ритм — это интеллектуальный ритм. Он определяет творческие способности личности. Благоприятные дни 33-дневного ритмического цикла характеризуются творческой активностью, человеку сопутствует удача и успех. В неблагоприятные дни происходит творческий спад.

Каждый из трех долговременных ритмических циклов начинается с рождения человека. Дальнейшее его развитие можно изобразить как синусоиду (график). Чем выше поднимается кривая, тем выше соответствующая этой отметке способность. Чем ниже она падает, тем ниже соответствующая ей энергия. Критическими считаются периодические дни, когда кривая находится на пересечении шкалы. Это неблагоприятное время.

Таким образом, расчет биоритмов совсем несложен. Отталкиваясь от точной даты своего рождения, посчитайте, сколько дней Вы прожили. Для этого 365 дней в году умножьте на количество прожитых лет, а число високосных лет умножьте на 366 дней. Високосными были: 1920, 1924, 1928, 1932, 1936, 1940, 1944, 1948, 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976, 1980,1984, 1988, 1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016 годы.

Подсчитайте общую сумму прожитых дней. Теперь Вы знаете, сколько дней уже живете в этом мире. Разделите это число на количество дней того биоритма, который хотите рассчитать: 23, 28, 33. Остаток покажет Вам, в какой точке кривой Вы находитесь в настоящее время. Например, если остаток равен 12, то идет 12 день того биоритма, который Вы считаете. Это первая половина цикла, обычно она бывает благоприятной. Если цикл на нуле графика, то это плохой день. Кроме того, дни, когда линии биоритмов пересекают горизонтальную линию в центре графика — это так называемые критические дни, когда Ваши способности совершенно непредсказуемы. Человек в такие дни чувствует упадок сил и отсутствие энергии.

Каждый биоритм имеет 3 периода: период высокой энергии, период низкой энергии и критические дни биоритма. Рассмотрим поподробнее:

23-дневный ритм

Высокая энергия (0-11 дни): хорошее физическое самочувствие, устойчивость к стрессам, болезням и высокая жизненная энергия, сильное половое влечение, опасность переоценки своих сил.
Низкая энергия (12-23 дни): повышенная утомляемость, в это время рекомендуется больше отдыхать и беречь силы.
Критические дни (11, 12, 23 дни): пониженная сопротивляемость болезням, склонность к ошибочным действиям.

28-дневный ритм

Высокая энергия (0-14 дни): интенсивная эмоциональная и духовная жизнь, благоприятное время для дружбы и любви, повышение творческих способностей и интереса к новому, склонность к повышенной эмоциональности.
Низкая энергия (14-28 дни): неуверенность в себе, пассивность, недооценка своих возможностей.
Критические дни (14, 28 дни): склонность к душевным конфликтам, снижение сопротивляемости болезням.

33-дневный ритм

Высокая энергия (0-16 дни): способность ясно и логически мыслить, способность к концентрации внимания, хорошая память, творческая активность.
Низкая энергия (17-33 дни): снижение интереса к новым идеям, замедленная реакция, творческий спад.
Критические дни (16, 17, 33 дни): неспособность сконцентрироваться, невнимательность и рассеяность, склонность к ошибочным действиям (большая вероятность аварий).

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

Суточные ритмы по «биологическим часам»

РАННЕЕ УТРО

4-5 часов (по реальному, географическому времени, как и для акупунктурных точек) - организм готовится к пробуждению.

К 5 часам утра начинает снижаться продукция мелатонина, растёт температура тела.

Незадолго до пробуждения, около 5:00 часов утра по географическому, реальному местному времени, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция «гормонов активности» - кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина и сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД), углубляется дыхание. Начинает повышаться температура тела, увеличивается частота фаз быстрого сна, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.

К 7-8 часам у «сов» - пик выброса в кровь кортизола (основного гормона надпочечников). У «жаворонков» - раньше, в 4-5 ч, у остальных хронотипов - около 5-6 ч.

С 7 до 9 утра - подъём, физкультура, завтрак.

9 часов - высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память.

С утра - усвоение новой информации, на свежую голову.

Через два-три часа после пробуждения - поберечь сердце.

9-10 ч - время строить планы, «шевелить мозгами». «Утро вечера мудренее»

9-11 ч - повышается иммунитет.

Эффективны лекарства, усиливающие сопротивляемость организма болезням.

До 11 часов - организм в отличной форме.

12 - уменьшить физические нагрузки.

Активность головного мозга снижается. Кровь приливает к органам пищеварения. Постепенно начинает снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, соответственно, но температура тела растёт и дальше.

13 ± 1 час - обеденный перерыв

13-15 - полуденный и послеобеденный отдых (обед, «тихий час», сиеста)

После 14 часов - минимальна болевая чувствительность, наиболее эффективно и продолжительно действие обезболивающих препаратов.

15 - работает долговременная память. Время - вспомнить и хорошо запомнить нужное.

После 16 - подъём работоспособности.

15-18 ч - самое время заняться спортом. Жажду, в это время, обильно и часто утолять чистой кипяченой водой, горячей или тёплой - в зимнее время (для профилактики простуд, желудочно-кишечных заболеваний и болезней почек). Летом можно и холодную минералку.

