Причины возникновения ринолалии и способы лечения. ​Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания Носовой оттенок голоса наименее выражен при произнесении

Тванг – это прием в вокале, который помогает петь громко и звонко. Ниже вас ждут лайфхаки для голоса — упражнения и распевки на тванг, назальный и оральный.

Если вы до сих пор не знаете, как петь с твангом, советую сначала прочесть статью . Где мы подробно разобрали голоса. И только после этого возвращайтесь сюда. Потому что сегодня мы займемся практикой , а без теории она невозможна.

Для тех вокалистов, кто уже в курсе, как работает этот прием, просто напомню технику тванга :

  • высокая гортань
  • высокое положение языка
  • сжатие мышц над связками, вверху гортани
  • очень мало выдоха

Необходимо соблюдать ВСЕ четыре пункта выше, чтобы упражнения на тванг получились с первого раза.

Помните, если вы новичок и только осваиваете «тванговый» звук — НЕ пойте громко ! Выдавливать голос из себя нельзя, иначе очень легко включить ложные связки и получить зажим. Если все сделаете правильно, тванг обязательно появится в голосе сам, а вокал станет сильнее и свободнее.

Готовы? Тогда вот четыре «тванговых» лайфхака для голоса.

Упражнение #1. Тванг при разговоре.

Легче всего почувствовать тванг в собственной речи. В разговорной позиции. Этот режим пения в западных методиках также называют «Speech voice» . Когда вы не прикладываете специальных усилий при пении, а просто... говорите!

Практически все люди рождаются с небольшим твангом в голосе. Но когда начинают петь, теряют разговорный тембр — тот самый «speech». И поют другим звуком, писклявым, глухим или зажатым, либо уходят в фальцет.

Было ли у вас такое? Если да, то для начала попробуйте не петь, а говорить с твангом. Найдите его на разговорных нотах. В удобном вам голоса, на примарном тоне.

Для этого, как мы выяснили в прошлой статье, можно мяукать, крякать и изображать голос капризного ребенка, плач новорожденного, крик чайки — все это поможет в поисках тванга. Смело издавайте странные резкие звуки. Отлично, если они получаются носовыми и пронзительными.

А теперь ловите лайфхак!

Моим ученикам на уроках вокала помогает образ Дженис из сериала «Друзья». Помните ее тембр? Попробуйте скопировать знаменитую фразочку — «Oh, my God!» .

Произнесите эти слова максимально «противным» голосом, с назальным твангом. Вот видео, чтобы освежить вашу память.

Это отличный пример, как работает тванг. И как сильно он влияет на тембр вокалиста!

Того же эффекта вы можете добиться и при пении. Звучать громче без напряжения.

Многие морщатся от разговорных упражнений на тванг: «Неужели я буду петь таким противным голосом?!» Да, первое время нужно пройти через этап резкого противного звука. Примите свой голос таким!

Для начала я советую петь и говорить с носовым твангом постоянно – даже в жизни. Назальность помогает ощущать голос максимально свободно, без зажимов. На носовом тванге легче сделать гортань узкой и поднять язык, легче управлять дыханием.

Именно эти навыки мы и отработаем ниже. Начнем с упражнений и распевок для носового тванга.

Как петь с назальным твангом?

Для техники назального тванга есть один прием, который мы используем на уроках с учениками. Вам нужно посмеяться. Но не просто так – ваш смех должен быть очень злорадным !

Вспомните, как смеются отрицательные персонажи из мультфильмов. Баба Яга или злая ведьма из сказки. Это может быть и ваш любимый злодей.

Посмейтесь дерзко и с удовольствием! Будто вы только что совершили какую-то подлость. Примерно вот так:

Посмейтесь на самых верхних нотах и спуститесь до грудного звучания. Задействуйте все своего голоса. Например так:

Лучше сделать это одному дома, чтобы никого не стесняться, а посмеяться от души. Найти подходящую злую эмоцию. Однако, не переусердствуйте! Смех не должен быть надрывным или громким.

Упражнение #2. Распевка на назальный тванг со смехом ведьмы.

А теперь используем этот дерзкий смех как распевку.

Техника выполнения упражнения на назальный тванг:

  • поднимите гортань и спинку языка
  • посмейтесь очень злорадно
  • почувствуйте резонацию голоса в носу и лице
  • спойте ноты таким же смехом

Напомню, при назальном тванге звук плоский и резонирует преимущественно в носовых пазухах. Не зря его зовут «вокальный нос». Спуститесь вниз на слог «ХИ», словно продолжаете смеяться .

Спойте пять ступеней вниз по квинте:

Вот пример, как звучит это упражнение:

А теперь ваша очередь. Постарайтесь не петь, а изображать злодея!

Распевка на назальный тванг вместе с аккомпанементом:

Не теряйте назальный звук. Внимание, назальный а не гнусавый! В чем отличие – читайте в о гнусавости и «вокальном» носе.

Упражнение #3. Носовой тванг. Дразнящий детский тембр.

Чем более дерзкий звук у вас получился в предыдущем упражнении, тем ярче носовой тванг. Именно дерзость в голосе, яркий злорадный звук дают назальность.

Еще одна распевка поможет найти нужную эмоцию. Вспомните, как дразнятся дети . В американских фильмах зловредные дети часто поют детскую песню-дразнилку:

Мы превратим эту песенку в распевку на носовой тванг.
Представьте, что вам пять лет, и вы вредный проказливый ребенок. Подразнитесь! Постарайтесь больше говорить, чем петь.

Ваша очередь — распевка на носовой тванг с аккомпанементом:

Сделайте звук намеренно резким и «противным». Если слог «НЯ» звучит плоско, близко к «НЕ» или «НИ» из-за назальности, это нормально! Не теряйте носовой призвук на верхних нотах и не переходите на фальцет. Если такое происходит — выдыхайте меньше и сбавьте громкость .

Как добавить оральный тванг в вокал?

Надеюсь, у вас получилось освоить «вокальный» нос. Он получается у всех почти сразу. Многим певцам приходится проходить через назальность долгое время, пока мышцы языка и гортани привыкнут к нужному положению, а дыхание придет в баланс. Однако, одного резонирования носа для полноценного вокала недостаточно.

Техника орального тванга в следующем : вам нужно сделать все также как и при носовом тванге, но открыть рот и поднять мягкое небо .