16-19 - высокий уровень интеллектуальной активности. Домашние дела

19 ± 1 час - ужин.

Углеводная пища (натуральная - мёд и т.п.) способствует выработке особого гормона - серотонина, который благоприятствует хорошему ночному сну. Мозг активен.

После 19 часов - хорошая реакция

После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память. После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец (повышается иммунитет), температура тела понижается, продолжается обновление клеток.

С 20 до 21 - для здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе

После 21 часа - организм готовится к ночному отдыху, температура тела понижается.

22 часа - время для сна. Иммунитет усилен, чтобы охранять организм во время ночного отдыха.

В первой половине ночи, когда преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотропного гормона, стимулирующего процессы клеточного размножения и роста. Недаром говорят, что во сне мы растем. Происходит регенерация и очищение тканей тела.

2 часа - у тех, кто не спит в это время, возможно состояние депрессии.

3-4 часа - самый глубокий сон. Минимальны температура тела и уровень кортизола, максимально содержание мелатонина в крови.

Биологические ритмы в жизни

Перелёт на самолёте с востока на запад переносится легче, чем с запада на восток. Для адаптации организму (молодому, здоровому) требуются, примерно, сутки на каждый часовой пояс, но не меньше трёх-четырёх дней. Скорость захвата биоритмов человеческого организма внешним ритмом - сильно зависит от разницы их фаз. В среднем, на достаточную адаптацию и акклиматизацию, в новых условиях, уходит полторы недели. Это зависит не от положения стрелок на циферблате часов, а от солнца над головой. Заметно влияют, так же, локальные, местные особенности геомагнитного и прочих полей и излучений, отличающиеся от привычных.

Суточный хронотип человека: утренний (жаворонки), дневной (голуби) и вечерний (совы). Ночная активность «сов» отражается на их здоровье - инфаркты миокарда случаются у них чаще, чем у «жаворонков», быстрее «сгорает» их сердечно-сосудистая система.

Для повышения производительности, эффективности труда - рекомендуется учитывать хронотип, индивидуально для каждого работника, при составлении расписания, графика работы персонала на предприятиях и, особенно - диспетчеров и операторов.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и эргономических требований, режимов труда и отдыха - необходимое условие работы современного предприятия.

Работоспособность резко снижается с тридцати градусов жары, по Цельсию, уменьшаясь вдвое при температуре окружающей среды +33-34°С.

Сменный график режима работы (например, с ночной смены на дневную) - не чаще, чем раз в месяц, учитывая необходимое на адаптацию время (1-2 недели).

Аварийность на производстве и дорожно-транспортные происшествия на дороге чаще происходят в определённые часы:
- с 22-х часов до 4-х - у человека наименьшая скорость ответной реакции.
- между 13 и 15 часами - сначала, общая предобеденная спешка, после - «послеобеденная депрессия».

Для профилактики «послеобеденной депрессии» может быть эффективен отдых после обеда, продолжительностью 10-20 минут или «полуденный сон», но не больше 1,5 часов, иначе будет обратный эффект.

Работоспособность человека выше с 10 до 12 и с 17 до 19 часов.

Спорт

«Специально проведённые исследования и практика спортивной тренировки показывают, что наиболее благоприятный для интенсивных тренировок период - с 9 до 18 часов и что большие по объёму и интенсивности нагрузки нежелательно проводить рано утром и поздно вечером» (Н.А. Агаджанян с соавт., 1989).

Биоритмы человека: Сон

Стараться ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время. Иначе - десинхроноз. Первые 4-5 часов обычного, естественного сна (глубокого, без перерывов) - обязательны, это жизненно необходимый суточный минимум для организма человека.

При бессоннице и для быстрого засыпания (нормально - в течение 5-15 минут):
1) лечь поудобнее, закрыть глаза, ни о чём не думать (уменьшить биоэлектрическую активность мозга);
2) своё внимание сосредоточить на диафрагме (её движении при дыхании) и на внутренних лодыжках (щиколотках) ног.

У крепко спящего человека, основным источником сенсорной информации об окружающей обстановке - становятся уши («чуткий сон»), поэтому, чтобы не просыпаться от шума - нужно обеспечить тишину (в том числе, используя противошумные мягкие «беруши», сделанные из гипоаллергенного полимера, имеющие хороший SNR (шумоподавление), на уровне от 30 дБ и больше), учитывая повышенную чувствительность слуха ночью - при закрытых глазах и во время сна (на 10-14 децибел лучше, по сравнению с дневным временем суток). Громкие, резкие, пугающие звуки - могут надолго разбудить спящего и вызвать бессонницу.

На голодный желудок трудно заснуть, поэтому, ужин - в районе 18-20 ч. или за 2-3 часа до сна. Не переедать на ночь. Обычная продолжительность спокойного сна - 7-9 часов. Важна не только его длительность, но и качество (непрерывность и глубина первых трёх, обязательных циклов, 1.5 х 3 = 4.5 ч.)