Именно высокое мягкое небо помогает получить оральный тванг и дает объем голосу. Посмотрите на картинку. Какое положение неба должно быть при носовом тванге:

Как вы видите, небо опустилось и закрывает вход в ротовую полость. Звук может пойти только в нос и носовые пазухи:

А теперь посмотрите, что происходит, когда вы хотите добавить оральный тванг в вокал:

Data-medium-file="https://i0.wp..jpg?fit=300%2C214&ssl=1" data-large-file="https://i0.wp..jpg?fit=640%2C458&ssl=1" class="aligncenter size-large wp-image-2229" src="http://ovocale.ru/wp-content/uploads/2018/11/%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B8%CC%86-%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B31-1024x732.jpg" alt="" width="640" height="458" srcset="https://i0.wp..jpg?resize=1024%2C732&ssl=1 1024w, https://i0.wp..jpg?resize=300%2C214&ssl=1 300w, https://i0.wp..jpg?resize=768%2C549&ssl=1 768w, https://i0.wp..jpg?resize=600%2C429&ssl=1 600w, https://i0.wp..jpg?resize=700%2C500&ssl=1 700w, https://i0.wp..jpg?resize=520%2C372&ssl=1 520w, https://i0.wp..jpg?resize=360%2C257&ssl=1 360w, https://i0.wp..jpg?resize=250%2C179&ssl=1 250w, https://i0.wp..jpg?resize=100%2C71&ssl=1 100w, https://i0.wp..jpg?w=1280&ssl=1 1280w, https://i0.wp..jpg?w=1920&ssl=1 1920w" sizes="(max-width: 640px) 100vw, 640px">

Мягкое небо поднимается! У звука есть доступ ко рту, в голосе появляется объем.

Благодаря мягкому небу, вы можете решать, какой вид тванга использовать при пении — оральный или назальный. Опуская небо, вы контролируете носовой призвук . И добавляете «вокального» носа больше или меньше.

О трёх положениях мягкого неба и как оно влияет на вокал, мы еще поговорим в следующих статьях, а также потренируемся поднимать и опускать его на подходящих распевках.

А теперь упражнения на оральный тванг!

Упражнение # 4. Оральны й тванг. Распевка на смех.

Для работы с оральным твангом начнем также с разговорного звука. Вернемся к распевке на уже известный вам смех ведьмы. Споем эту упражнение еще раз, и добавим повтор фразы на букве «И».

Для начала найдите резонацию в носу на смехе, чтобы голос звучал резко с носовым твангом . А потом откройте рот шире и поднимите мягкое небо на гласном звуке. Перейдя к оральному твангу .

Как вы слышите, смех помогает оставаться в назальности, но уже приближает вас к настоящему пению твангом на гласном звуке. Помните, горло не зажимается, а гортань высокая и узкая.

Ваша очередь — ниже распевка на оральный тванг под аккомпанемент.

Первый раз отрывисто говорим с носовым призвуком, второй поём плавно , соединяя звуки и открывая рот:

Упражнение #5. Оральный тванг. Распевка-дразнилка.

Возьмем распевку-дразнилку уже известную вам из упражнения на носовой тванг. Техника та же, как и в предыдущий раз. Дразнимся с назальным звуком на слог «НЯ», потом открываем рот шире и переходим к оральному твангу на слоге «НА».

Ваша очередь — упражнение на оральный тванг под аккомпанемент:

Открывайте рот широко на второй фразе, когда переходите к оральному твнагу на слоге «НА», но выдыхайте мало, практически не дышите !

Также не забывайте поднимать небо , чтобы не было гнусавости. В упражнениях на назальный тванг гнусавость не имеет такого большого значения. Зато при оральным она более заметна.

Как применять оральный и назальный тванг в песне?

Если на какой-то ноте голос звучит глухо, тихо, а звук «рассыпается» – спойте ее носовым твангом. Именно назальным, противным. Посмейтесь, как ведьма или злодей на этой ноте на слог «ХИ», подразнитесь как дерзкий ребенок на слог «НЯ».

А потом по схеме выше переводите в более открытый звук , например, на слоге «НА». Поднимайте мягкое небо и открывайте рот, добавляя оральный тванг. Мышцы гортани и языка запомнят положение именно на этой строчке. А вы сможете лучше контролировать дыхание и не «рассыпать» звук, выдыхать меньше.

И только когда вы добились яркого звонкого тембра на сложных нотах, спойте их со словами песни . Сохраняя тванг.

Для тванга полезно тренировать мышцы вокального тракта, как в спортзале. Сначала беззвучно поднимать и опускать гортань и небо. Отдельно тренировать выдох – равномерный и собранный. А потом соединять эти навыки вместе в распевках. И только когда у вас получаются упражнения с твангом на автомате можно переходить к песням.

Напишите мне в комментариях, получилось ли у вас найти тванг в голосе с первого раза и как вам помогли распевки. Может быть, у вас есть собственные лайфхаки для голоса на поиски тванга? Буду рада узнать о них от вас!

А если возникнут вопросы, жду вас на своих консультациях по Скайпу!

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, чтобы не пропустить новые полезные статьи.

Вам понравится:


Пассивная гимнастика носит такое название, потому что движения органов артикуляции выполняются логопедом.

    капать жидкость из пипетки на корень языка, голова ребенка при этом несколько откинута назад. Это упражнение стимулирует поднятие мягкого неба. При его выполнении вместо воды можно использовать сок;

    слегка надавливать на корень языка шпателем; выполнение этого упражнения требует определенной осторожности, так как резкие движения могут вызвать рвотный рефлекс.

Активная гимнастика мягкого неба.

Пассивная гимнастика сочетается со специальными упражнени-ями для активизации небной занавески:

    полоскать горло с запрокинутой головой маленькими глотка-ми. Это упражнение производит наибольший эффект, если при его выполнении вместо воды использовать тяжелую жидкость типа кефира, негустого йогурта или киселя;

    произвольно покашливать; при этом покашливание производится не на уровне гортани, как это делается, когда присутствуют неприятные ощущения в горле, а на уровне мягкого неба. Эти действия вызывают рефлекторное сокращение мышц задней стенки глотки и способствуют возникновению полноценного небно-глоточного смыкания. Сначала покашливание производится с высунутым языком. Воздушный поток при этом направляется в ротовую полость. Таким образом, выполняя задание, помимо активизации мягкого неба, дети тренируются в выработке направленной воздушной струи;

    имитировать позевывание. Упражнение улучшает кровообращение головного мозга и усиливает отток венозной крови;

    утрированно произносить гласные А-Э-О на твердой атаке. При этом увеличивается давление в ротовой полости и уменьшается носовая эмиссия;

    медленно, беззвучное произносить гласные А-Э-О,стараясь при этом соблюдать четкую артикуляцию;

    пропевать гласные с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Приведем пример упражнения для активизации мышц небно-глоточного кольца в игровой ситуации “Маша (Мишка, слоник и т.п.) хочет спать”, которое можно использовать в работе сдетьми дошкольного возраста. Для этого необходимо несколько кукол или мягких игрушек, изображающих различных животных. Логопед вместе с ребенком выбирает, какую игрушку они будут укладывать спать.

Л.: Когда наступает вечер, на улице становится темно и все игрушки должны ложиться спать. Вот и Мишка хочет спать (показывает, как он зевает), вот и собачка тоже хочет спать и зевает (показывает). А теперь ты покажи, как они зевают.

Л.: А что же кукла Машенька? Она немножко раскапризничалась и хочет, чтобы ей перед сном спели песенку. Давай споем ей колыбель-ную:

Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай! А-А-А.

Ребенок внимательно слушает песенку, а затем повторяет нараспев гласные звуки.

Л.: Посмотри-ка, Машенька уже закрывает глазки, зевает. Покажи как она это делает. Ну вот, теперь она точно заснула.

Такие упражнения, помимо активизации мышц небно-глоточного кольца, способствуют формированию у ребенка длительного направленного ротового выдоха при фонации.

Устранение назального оттенка голоса.

Для осуществления этих целей проводится подготовительнуая работа по усилению небно-глоточного смыкания, активизации диафраг-мальных мышц и формированию целенаправленного ротового выдоха.

Фонопедические упражнения способствуют активизации мускулатуры всего гортано-глоточного аппарата. Обучение навыкам правильного голосоведения начинается с пения гласных звуков. Вначале дети учатся петь гласные [а] и [о], через 2-3 занятия прибавляется звук [э]. Последними в работу включаются звуки [и] и [у].

Упражнения начинаются с изолированного произнесения гласных, затем переходят к пропеванию их сочетаний. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех. Приводим пример подоб-ных упражнений:

А АО АЭ АИ АУ АОЭ АЭО АОИ АЭУ

О ОА ОЭ ОИ ОУ ОАЭ ОЭА ОАИ ОЭУ

Э ЭА ЭО ЭИ ЭУ ЭАО ЭОА ЭАИ ЭОУ

И ИА ИО ИЭ ИУ ИАО ИОА ИЭА ИАЭ

У УА УО УЭ УИ УАО УОА УЭО УОЭ

Обучение начинается с показа и объяснения артикуляции. Затем ребенок пытается повторить необходимые действия отраженно за логопедом. Сначала упражнения выполняются шепотом, затем включается громкое произношение. Внимание ребенка обращается на широкое открывание рта, положение языка: кончик придвинут к нижним резцам, корень языка опущен вниз. Звукосочетания должны произносится длительно и плавно на одном выдохе. Утечка воздуха через нос контролируется при помощи зеркала или пузырька, поднесенного к носу ребенка.

На занятиях можно предлагать детям игровые ситуации. Например, укачивая куклу, ребенок напевет: [а]-[а]-[а], показывает, какой он большой: [о]-[о]-[о], как гудит пароход: [у]-[у]-[у], на прогулке в лесу кричит [ау!] и т. д.

Хорошего эффекта помогает добиться применение статической и динамической дыхательной гимнастики.

    стоя, поднять руки через стороны вверх, потянуться, сделать вдох, опуская руки петь [а] на выдохе;

    стоя, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх, сделать глубокий вдох, наклонить туловище вперед, опускать руки с пением гласного [о];

    стоя, руки на поясе, сделать вдох, на выдохе петь [э], вытягивая вперед сомкнутые в ладонях руки, имитируя движения пловца.

На следующем этапе дети переходят к упражнениям с произнесе-нием звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный – согласный – гласный. В упражнениях используются только правильно артикулируемые согласные: носовые звуки [м], [н].Звукосочетания произносятся слитно, плавно, сначала монотонно, негромко, затем с измнением высоты голоса.

    постепенное удлинение произнесния звуков на одном выдохе при средней громкости голоса;

    счет до десяти с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса;

    аналогичное произнесение алфавитного ряда;

    чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

Для развития высоты голоса используются упражнения, направленные на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие его гибкости и модуляций, например, повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков. Впоследствии используют произнесение стихотворений с изменением диапазона голоса.

Фонопедические упражнения проводятся не только логопедом, но и на занятиях с музыкальным работником. Пение осуществляется под аккомпанемент фортепиано.

У детей, не имеющих анатомических нарушений и функциональных расстройств речевого аппарата, удается полностью нормализовать соотношение носового и ротового резонанса и устранить назальный оттенок голоса. У детей с дефектом в переднем отделе твердого неба гиперназализация значительно уменьшается, практически оставшись минимальной. Восстановление целостности анатомических структур твердого неба будет способствовать окончательному устранению назального оттенка.

Наибольшие трудности при ликвидации патологического навыка голосообразования встречаются в процессе коррекционной работы с детьми, у которых назофарингоскопическое исследование выявляет наличие небно-глоточной недостаточности. Устранение гиперназализации консервативным путем в данных случаях оказывается невозможным. Упражнения по активизации мышц небно-глоточного кольца позволяют добиться лишь визуальной подвижности небной занавески. Таким детям проводится операция по устранению небно-глоточной недостаточности. Окончательно можно судить о результатах операции по прошествии одного года. Все это время дети продолжают посещать логопедическия занятия, исключая период послеоперационной реабилитации сроком 21 день.

Анна Коробко
Консультация логопеда «Носовой оттенок голоса и методы его устранения у детей дошкольного возраста»

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса .

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков : «м» начинает звучать как «б» , а звук «н» становится похожим на «д» .

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни - uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а» . Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость .

Так возникают «носовые звуки » . Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н» .

Ринолалия бывает :

Закрытая;

Открытая;

Смешанная.

Ринолалия закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют ринолалию, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход .

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Наиболее распространёнными причинами ринолалии являются :

Плохая подвижность мягкого нёба;

Неправильное форма языка при произношении;

Имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией :

Опухоль носоглотки ;

Гипертрофия и отёк носовых раковин ;

Патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды) ;

Появление слизи в носовой полости (насморк) ;

Врождённое искривление носовой перегородки ;

Привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота) ;

Третичный сифилис;

Различные травмы.

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита , кроме «м» и «н» .

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана , суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов . Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов :

Длительность заболевания;

Характер звуковых дефектов;

Перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов : хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога и логопеда .

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки , фарингоскопия и электромиография.

Лечение при ринолалии зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то это лечит отриноларинголог . Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство : устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки . При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда . Хирург лишь устраняет причину гнусавости , но правильно произношению звуков может научить только логопед .

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НОСОВОГО ОТТЕНКА ГОЛОСА

1. Имитация жевания.

2. Позевывание.

3. Покашливание на одном выдохе.

4. Вызывание сокращения корня языка, задней стенки глотки, мягкого неба шпателем (концом ложечки) .

5. Питье воды маленькими глотками (или имитация глотания) .

6. Полоскание горла порциями теплой воды.

7. Плевок с зажатым носом .

8. Дутье на вату, полоску бумаги.

9. Произнесение гласных А Э на твердой атаке голоса .

10. Пение слитно и растянуто гласных А О У в разной тональности (как медведь, лиса, мышка) :

По одному гласному

По два гласного

Сочетания по три гласного

11. Упраженения с преодолением сопротивления :

Кладем руку на лоб ребенка. Ребенок опускает голову вниз с преодолением сопротивления.

Держим руку на затылке ребенка. Ребенок запрокидывает голову назад с преодолением сопротивления.

Держим руку под челюстью ребенка. Ребенок открывает рот с преодолением сопротивления.