Плохой, неспокойный сон, ночные кошмары, с повторяющимся навязчивым сюжетом - могут быть следствием сердечно-сосудистых заболеваний (брадикардия - редкий пульс, аритмии), симптомов храпа и болезни остановок дыхания (апноэ сна), недостатка кислорода в помещении. Аэроионный состав воздуха в квартирах, без проветривания или применения аэроионизатора - так же требует улучшения.

Перед просыпанием - видится сон-фильм (его воспроизведение - сброс балласта нервных напряжений, нереализованных идей, неприятных зрительных картин, накопившихся за прошедшие дни, после переработки и упорядочивания поступившей в кратковременную и долговременную память мозга информации, адаптация к сложным жизненным ситуациям). Чем более интенсивны движения глаз во время «быстрого сна» (REM-фаза) - тем лучше воспроизводится сновидение. В момент засыпания - в сознании возникает серия слайдов или картинок.

Лабораторные исследования показали необходимость REM-фазы сна - для выживания организма. Мышь, лишённая этой фазы сновидений в течение 40 дней - погибала. У людей, при блокировании быстрого сна алкоголем - возникает предрасположенность к галлюцинациям.

Сновидения, в фазе «быстрого сна» (после медленноволнового и перед пробуждением, для подъёма или чтобы «повернуться на другой бок»), появляются, по индивидуальному биоритму - через каждые 90-100 мин. (под утро - циклы сокращаются до первых десятков минут, смотри график на картинке), в соответствии с внутрисуточной цикличностью изменения (повышения) общей температуры тела и перераспределением крови в теле (от его периферии, от конечностей к центру туловища, внутрь), ростом кровяного давления, ускорением частоты дыхания и сердечного пульса.

В запоминании сновидений задействована кратковременная память, поэтому - до 90% содержания сна забывается в течении ближайшего получаса, после пробуждения, если только, в процессе вспоминания, эмоционального переживания, упорядочивания и осмысления, его сюжет не будет записан в долговременную память головного мозга.

Биоритмы человека: запоминание сна

По отзывам энтузиастов-исследователей, практикующих, на высоких уровнях, осознанные сновидения (ОС) - это круче многих современных компьютерных игр.

Сны видят многие, но не все их стараются вспомнить и запомнить, в момент просыпания (особенно, во время коротких пробуждений между первыми циклами, перед возвращением обратно в медленный сон).

Если времени на отдых совсем мало - можно выспаться с 10-11 вечера до 3-4 утра («обязательная программа» - три первых ночных цикла подряд, беспробудно, то есть - продолжительность сна составит 4-5 часов). В этом случае восстанавливаются, последовательно: мозг, тело и физическая сила, эмоциональная сфера.

Необходимая для человеческого организма длительность ночного сна - зависит и от сезона. Зимой - она должна быть, как минимум, на полчаса длиннее, чем в летнее время года.

Естественное снотворное - это усталость и/или определённые моменты в 90-минутных циклах индивидуального биоритма организма, когда понижается температура тела.

Достаточный ночной сон способствует похудению (при избыточном весе - его нормализация). В этом случае - ужин не позднее чем за четыре часа до сна. Ночная еда - исключается, можно только - пить чистую воду, в небольшом количестве (для промывки пищевода, исключения обезвоживания и для скорейшего засыпания). Эффект будет заметнее - при высокой физической нагрузке, в течение светового дня.

От частого недосыпа - организм быстрее изнашивается и стареет. Во время медленноволновой стадии нормального, глубокого сна, происходит контрольное сканирование головным мозгом пищеварительной, дыхательной системы и сердца (как имеющих наиболее чёткую ритмичность), а при быстроволновой - сердечно-сосудистой и лимфатической, репродуктивной и нервной системы, а так же печени, почек, мышц и сухожилий (т.е. органов, не имеющих очевидной короткопериодной ритмики). После сбора и обработки этой информации, осуществляется последовательно-плановое и скоординированное восстановление внутренностей (висцеральной сферы - желудка, кишечника и т.п.) организма. В этом процессе задействованы, в основном, наиболее мощные «вычислительные процессоры», например - в зрительных и моторных зонах коры головного мозга. В случае, когда сильно хочется спать, но, систематически, нет такой возможности - могут возникать физические изменения во внутренних органах и значительно повышается риск развития патологий (язвы желудка и т.п.)

Невыспавшийся и сильно уставший человек, которого клонит в сон, за рулём автомобиля - так же рискует своим здоровьем и опасен для окружающих, как и водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.

Учёные, и не только британские, выяснили, что можно затормозить старение мозга, если стабилизировать свои биоритмы - простым соблюдением режима сна, этого естественного циркадного (то есть, циклически повторяющегося каждые сутки, через 24 часа) ритма.

Внутренний ритм организма - периодичное чередование возможностей и подготовленности организма к тем или иным внешним воздействиям в зависимости от времени суток, годового сезона, возраста человека и других природных периодов. В существовании таких ритмов практически никто из ученых не сомневается, споры идут лишь об их причине и последствиях.