Ребенок высовывает язык и старается втянуть его внутрь, в то время как взрослый удерживает язык ребенка вне полости рта.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Сила голоса и речевое дыхание» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развивать силу голоса и речевого дыхания. Задачи: Активизировать мышцы губ; Работать над развитием речи детей; Сохранять творческий.

Консультация для родителей. «Вредные привычки у детей. Профилактика и способы их устранения» Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения Привычка - сложившийся способ поведения в определенных ситуациях. Привычка.

Консультация «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы работы» Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить Вам консультацию на тему «Организация и изучения ПДД с детьми дошкольного возраста. Формы и методы.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Ринолалия (от греч. rhinos- hoc, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологичес-кими дефектами речевого аппарата. Сочетание расстройств артикуляции звуков с расстройствами тембра голоса позволяет отличать ринолалию от дислалии и ринофонии (СНОСКА: Ринофония - нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи).

При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонаторов. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой.

Рис. 30. Движение мягкого нёба: А - мягкое нёбо поднято и плотно прижато к задней стенке глотки. Тембр голоса при произношении всех звуков речи, кроме носовых, нормальный; Б - мягкое нёбо поднято и прижато к утолщенной задней стенке глотки. Тембр голоса нормальный; В - мягкое нёбо поднято недостаточно. Контакт между мягким нёбом и стенками глотки отсутствует. Выдыхаемый воздух свободно проникает в носовую полость. Тембр голоса назальный

Эти полости разделяются нёбно-глоточным смыканием, осуществляемым сокращением мышц мягкого нёба и боковой и задней стенок глотки.

Одновременно с движением мягкого нёба при фонации происходит утолщение задней стенки глотки, которое также способствуетконтакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Уровень контакта мягкого нёба со стенкой глотки может варьироваться и зависит от длины мягкого нёба (рис. 30).

Во время речи мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту в зависимости от произносимых звуков и беглости речи. Сила нёбно-глоточного смыкания зависит от произносимых звуков. Установлено, что гласных затвор меньше, чем для согласных. Гласные с назальным оттенком появляются в том случае, если между задним краем мягкого нёба и задней стенко глотки остается пространство около 6 мм.

Самое слабое нёбно-глоточное смыкание наблюдается при согласном в, самое сильное - при согласном с (в 6-7 раз сильнее, чем при гласном с). При произнесении носовых звуков м, м", н, н" воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора.

Формы ринолалии

В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

Закрытая ринолалия (СНОСКА: Термин "ринолалия" уместен лишь в тех случаях, когда имеются и другие нарушения артикуляции звуков, В остальных случаях употребляется термин "ринофония".). Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых м, м", н, н". В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые б, б", д, д".

Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовой дыхание. Передняя закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа, главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости, при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.

Функциональная закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проводимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей.

При органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например, после аденотомии) закрытая ринолалия или ринофония продолжается в обычной форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении носовых звуков. Проводится подготовительная работа по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.

Затем статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. Полезно применять также динамическую гимнастику, при которой дыхательные движения сочетаются с движениями рук и туловища. Детей обучают протяжному произнесению звуков, так чтобы ощущалась сильная вибрация в области крыльев носа и основания носа. Далее дошкольников побуждают произносить слоги па, пе, пу, по, пи таким образом, чтобы гласные звучали немного в нос. Таким же способом отрабатывают произношение согласных в позиции перед носовыми звуками (слоги типа ам, ом, ум, ан).

После того как ребенок научится правильно произносить эти слоги, вводят слова, в которых имеются носовые звуки. Нужно, чтобы он произносил их преувеличенно громко и протяжно с сильным носовым резонансом.

Заключительными являются упражнения на громкое краткое и длительное произнесение гласных звуков. Кроме того, используются вокальные упражнения.

Продолжительность коррекционной работы при функциональной закрытой ривофонии небольшая. При ринолалии сроки длиннее и их бывает трудно предсказать заранее. Это объясняется тем, что при функциональной закрытой ринолалии требуется также устранение дефектов артикуляции звуков. Кроме того, у детей с данной формой ринолалии часто наблюдаются некоторые особенности психического развития.

Открытая ринолалия. Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и ротовой неполное, вибрирующий звук проникает и в носовую полость. В результате нарушения преграды между ротовой и носоеой полостью увеличивается голосовой резонанс. При этом изменяется тембр звуков, особенно гласных. Наиболее заметно изменяется тембр гласных звуков и и у, при артикуляции которых ротовая полость больше всего сужена. Менее назально звучат гласные звуки е и о, и еще меньше нарушен гласный а, так как при его произношении ротовая полость широко раскрыта.

Кроме тембра гласных звуков, при открытой ринолалии нарушается тембр некоторых согласных. При произнесении шипящих звуков и фрикативных ф, в, х прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Взрывные звуки п, б, д, т, к и г, а также сонорные л и р звучат неясно, так как в ротовой полости не может образовываться воздушное давление, необходимое для их точного произношения. При длительной открытой ринолалии (особенное органической) воздушная струя б ротоеой полости настолько слаба, что недостаточна для колебания кончика языка, которое необходимо для образования звука р.

Открытая ринолалия может быть органической и функциональной.

Органическая открытая ринолалия бывает врожденной или приобретенной.

Наиболее частой причиной врожденной формы является расщепление мягкого и твердого нёба.

Приобретенная открытая ринолалия образуется при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого нёба.

Причины возникновения функциональной открытой ринолалии могут быть разными. Например, она бывает при фонации у детей с вялой артикуляцией мягкого нёба. Функциональная открытая форма проявляется при истерии, иногда как самостоятельный дефект, иногда как подражательный.

Одна из функциональных форм - привычная открытая ринолалия, наблюдаемая например, после удаления больших аденоидных разрастаний, возникает в результате длительного ограничения подвижности мягкого нёба.

Функциональное обследование при открытой ринолалии не обнаруживает органических изменений твердого или мягкого нёба. Признаком функциональной открытой ринолалии служит также то, что обычно нарушается произношение только гласных звуков, в то время как при произношении согласных нёбно-глототное смыкание хорошее и назализации не происходит.

Прогноз при функциональной открытой ринолалии более благоприятный, чем при органической. Назальный тембр исчезает после фониатрических упражнений, а нарушения произношения устраняются обычными методами, применяемыми при дислалии.

Ринолалия, обусловленная врожденным несращением губы и нёба, представляет серьезную проблему для логопедии и целого ряда наук медицинского цикла (хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, медицинской генетики и др.). Расщелины губы и нёба являются наиболее распространенным и тяжелым врожденным пороком развития.

В результате этого дефекта у детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства.

У детей с врожденным несращением губы и нёба очень затруднен акт сосания. Особенные трудности он представляет у детей со сквозной расщелиной губы и нёба, а при двусторонних сквозных расщелинах этот акт вообще невозможен.

Затрудненное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени дети с расщелинами предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у таких детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыльев носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами нёба имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) - от небольшого снижения, не препятствующего восприятию речи, до значительной тугоухости.