Знание этих ритмов позволяет принимать наиболее верное решение, например, когда лучше всего делать прививку детям, сдавать экзамен, готовить обед, отдыхать, когда опасаться сердечного приступа, пить вино или водить автомобиль и т. д. В течение любого часа дня и ночи реакции на конкретные раздражители человеческого организма различны, но они имеют свойство повторяться в 24-часовом ритме, определяющем жизнедеятельность. Знание работы органов и систем облегчит его «эксплуатацию».

Известно несколько отечественных и зарубежных разработок на тему «наши внутренние часы». В деталях они различаются: каждая имеет свои акценты и оригинальные находки, достойные внимания. Но цель едина: разобраться в этом ритме и действовать в соответствии с ним, а не вопреки.

3.00 - так называемый «час смены». В это время симпатическая часть вегетативной нервной системы берет на себя контроль над организмом. В результате сужения кровеносных сосудов кожи начинается «фаза разогрева», во время которой возрастает температура тела, а организм постепенно готовится к работе.

4.00 - многим начинает не хватать воздуха. При некоторых болезнях легкие могут быть в эту пору самой слабой частью организма. Гладкие мышцы бронхов сокращаются, дыхательные пути максимально сужены, вдохнуть воздух становится трудно. Здоровые люди не ощущают ничего.

5.00 - до почек не доходит почти ничего. Активность почек минимальна. В течение всей ночи они отправляли меньше мочи в мочевой пузырь и удаляли меньше вредных веществ. В этом случае биологический ритм для нас благоприятен, так как если бы почки были одинаково активны все время, то приходилось бы вскакивать среди ночи неоднократно.

6.00 - время начала активности. «Внутренние часы» пробуждают все системы. Сердце начинает работать быстрее, артериальное давление возрастает. В крови появляется больше глюкозы и аминокислот, необходимых клеткам для получения энергии и материалов для синтеза веществ, поддерживающих жизненные процессы.

7.00 - с утренними калориями забот меньше. Пищеварительный тракт в самом высоком тонусе, это самый подходящий момент для опорожнения нижнего отдела толстой кишки. И желудок в лучшей форме - он легко справится с завтраком. Большая часть поступивших с пищей углеводов в процессе метаболизма превратится в энергию, которая в ближайшие часы будет использована. Поэтому утренние калории вызывают меньше забот даже при избытке веса. Концентрация в крови мужского полового гормона (тестостерона) на 40% выше, чем в полночь. Поэтому многие мужчины ощущают самую сильную сексуальную потребность, не имея времени на ее удовлетворение (маленький стресс!).

8.00 - сердце в опасности! В эти часы сердце отягощает не только рост артериального давления и ускорение ритма сокращений. Появляется иная опасность особенно для больного сердца, венозные сосуды которого сужены из-за атеросклеротического процесса. Слипание тромбоцитов (кровяных пластинок) достигает суточного максимума. Это значит, что тромбоциты имеют наибольшую склонность к образованию кровяных сгустков (тромбов), которые могут полностью перекрыть уже суженные кровеносные сосуды сердечной мышцы. Самым тяжелым последствием этого может стать инфаркт миокарда.

9.00 - максимум кортизона, минимум лимфоцитов. Кортизон - гормон коры надпочечников - достигает максимального содержания в крови. Одним из последствий этого является уменьшение числа лимфоцитов до самого низкого уровня в течение суток. Поскольку лимфоциты играют особо важную роль в иммунной системе, сила защитных реакций организма резко снижается. Поэтому факторы, вызывающие инфекционные заболевания, могут легко проявить свое опасное действие.

10.00 - мозг полностью активен. Это самая подходящая пора для интенсивной умственной деятельности. Лучше всего функционирует также кратковременная память, хранящая информацию только в течение нескольких часов. Общее настроение достигает максимума.

11.00 - самый благоприятный момент дня. Большинство телесных функций - на самых высоких показателях. Организм способен выполнить любые задания.

12.00 - с этого момента только «под гору». «Полуденный максимум» еще продолжается, но способность к максимальной отдаче начинает снижаться. Конечно, после достижения пика активности необходим отдых.

13.00 - ритм принуждает нас к отдыху. Сонливость в течение дня наступает каждые 4 часа и это совершенно естественный физиологический цикл. Просто у людей в разном возрасте и с иными установками активности он имеет разную интенсивность - от небольшой зевоты и желания подремать до засыпания «на ходу». Наиболее ярко этот цикл проявляется около 13.00. Тот, кто должен в это время работать, вынужден применять больше усилий, а результаты при этом – значительно ниже, так как производительность снижается в среднем на 20%.

14.00 - сделай в конце концов передышку для себя. «Послеполуденный минимум» продолжается. Тело и разум - в своеобразном расслаблении, не способны на мобилизацию. Отдых просто необходим.

15.00 - новый прилив сил. Способность к напряжению начинает возвращаться. «Внутренние часы» переставляют вегетативную нервную систему: от ее симпатического отдела, обеспечивающего высокую отдачу, к парасимпатическому, управляющему периодом покоя. Результаты ощущаются, однако, с большим опозданием, только через несколько часов.

16.00 - время профилактических прививок. В это время прививки наиболее продуктивны, так как вызывают самую меньшую иммунную реакцию, отличаясь этим от утренних прививок. Думаете, врачи не знают об этом? Нет, просто им удобнее делать прививки утром, а то подопечные (студенты, школьники) разбегутся, не дождавшись «таких противных» прививок, а то, что они жизненно необходимы, не желает знать ни подрастающее поколение, ни невнимательные к своему здоровью взрослые.

17.00 - повторный пик. Способность человека к усилию достигает второго, хотя и несколько меньшего максимума. Сердце вновь перекачивает больше крови, мышцы сильнее. Если теперь у вас есть возможность, займитесь физическими упражнениями, получите наибольший заряд энергии. Это также время для стаканчика вина. В поздние послеполуденные часы организм перерабатывает алкоголь в 5 раз легче, чем ранним утром. Но... напомним, пить - все-таки вредно!

18.00 - стремление к покою и отдыху. Температура тела в это время самая высокая - около 37,4 ОС, т.е. на 1 градус выше, чем в 3.00 утра. Но с этого времени температура тела будет постепенно снижаться (конечно, у здорового человека). Одновременно замедляют свой темп важные функции организма, физическая потенция уменьшается, начинает превалировать стремление к отдыху и покою.

19.00 - совсем не подходящее время для стрессов. Самые лучшие для организма часы уже позади. Даже на стресс организм реагирует явно слабее. В аналогичной стрессовой ситуации в полдень число сердечных сокращений увеличивается на 35%, а сейчас - только на 25%.

20.00 - пик автоводительских способностей. В это время водители реагируют очень быстро и верно. Время реакции - самое короткое в течение суток и составляет 0,095 с. В 22.00 человек реагирует значительно медленнее, а в 2.00 - рефлекс «просто никуда», с 7.00 возвращается сносное время для рефлекса.

21.00 - «стоп» для желудка и кишечника. Пищеварительный тракт уже отдыхает Желудок способен выделить очень мало пищеварительного секрета; около полуночи выделение прекращается почти полностью. Поэтому обильный ужин «камнем лежит в желудке» и может серьезно нарушать сон (помните об этом пожилые люди, ведь желудок давит на сердце, когда вы лежите!).

22.00 - дети растут во сне! Гипофиз ребенка приблизительно через час после того, как он заснул, выделяет очень много гормонов роста. Действуют они, в частности, на ростовые хрящи трубчатых костей, возбуждая в них усиленное деление клеток. Родители, помните – дети растут во сне!

23.00 - лучше всего быть в постели. Сон до полуночи - самый здоровый. Нам могут возразить, что это - у «жаворонков», а «совам» лучше засыпать попозже, так как у них в это время период самой плодотворной работы. Все правильно, однако исследования 80-90-х годов показали, что «птичья» установка отнюдь не врожденное, а приобретенное состояние (сознательное насилие над естественным биоритмом), и в первой половине ночи сон крепкий, глубокий, во второй - неспокойный, сопровождающийся сновидениями.

Само собой разумеется, что нет абсолютной регламентации жизни человеческого организма в течение суток. Но деятельность организма накладывает свой отпечаток не только индивидуальность каждого человека, но и пресловутые «переводы времени».

Под биологическими ритмами здоровья понимается цикличность происходящих в организме процессов. На внутренние ритмы человека влияют внешние факторы:

  • природные (излучения Луны, Земли и Солнца);
  • социальные (смены на предприятии).

Изучением биоритмов занимаются биоритмологи или хронобиологи. Они считаются, что биоритмы это периодические процессы, которые происходят в живой материи. Эти процессы могут охватывать абсолютно разные временные промежутки: от пары секунд до десятков лет. Изменение биологических ритмов может быть вызвано различными процессами. Они могут быть и внешними (приливы и отливы), и внутренними (работа сердца).

Классификация биоритмов

Основным критерием для разделения ритмов по группам является их продолжительность. Хронибиологи выделят три типа биологических ритмов человека. Самые длительные называются низкочастотными. Амплитуда таких колебаний в работе организма определяется лунными, сезонными, месячными или недельными промежутками. В качестве примеров процессов, подчиняющихся низкочастотным ритмам, можно выделать работу эндокринной и половой системы.

Ко второй группе относятся среднечастотные ритмы. Они ограничены временным промежутком от 30 минут до 6 дней. По законам таких колебаний работает обменный процесс и процесс деления клеток в организме. Периоды сна и бодрствования также подчиняются этим биоритмам.

Ритмы с высокой частоты длятся менее 30 минут. Они определяются работу кишечника, сердечной мышцы, легких и скорость биохимических реакций.

Кроме названных выше типов, есть еще фиксированные биоритмы. Под ними понимаются ритмы, длительность которых всегда равна 90 минутам. Это, например, эмоциональные колебания, смена фаз сна, периоды концентрации и обостренного внимания.

Особый интерес вызывает тот факт, что биологические циклы могут передаваться по наследству и обуславливаются генетически. Экология также оказывает на них влияние.

Виды биологических ритмов

С рождения человеческий организм подчиняется влиянию трех ритмов:

  • интеллектуального,
  • эмоционального,
  • физического.