С отклонениями в анатомическом строении губы и нёба тесно связаны недоразвитие верхней челюсти и неправильный прикус с дефектным расположением зубов.

Многочисленные функциональные нарушения, вызванные дефектом строения губы и нёба, требуют постоянного врачебного наблюдения.

В нашей стране созданы условия для комплексного лечения в специализированных центрах при НИИ травматологии, при кафедрах хирургической стоматологии, а также в других учреждениях, где осуществляется большая лечебнопрофилактическая работа.

Врачи различных специальностей наблюдают детей и сообща принимают план комплексного лечения.

В течение первых лет жизни ребенка ведущая роль принадлежит педиатру, который руководит вскармливанием и режимом дня малыша, осуществляет профилактику и проводит лечение, в случае необходимости рекомендует амбулаторное или стационарное лечение.

Операция по восстановлению верхней губы (хейлопластика) рекомендуется в первый год жизни ребенка; часто ее производят в родильных домах в первые дни после рождения.

В случаях расщелины нёба стоматолог-ортодонт применяет различные приспособления, в том числе обтуратор, которые облегчают питание и создают условия для развития речи в дооперационный период. Отоларинголог выявляет и лечит все болезненные изменения в ушной, носовой полостях, в носоглотке и гортани и подготавливает детей к операции.

При отклонениях в умственном развитии и наличии выраженных невротических реакций ребенка консультирует невропатолог.

Операция восстановления нёба (уранопластика) проводится в большинстве случаев в дошкольном возрасте.

По состоянию психического развития дети с расщелинами нёба делятся на три категории:

1) дети с нормальным психическим развитием;

2) дети с задержкой умственного развития;

3) дети с олегофренией (разной степени). При неврологическом обследовании признаки выраженного очагового поражения головного мозга, как правило, не наблюдаются. У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки. Намного чаще у детей отмечаются функциональные нарушения нервной системы, иногда значительно выраженные психогенные реакции, повышенная возбудимость.

Помимо всего вышесказанного, врожденные расщелины нёба оказывают отрицательное влияние на развитие речи ребенка.

Расщелины губы и нёба играют различную роль в формировании речевого недоразвития. Это зависит от величины и формы анатомического дефекта.

Встречаются следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка (рис. 31);

2) расщелины твердого и мягкого нёба (рис. 32);

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба - однои двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба. При расщелинах губы и нёба все звуки приобретают носовой или назальный оттенок, который грубо нарушает внятность речи.

Типичным является наложение на назализованные звуки дополнительных шумов, таких, как придыхание, храп, гортанность и др. Возникает специфическое нарушение тембра голоса и звукопроизноения.

Чтобы препятствовать прохождению пищи через нос, ребенок с самого раннего возраста приобретают привычку поднимать заднюю часть языка для блокирования прохода в носовую полость. Эта позиция языка становится привычной и также меняет артикуляцию звуков.

Рис. 31. Левосторонняя расщелина верхней

Рис. 32. Левосторонняя расщелина губы и альвеолярного отростка твердого нёба

Во время речи дети обычно мало раскрывают рот и выше, чем требуется, поднимают спинку языка. Кончик языка в связи с этим не двигается в полной мере. Подобная привычка ухудшает качество речи, так как при высоком положении челюсти и языка ротовая полость приобретает форму, способствующую попаданию воздуха в нос, что усиливает назальность.

При попытке произнести звуки п, б, ф, в ребенок с ринолалией использует "свои" методы. Звуки заменяются глоточным щелчком, который очень своеобразно характеризует речь ребенка с тяжелой формой ринолалии. Специфический щелчок, напоминающий звук клапана, образуется при соприкосновении надгортанника с задней частью языка.

Прямое соответствие между величиной нёбного дефекта и степенью искажения речи не установлено. Это объясняется большими индивидуальными различиями в конфигурации носовой и ротовой полостей у детей, соотношении резонирующих полостей и компенсаторных приемов, которые использует каждый ребенок для повышения внятности своей речи. Кроме того, внятность речи зависит от возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.

Логопедические занятия с ребенком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе подготавливается активность мягкого нёба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для повышения эффективности операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после операции специальные упражнения повторяют; но теперь основной целью занятий является развитие подвижности мягкого нёба.

Изучение речевой деятельности детей, страдающих ринолалией, показывает, что неполноценные анатомо-физиологические условия речеобразования, ограниченность моторного компонента речи приводят не только к аномальному развитию ее звуковой стороны, но в ряде случаев и к более глубокому системному нарушению всех ее компонентов.

С возрастом ребенка показатели речевого развития ухудшаются (по сравнению с показателями нормально говорящих детей), структура дефекта осложняется за счет нарушения различных форм письменной речи.

Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.

Постановка коррекционных задач определяется результатами обследования речи детей.

Обследование состояния звукопроизношения у детей

Обследование звукопроизношения должно предусматривать два аспекта. Один аспект - артикуляционный - предполагает выяснение особенностей образования звуков речи и функционирования органов артикуляции в процессе произнесения.

Второй аспект - фонологический - имеет целью выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Обследование звуков начинается с тщательной проверки изолированного произношения звуков. Затем проверяют произношение звуков в слогах, словах и фразовой речи.

При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как ребенок произносит звук изолированно, указывая характер нарушения.

Отмечается также степень назальности при произнесении гласных и согласных звуков и наличие компенсаторных "гримасок".

При обследовании используются упражнения, состоящие в многократном повторении одного звука, так как при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить особенности двигательной сферы, особенно в случаях сочетания ринолалии со "стертой" формой дизартрии.

Полезным для логопедического анализа является и повторение ребенком вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, кап-пак). Сначала даются звуки, артикуляционно резко отличающиеся друг от друга, затем более близкие. При этом логопед фиксирует случаи, когда ребенку не удается моторное переключение с одного звука на другой, и он, вместо того чтобы повторить конечный звук первого слога, произносит предыдущий. Отмечается также появление "усредненной" артикуляции (например, вместо гид произносится полузвонкий звук, вместо т и т"- полумягкий).

Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, смешения, пропуски звуков. С этой целью обследуется произношение слов. Ребенку предъявляют наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков. Нужный звук должен находиться в словах в разных позициях. Например, на свистящие и шипящие звуки могут быть такие слова (картинки): собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса. Особое внимание логопед уделяет тому, как ребенок произносит звуки во фразовой речи.

Ряд заданий должен быть направлен на выявление у ребенка способности к переключению артикуляционных движений. Так, ему предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем изменяют последовательность звуков или слогов. Логопед отмечает, легко ли происходит переключение. Например:

Обследуется также умение произносить слова простые и сложные по слоговой структуре. Логопед предъявляет детям предметные картинки для называния, затем произносит слова для отраженного воспроизведения. Результаты выполнения обоих заданий сравниваются. Логопед фиксирует, что ребенку удается лучше. Особо он отмечает слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.

Важно выяснить, из каких звуков состоят слова, слоговая структура которых искажается, - из усвоенных или неусвоенных. Отмечается характер искажения:

1) сокращение числа слогов ("маток" вместо молоток);

2) упрощение слогов ("туль" вместо стул);

3) уподобление слогов ("татуетка" вместо табуретка);

4) добавление числа слогов ("команамата" вместо комната);

5) перестановка слогов и звуков ("деверо" вместо дерево).

Проверяется умение произносить звуки в предложениях, составленных из звуков, которые в изолированной виде ребенок произносит правильно и искаженно.

Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова детям предлагаются для повторения предложения типа «Летя пьет горькое лекарство»; «На перекрестке стоит милиционер».

Выявленные дефекты звуков логопед группирует в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедии принято различать четыре категории дефектов звукопроизношения: отсутствие звука, искажение звука, замена звука и смешение звука. Отсутствие звуков, в особенности трудноартикулируемых, наблюдается у детей очень часто. Оно может проявляться в виде постоянного выпадения звука в словах различной сложности и в неумении ребенка произносить его изолированно. Этот вид нарушения является стабильным дефектом. Иногда в речи детей с хорошим фонематическим восприятием вместо полного выпадения звука появляются в некоторых позициях призвуки.

Типичным является "фарингеальное" звучание задненёбных звуков из-за чрезмерно глубокой артикуляции.

Появление призвуков, особенно в звукосочетаниях типа ССГ, характерно также для детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных звуков выступают кратковременные переходные фазы артикуляции, в обычной речи не воспринимаемые слушателем. У тех же детей наряду со вставками звуков обнаруживаются частые пропуски звуков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стечений согласных.

Нередки случаи, когда отсутствующие звуки со временем заменяются искаженными. Искажение звука также характеризуется его стабильностью в различных формах речи. Этот дефект не затрагивает фонологической системы языка.

Такие категории дефектов, как смешение и замена звуков, составляют особую группу, поскольку в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Звуки могут правильно произноситься в одной позиции в слове и смешиваться в других. Один звук может иметь несколько разных заменителей. Замены звуков могут носить постоянный и временный характер - в разных формах речи по-разному. В этих двух категориях дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение системы звуковых противопоставлений. В зависимости от количества смешиваемых звуков оно затрагивает или всю звуковую систему языка, или часть системы.

Такое состояние звукопроизношения должно насторожить логопеда, так как оно является диагностичным для выявления фонематического недоразвития.

Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями ритмико-слоговой структуры.

Замена и смешение звуков, недостаточное различение звуков и нарушение ритмико-слоговой структуры - признаки, типичные для общего недоразвития речи. Окончательный вывод можно сделать после обследования лексико-грамматической стороны речи.

Тщательное детальное обследование строения артикуляционного аппарата и его моторики имеет важное значение для планирования коррекционных упражнений. При обследовании нужно оценить степень и качество нарушений двигательных функций органов артикуляции и выявить уровень доступных движений.

В первую очередь следует охарактеризовать особенности строения артикуляционного аппарата и дефекты анатомического характера. Логопед отмечает, имеются ли следующие особенности:

1) губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа;

2) зубы: неправильный прикус и посадка зубов;

3) язык: большой, узкий; укороченность подъязычной связки;

4) твердое нёбо: узкое, куполообразное ("готическое"), расщепление твердого нёба - субмукозная расщелина. Подслизистое расщепление нёба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, так как оно закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого нёба, которая при фонации втягивается в форме небольшого треугольника, обращенного углом вперед. Слизистый покров в этом месте истончен и имеет более бледную окраску. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние нёба путем тщательной пальпации;

5) мягкое нёбо: короткое мягкое нёбо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок или отсутствие язычка.

С нёбными расщелинами обычно сочетаются деформация челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несросшаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого нёба и язычка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы задней стенки глотки. Чрезмерно развит корень языка, а кончик остается слабым и не движется в полном объеме. При обследовании строения артикуляционного аппарата логопед также отмечает наличие деформации: отвисание одного угла рта, уклонение в одну сторону языка, свисание одной половины мягкого нёба и др.

Недостаточно выявить способность органа артикуляционного аппарата производить движение, следует отметить силу движения, его точность, быстроту, фиксированность. Паретичность языка и губ проявляется в малом объеме движений, в их неточности, истощаемости, неплавности. Движения языка должны быть такой силы, чтобы удерживать его в нужном положении столько времени, сколько требуется для произнесения той или иной фонемы. Быстрота и точность артикуляционных движений влияет на внятность произношения.

Важно отметить повышенность тонуса языка, которая выражается в его напряженности, резком выдвижении кончика языка, подергивании при произвольных движениях, что указывает на тонические расстройства.

Паралич язычка мягкого нёба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артикулирование язычных звуков, делая весь процесс артикуляции напряженным и замедленным.

Язычок, свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего пареза он отклоняется в "здоровую" сторону.

Важно также выявить состояние мягкого нёба: поднимание нёбной занавески при энергичном произнесении звука а; наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки; наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).

Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спонтанной речи могут усиливать такие факторы, как возбуждение, утомление, усложнение содержания речи в интеллектуальном или лингвистическом отношении.

У детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, оказывающих влияние на весь процесс дальнейшего развития звуковой стороны речи.

Фонематическое восприятие у детей с выраженными дефектами артикуляционного аппарата развивается в неполноценных условиях и может иметь отклонения. В целях выявления его состояния обычно используют приемы, направленные на: узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу); различение отдельных звуков в ряду звуков, затем в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу); запоминание слоговых рядов, состоящих из двух – трёх элементов (с изменением гласного звука - ма-ме-му, с изменением согласного звука - ка-ва-та); запоминание звуковых рядов.

С целью выявления у ребенка способности восприятия ритмических структур различной сложности используются такие задания: отстучать количество слогое в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Обследование различения звуков речи можно начать с заданий на повторение изолированных звуков или пар звуков. Отклонения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении ребенком близких по звучанию фонем (б-п, с-ш, р-л и др.). В этом случае ребенку предлагают повторять слоговые сочетания, состоящие из таких звуков. Например: са-ша, ша-са, са-ша-са, ша-са-ша, са-за, за-са, са-за-са и т. п.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких звуков. При выполнении заданий такого типа часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость-глухость), в то время как другая категория детей затрудняется при повторении звуков, отличающихся артикуляционным укладом.

Могут быть выявлены случаи, когда задание воспроизвести серию из трех слогов оказывается недоступным ребенку или вызывает определенные трудности.

Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться с произнесения одного звука на произнесение другого.

При обследовании фонематического восприятия целесообразно использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации. Так, логопед произносит нужный звук в ряду других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Услышав заданный звук, ребенок поднимает руку. Например, можно предложить ребенку выделить звук у из звукового ряда о, а, у, о, у, ы, о или слог ша из слогового ряда со, ша, ца, ча, ша, ща.