Интеллектуальный биологический ритм человека определяет его умственные способности. Кроме этого, он отвечает за осторожность и рациональность действий в поведении. Сильнее всего прочувствовать влияние этого биоритма могут представители интеллектуальных профессий: преподаватели, ученые, профессора и финансисты. От интеллектуальных биоциклов зависит способность к концентрации и восприятию информации.

За настроение человека отвечает эмоциональный биоритм. Он влияет на восприятие и чувствительность, а также может преображать спектр ощущений человека. Именно из-за этого ритма люди склонны к смене настроения в течение дня. Он отвечает за творческое начало, интуицию и способность к сопереживанию. Женщины и люди с художественным складом более подвержены воздействию этого цикла. Эмоциональное состояние, вызванное колебаниями данного ритма, влияет на семейные отношение, любовь, секс.

Физический биоритм напрямую связан с работой организма человека. Он определяет внутреннюю энергию, выносливость, скорость реакции и метаболизма. Достигая своего пика, данный биологический ритм увеличивает способность организма к восстановлению. Особенную важность это представляет для спортсменов и людей, чья деятельность связана с физической активностью.


Смена биоритмов в течение дня

Самые заметные изменения биологических ритмов наблюдаются в течении полного дня. Они определяют благоприятные часы для работы, сна, отдыха, усваивания новой информации, приема пищи и занятий спортом. Так, например, период с 7 до 8 утра является самым удачным для завтрака, а время с 16 до 18 часов наиболее подходит для интеллектуальной работы.

Суточные биоритмы человека легко и быстро подстраиваются под часовые пояса. Процесс работы организма человека напоминает внутренние часы. И, как в случае перехода на зимнее время, при смене пояса организм сам «переводит стрелки» в нужном ему направлении.

Показатели биологических ритмов могут несколько колебаться в пользу индивидуальных особенностей человеческого организма. К тому же, существуют несколько хронотипов, которые обладают отличными суточными биоритмами.

Хронотипы человека

По характеру суточной активности выделяют три типа людей:

  • совы,
  • жаворонки,
  • голуби.

Примечательным является то, что лишь небольшой процент людей являются полностью хронотипичными. Подавляющее большинство представляют переходные формы между «совами» и «голубями» и «голубями» и «жаворонками».

«Люди-совы» обычно ложатся спать после полуночи, встают поздно и наиболее активно в вечернее и ночное время. Поведение «жаворонков» противоположно: они рано встают, раньше ложатся спать и более активны в начале дня.

С «голубями» все обстоит интереснее. Они встают позже, чем «жаворонки», но и спать идут ближе к полуночи. Их активность в течение дня более равномерно распределена. Принято считать, что «голуби» являются лишь адаптированной формой. То есть люди, которые живут с таким биологическим ритмом просто подстраиваются под график работы или учебы, в то время как два других хронотипа обладают своими особенностями с рождения.

Резкая смена распорядка дня может вызвать ухудшение самочувствия, неконтролируемые перепады настроения. Бороться с таким состоянием будет крайне сложно, а восстановить нормальный ритм функционирования организма трудно. Поэтому четкий режим дня - это не роскошь, а способ всегда быть в хорошем расположении духа.

Биологические ритмы внутренних органов человека

Особое значения для человека и его здоровья имеют не только биологические ритмы организма, но и отдельных частей. Каждый орган является самостоятельной единицей и работает в своем ритме, который также меняется в течение дня.

Время с 1 до 3 ночи считается периодом печени. С 7 до 9 утра лучше всего работает желудок. Именно поэтому завтра называют самым важным приемом пищи. С 11 до 13 часов дня самое благоприятное время для сердечной мышцы, поэтому тренировки, проводимые в это время, дают больший результат. С 15 до 17 часов активнее всего работает мочевой. Некоторые люди отмечают, что они испытывают более сильные и частые позывы в туалет в этот промежуток времени. Время почек начинается в 5 часов вечера и заканчивается в 7.

Сбить работу своих внутренних органов можно неправильным питанием, несоблюдением режима сна, чрезмерными физическими и психологическими нагрузками.

Способы расчета биоритмов

Если человек знает, как работает его организм, он может с большей эффективностью планировать свою трудовую, учебную и другие виды деятельности. Определить биоритмы здоровья достаточно просто. Результат будет верен для всех хронобиологических типов.

Для расчета точных биологически циклов организма нужно количество дней в году умножить на возраст, за исключением високосных годов. Затем количество високосных лет умножить на 366 дней. Оба получившихся показателя складываются. После этого нужно разделить получившееся число на 23, 28 или 33, в зависимости от того, какой ритм нужно рассчитать.

Как известно, каждое колебание биологического ритма проходит три стадии: фазу низкой энергии, фазу высокой энергии и критические дни. Если нужно узнать физическое состояние, то оно определяется 23-дневным циклом. Первые 11 дней будут днями хорошего самочувствия, большей устойчивости к стрессам, полового влечения. С 12 по 23 дней проявляется повышенная утомляемость, слабость, плохой сон. В этот период нужно больше отдыхать. Дни под номерами 11, 12 и 23 можно считать критическими.

Цикл в 28 дней определяет эмоциональные показатели. В первые 14 дней энергия будет высокой. Это благоприятное время для дружбы, любви и отношений. Человека будут переполнять эмоции, все творческие способности обострятся. Период с 14 по 28 станет временем упадка эмоциональных сил, пассивности, сниженной работоспособности. Критических дней в цикле всего два: 14 и 28. Они характеризуются возникновением конфликтов и снижением иммунитета.

Интеллектуальный цикл длится 33 дня. В первые 16 дней наблюдается способность мыслить ясно и четко, повышенная концентрация, хорошая память и общая умственная активность. В оставшиеся дни цикла реакции замедленны, наступает творческий спад и снижение интереса ко всему. В три критических дня цикла (16, 17, 33) становится крайне трудно сконцентрироваться, появляются ошибки в работе, рассеянность, возраст риск аварий и других происшествий из-за невнимательности.

Для более быстрого расчета можно воспользоваться калькулятором биоритмов человека. В Интернете можно найти много разных ресурсов, где помимо самих приложений для расчета, можно ознакомиться с отзывами реальных людей о них.

Знание биологических ритмов организма может помочь человеку в достижении его целей, гармонизации межличностных отношений и жизни в целом. Также это благоприятно скажется на физиологии и эмоциональном состоянии.

Е.С. Симакова

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

УДК 373:811.161.1

ББК 81.2Рус-922

Симакова, Елена Святославовна

С37 ЕГЭ–2017: Русский язык: 40 тренировочных вариантов

экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.С. Симакова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 319, с. - (ЕГЭ–2017. Большой сборник тренировочных вариантов) ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») Вниманию школьников и абитуриентов предлагается поcобие для подготовки к ЕГЭ, которое содержит 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ.

Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности.

В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания задания с развёрнутым ответом части 2.

УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») © Симакова Е.С.

© ООО «Издательство АСТ»


........................ 143 Инструкция по выполнению работы..... 5 Вариант 22......................... 150 Вариант 1.......................... 6 Вариант 23......................... 158 Вариант 24......................... 165 Вариант 2.......................... 13 Вариант 25......................... 172 Вариант 3.......................... 20 Вариант 26.................

–  –  –

Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных организаций, абитуриентов, учителей. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену, а именно варианты тестов для самоконтроля, снабжённые ответами, рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Структура экзаменационной работы, типы заданий различной сложности в каждом варианте разработаны по «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку» и «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку», составленными

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В каждый тест включены следующие задания:

Совершенствующие умение осознавать связь и последовательность предложений в тексте;

Формирующие способность определять и квалифицировать средства речевой выразительности;

Развивающие орфографические и пунктуационные навыки;

Повышающие речевую культуру учащихся, в том числе улучшающие знание норм современного русского литературного языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические и другие нормы);

Обучающие сочинению на основе предложенного текста.

Выполнение тренировочных заданий служит подготовкой к тестированию: с одной стороны, обучающийся осваивает тестовую форму контроля, а с другой - повышает собственный уровень знания всех разделов науки о языке, приобретает и совершенствует необходимые для сдачи ЕГЭ умения. Пособие создаёт условия для систематической работы и планомерного повторения школьного курса русского языка.

Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ (всего 1000 заданий). Все задания снабжены ответами, которые помогут проконтролировать качество знаний.

В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий - Федерального института педагогических измерений:

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха! ВАРИАНТ 1

Часть 1 Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

(1)В Норвегии сохранилось больше 20 церквей, построенных на закате эпохи викингов по весьма хитроумной технологии. (2)Викинги давно потеряли свою конкретно-историческую сущность и занимают место на полке рядом с троллями на правах неопределённой древности. (3)… у них есть история, конец которой пришёлся на XI век, когда Норвегия стала христианской. (4)По всей стране начали усердно строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, позволяющей заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на брёвнышки, как конструктор, и перевезти на другое место. (5)Поэтому церкви часто дарили королям или просто хорошим людям, покупали и продавали. (6)Чем богаче община, тем пышнее резные порталы, украшенные драконами и прочей старомодной нечистью - на тот случай, если вдруг христианские святые не помогут.

1) Конец эпохи викингов ознаменовался строительством деревянных разборных церквей.

2) Более 20 церквей, сохранившихся в Норвегии с эпохи викингов, имеют каркасную систему и могут быть разобраны и перевезены на новое место.

3) Разборные деревянные церкви с особой каркасной системой сохранились в Норвегии с конца эпохи викингов.

4) В XI веке Норвегия стала христианской, и по всей стране начали строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, которые можно было продавать, покупать или дарить.

5) В разборных деревянных церквях в Норвегии резные порталы украшены не только изображениями христианских святых, но и драконами и нечистью.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) история. История средних веков.

3) Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

4) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

–  –  –

Договоры о ДОВЕРИТЕЛЬНОМ управлении имуществом подопечного, связанные с недвижимостью, подлежат обязательной государственной регистрации.