Хорошо выявляет недостатки фонематического восприятия задание на подбор предметных картинок, названия которых начинаются с заданного звука ("Подбери картинки на звук р и звук л; на звук с и звук ш, на звук с и звук з" и др.). Комплекты картинок логопед подбирает заранее, а затем перемешивает произвольно.

Менее явные затруднения в различении звуков речи могут быть обнаружены при обследовании навыков звукового анализа.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других сторон речи у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные нарушения самостоятельным дефектом или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

Существенное значение для эффективности коррекции речевого дефекта имеет умело построенная беседа с родителями, которым в доступной форме необходимо объяснить механизм правильного речевого дыхания и необходимость повседневного контроля за звукопроизношением и голосом.

Для ребенка, который родился с расщеплением нёбного свода и мягкого нёба, период лепета и начальный период речи протекает в особых условиях. Малыш хорошо слышит, радуется обращенной к нему речи и постепенно начинает понимать ее. Но из-за отсутствия затвора между ротовой и носовой полостями он не имеет возможности произносить звуки. Вся голосовая продукция имеет носовой резонанс, а артикуляция большинства согласных абсолютно не реализуется. Малыш не может усваивать речь путем подражания, как это происходит в норме. В таких анатомических условиях ребенок остается до операции.

Повседневная обязанность родителей - поощрять любые попытки ребенка произнести какой-то звук, слово, стараться понять даже едва внятную речь. Важно обратить их внимание и на значимость медицинской помощи.

Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-фиэиологические условия для воспитания правильного произношения. Необходимо также настраивать родителей на каждодневное закрепление всех достигнутых результатов.

Нередко бывает так, что соматическая ослабленность ребенка с ринолалией, наличие речевого дефекта вызывает у родителей постоянную тревогу, беспокойство по любому поводу, потребность в чрезмерной опеке малыша, недоверие к его возможностям. Подобное отношение лишь усугубляет дефект, усиливает невротические реакции ребенка и подрывает у него уверенность в своих силах. ,

Воспитатель должен помочь детям справиться с нерешительностью, неумением постоять за себя, избавиться от страха и беспокойства за качество своей речи. Не менее важно обеспечить им контакт и полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Задачи и содержание коррекционной работы

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину нёба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) нормализация "ротового выдоха", т. е. выработка длительной ротовой струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

2) выработка правильной артикуляции всех звуков речи;

4) воспитание навыков дифференциации звуков с целью предупреждения дефектов звукового анализа;

5) нормализация просодической стороны речи;

6) автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.

При коррекции звуковой стороны речи усвоение правильных навыков звукопроизношения проходит несколько этапов. Первый этап - этап "предречевых" упражнений - включает следующие виды работы:

1) дыхательные упражнения;

2) артикуляционная гимнастика;

3) 3) артикуляция изолированных звуков или квазиартикуляция (так как изолированное произнесение звуков нетипично для речевой деятельности);

4) 4) слоговые упражнения.

На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.

Второй этап - этап дифференциации звуков, т. е. воспитания фонематических представлений на основе двигательных (кинестетических) образов речевых звуков.

Третий этап - этап интеграции, т. е. обучения позиционным изменениям звуков в связном высказывании.

Четвертый этап - этап автоматизации, т. е. превращения правильного произношения в нормативное, в привычное настолько, что оно не требует специального контроля со стороны самого ребенка и логопеда.

Все этапы усвоения звуковой системы обеспечиваются двумя категориями факторов:

1) бессознательными (через вслушивание и воспроизведение);

2) сознательными (через усвоение артикуляционных укладов и фонологических признаков звуков).

Участие названных факторов в усвоении звуковой системы различно в зависимости от возраста ребенка и от этапа коррекции.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произнесения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и без сознательного усвоения ноеых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Для детей с ринолалией, находящихся в специальном саду для детей с нарушениями речи, разделение на группы дооперационного и послеоперационного периодов нецелесообразно, так как их обучение организуется в соответствии с основными требованиями программы и осуществляется вне зависимости от срока операции. Различен лишь характер специфических коррекционных задач для индивидуальных занятий.

До операции решаются следующие задачи:

1) освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений;

2) подготовка правильного произношения гласных звуков;

3) подготовка правильной артикуляции доступных ребенку согласных звуков.

После операции коррекционные задачи намного усложняются:

1) развитие подвижности мягкого нёба;

2) устранение неправильного уклада органов артикуляции при произнесении звуков;

3) подготовка произношения всех звуков речи без назального оттенка (за исключением носовых звуков).

Специфическими для послеоперационного периода являются следующие виды работы:

1) массаж мягкого нёба;

2) гимнастика мягкого нёба и задней стенки глотки;

3) артикуляционная гимнастика;

Основная цель данных упражнений состоит в том, чтобы:

1) увеличить силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи;

2) улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры;

3) выработать контроль за функционированием нёбно-глоточного затвора.

Основная цель массажа мягкого нёба - разминание рубцовой ткани. Проводить массаж нужно до еды, с соблюдением гигиенических требований. Осуществляют его следующим образом. Производятся поглаживающие движения по линии шва вперед-назад до границы твердого и мягкого нёба, а также вправо-влево вдоль границы твердого и мягкого нёба. Можно чередовать поглаживающие движения с прерывисто-надавливающими. Полезно также легкое надавливание на мягкое нёбо при произнесении звука а. Рот при этом должен быть широко открыт.

Гимнастика мягкого нёба включает целый ряд упражнений:

1. Глотание воды или имитация глотательных движений. Детям предлагают попить из маленького стаканчика или пузырька. Глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокий подъем мягкого нёба. Большое количество следующих друг за другом глотательных движений удлиняет время, в течение которого мягкое нёбо находится в положении подъема.

2. Позевывание при открытом рте.

3. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями.

4. Покашливание. Это очень полезное упражнение, так как покашливание вызывает энергичное сокращение мышц задней стенки глотки. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями. Прикоснувшись рукой к гортани под подбородком, ребенок может ощутить подъем нёба.

Ребенка тренируют в произвольном покашливании на одном выдохе от 2-3-кратных повторений до большего количества. В процессе выполнения упражнения должна сохраняться смычка нёба с задней стенкой глотки, а воздух должен направляться через ротовую полость. Целесообразно, чтобы первое время ребенок покашливал с высунутым языком. Затем вводится покашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуется сохранение смычка нёба с задней стенкой глотки. Выполняя данное упражнение, дети овладевают умением активно поднимать мягкое нёбо и направлять воздушную струю через рот.

5. Четкое, энергичное, утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок. Сначала тренируется отрывистое произнесение гласных звуков а, э, затем - о, у с утрированной артикуляцией.

Далее постепенно переходят к четкому произнесению звукового ряда а, э, у, о в разных чередованиях. При этом изменяется артикуляционный уклад, но сохраняется утрированный ротовой выдох. Когда этот навык упрочится, переходят к плавному произнесению звуков.