ДОВЕРЕННОЕ лицо выполнило просьбу доверителя.

С возрастом британские котята у моих знакомых начали ДУРЕТЬ: они полысели и мех потерял блеск.

Народ стекался туда в кинозал, несмотря на БУДНИЙ день.

В ВАРОЧНОМ цехе было сыро и холодно.

–  –  –

8 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

–  –  –

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«ТО(ЖЕ) мне герой!» - воскликнула (В)СЕРДЦАХ Тамара.

(И)ТАК, это (НА)РЕДКОСТЬ дивное растение нуждается в тщательном уходе.

Разведчик был (НА)ЧЕКУ и смотрел (В)ОБА.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ курс доллара снизился, (НЕ)СМОТРЯ на прогнозы финансовых аналитиков.

По жизни они шли РУКА(ОБ)РУКУ, (ПО)ЭТОМУ легче преодолевали трудности.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Недюжи(1)ый ум, изыска(2)ые манеры и дисциплинирова(3)ость помогли Суворовы стать известным вое(4)чальником.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Ты и песнь моя обручальная и звезда моя сумасшедшая. (Н. З.)

3) Печь была жарко натоплена и в ней варился обед… (М. Л.).

4) Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни. (Ф. Д.)

5) Кухарке приказали прибирать со стола как можно тише и не стучать посудой и ногами. (А. Ч.)

Ответ:

10 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

А танк (1) всё увеличивая скорость (2) всё сильнее охватываемый (3) широко мотающимся по броне (4) огнём (5) тараном вонзился (6) вошёл в эту тьму (7) сомкнувшую орудие (8) стал поворачиваться вправо и влево на одном месте…. (Ю. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в девичьей становится уже совсем темно, и Ковалёв (2) наконец (3) решается посмотреть, не едет ли Судак. (И. Б.) Был у неё незаурядный читательский талант, а (4) может (5) и своего рода гениальность. (Л. У.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие тучки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестрели разноцветные клетки окрестных полей. (И. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. (В. Н.) Ответ:.

–  –  –

(1)В маленькой тёмной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. (2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными. (3)Волчица казалась совсем молодой, - она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-жёлтыми глазами. (4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (5)Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки.

(8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и мужественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным:

шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подымала вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

ВАРИАНТ 1 (15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, - прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

(17)Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но только один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, - она была счастлива в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она-то, конечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбухшим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепенно оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*) * Майя Диасовна Валеева (р. 1962) - татарская писательница, автор книг о мире природы и человека.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В зоопарке паре волков не дали имён, хотя другие животные не оставались безымянными.

2) Волка жестоко избили за попытку побега, и теперь он, медленно передвигаясь по клетке, подволакивал задние лапы.

3) Ежегодно волчица приносила детёнышей, которых забирали и продавали в цирк.

4) Волки ненавидели людей и пугали их диким воем.

5) Если к клетке подходили люди, привозившие мясо, то волки прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

–  –  –

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

–  –  –

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Внутренние ритмы человека примерно соответствуют суткам: человек засыпает и просыпается с периодичностью 24 плюс-минус три часа. (2)Ориентируясь на зрение, мозг выбрасывает в кровь мелатонин - гормон сна, не позволяя организму отставать или опережать суточные ритмы. (3)При быстрой смене часового пояса выработка мелатонина сбивается с устоявшегося графика и биологические ритмы дрейфуют. (4)Сбои в смене дня и ночи нарушают и цикличность выработки кортизола - одного из гормонов бодрствования. (5)У большинства людей его уровень в крови нарастает с полуночи, достигая максимальной концентрации к 6–8 часам утра, когда почти прекращается выработка мелатонина. (6)…, если вовремя не засыпать, организм ответит сонливостью днём и бессонницей в ночное время. (7)Следствием хронического нарушения выработки этих гормонов становятся ожирение и заболевания сердца.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Суточные ритмы человека связаны с выбросами в кровь гормонов сна и бодрствования, нарушение режима ведёт к неправильной выработке этих гормонов и заболеваниям.

2) При быстрой смене часового пояса биологические ритмы человека сбиваются.

3) Регулирующие суточные ритмы человека гормоны мелатонин и кортизол определяют периоды сна и бодрствования человека, нарушения в их выработке отрицательно влияют на здоровье.

4) Мозг выбрасывает в кровь человека гормоны мелатонин и кортизол, ориентируясь на зрение.

5) Сбои в смене дня и ночи и хроническое недосыпание ведут к ожирению и заболеваниям сердца.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗМ, -а, м.

1) Живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы.

2) Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм.

3) Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий организм.

Ослабленный организм.

–  –  –

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

АБОНЕНТ библиотеки получил книгу, присланную из столицы.

Матери на юбилей подарили сумочку их КРОКОДИЛЬЕЙ кожи.

КУЛАЧНЫЕ бои были старинным русским развлечением.

Племянником Анны оказался НЕПРИМЕТЛИВЫЙ и ко всему равнодушный мальчик.

Конфликт быстро разрешился, благодаря ПОЛИТИЧНОМУ подходу руководителя.

–  –  –

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.