Например: а, э, о, у ______, а, у, о, э ________ .

Паузы между звуками увеличиваются до 1-3 с, но подъем мягкого нёба, при котором проход в носовую полость оказывается закрытым, необходимо сохранять.

Описанные выше упражнения дают положительные результаты в дооперационном периоде и после операции. Их следует проводить постоянно в течение длительного времени. Систематические упражнения в дооперационном периоде подготавливают ребенка к операции и сокращают сроки последующей коррекционной работы.

Для воспитания правильной звучной речи необходима работа над правильным дыханием. Известно, что у ринолаликов очень короткий неэкономный выдох, при котором воздух выходит через рот и носовые ходы. Для выработки правильной ротовой воздушной струи проводят специальные упражнения, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например: вдох носом - выдох ртом; вдох - выдох носом; вдох - выдох ртом.

При систематическом применении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и учится правильно направлять ее. Это способствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движений мягкого нёба.

Очень важно постоянно контролировать ребенка при выполнении этих упражнений, так как на первых порах ему бывает трудно ощущать утечку воздуха через носовые ходы. Приемы контроля различны: к носовым ходам приставляют зеркало, ватку, полоски тонкой бумаги.

Выработке правильной воздушной струи способствуют также упражнения, связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек дети изготавливают сами с помощью родителей. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам, ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатиков и т. п. Такие игрушки должны иметь целевое назначение и использоваться только на занятиях по воспитанию правильней речи.

Многие родители совершают ошибку, когда под впечатлением советов логопеда накупают шары, гармошки и дают их ребенку в постоянное пользование. Дети далеко не всегда могут надуть шар без подготовительных упражнений и часто не могут играть на губной гармошке, так как не имеют ротовой выдох достаточной силы. Потерпев неудачу, ребенок разочаровывается в игрушке и уже больше не возвращается к ней. Поэтому начинать нужно с легких, доступных упражнений, дающих наглядный эффект. Например, дети могут задувать свечку сначала с расстояния 15-20 см, затем с более далекого расстояния. Ребенок со слабым ротовым выдохом может сдувать ватку с ладони. Если это не удается, можно закрыть ему ноздри, чтобы он ощутил правильное направление воздушной струи. Затем носовые ходы постепенно освобождают. Часто бывает полезен и такой прием: в носовые ходы вставляют легкие комочки ваты (непрессованные). Если воздух ошибочно направляется в нос, то они выскакивают и ребенок убеждается в неправильности своих действий.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение - дутье через трубочку в бутылку с водой. В начале занятия диаметр трубочки должен составлять 5-6 мм, в конце 2-3 мм. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает маленьких детей. По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. Нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Время "бурления" хорошо отмечать на песочных часах.

Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши, лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Можно организовать игру в "мыльные пузыри". Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Воспитателю (логопеду) необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.

Одновременно с детьми проводят цикл упражнений, основная цель которых - нормализация речевой моторики. Известно, что у детей с ринолалией формируются патологические особенности артикуляции, обусловленные анатомо-физиологическими условиями. Особенности артикуляции заключаются в следующем:

1) высокий подъем языка и смещение его в глубь ротовой полости;

2) недостаточная губная артикуляция;

3) чрезмерное участие корня языка и гортани в произнесении звуков.

Устранение названных особенностей артикуляции - важное звено в коррекции дефекта. Этому служат упражнения так называемой артикуляционной гимнастики, развивающие губы, щеки, язык. Перечислим наиболее эффективные из них:

1) надувание обеих щек одновременно;

2) надувание щек попеременно;

3) втягивание щек в ротовую полость между зубами;

4) сосательные движения - сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сомкнуты;

5) оскал: губы сильно растягиваются в стороны, вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов;

6) "хоботок" с последующим оскалом при сжатых челюстях;

7) оскал с раскрыванием и закрыванием рта, смыканием губ;

8) вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях;

9) вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста);

10) втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам при широко раскрытых челюстях;

11) имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы);

12) вибрация губ;

13) движение губ хоботком влево-вправо;

14) вращательные движения губ хоботком;

15) сильное надувание щек (воздух губами удерживается в ротовой полости).

Упражнения для языка:

1) высовывание языка лопатой;

2) высовывание языка жалом;

3) высовывание распластанного и заостренного языка поочередно;

4) поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

5) поднимание и опускание задней части языка - кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень то поднимается вверх, то опускается вниз;

6) присасывание спинки языка к нёбу, сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых;

7) высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба;

8) присасывание языка между зубами, так что верхние резцы "скоблят" спинку языка;

9) круговое облизывание кончиком языка губ;

10) поднимание и опускание широкого высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;

11) поочередное загибание языка жалом к носу и подбородку, к верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости;

12) касание кончиком языка верхних и нижних резцов при широко раскрытом рте;

13) высунутый язык удерживать желобком или лодочкой;

14) высунутый язык удерживать чашечкой;

15) закусывание зубами боковых краев языка;

16) упираясь боковыми краями языка в боковые верхние резцы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен;

17) при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-г-г-т-т);

18) проделать движения одно за другим: язык жалом, чашечкой, вверх и т. д.

Перечисленные упражнения не следует давать все подряд. Каждое небольшое занятие должно состоять из нескольких элементов: дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и тренировки в произнесении звуков.

Большого внимания и напряжения требует работа над звуками. Обычно постановка звуков начинается со звука е. Язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт. При звуке о язык несколько оттянут, губы выдвинуты вперед; при звуке у губы вытягиваются с напряжением в трубочку, а язык еще больше оттянут назад. При звуке э язык несколько приподнимается в средней части, рот полуоткрыт, губы растянуты. Эти звуки легко произносятся по подражанию, основная задача при их постановке - устранение назального оттенка. Вначале звуки отрабатывают в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

При каждом произнесении необходим контроль за направлением воздушной струи. Для этого ребенок держит у крыльев носа зеркало или легкую ватку.

Затем ребенка упражняют в повторении гласных с паузами, во время которых он учится удерживать мягкое нёбо в поднятом положении (правильное положение мягкого нёба ему нужно показать перед зеркалом). Паузы постепенно увеличивают до 2-3 с. Далее можно переходить к плавному произнесению.

Постановку согласных звуков начинают со звуков ф и л. При произнесении звука ф язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Верхние зубы чуть прикусывают нижнюю губу. Сильный ротовой выдох разрывает эту смычку и образует отрывистый звук ф. Утечка воздуха проверяется с помощью зеркала или ватки.

Упражнения на постановку и закрепление звуков следует проводить в большом количестве и в самых разных сочетаниях.

Хорошим приемом, облегчающим введение правильно произносимых в изолированном положении звуков в самостоятельную речь, является пение. Во время пения смыкание мягкого нёба и задней стенки глотки осуществляется рефлекторно и ребенку бывает легче сосредоточиться на артикуляции звуков.

Литература

1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. - М., 1984.

2. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия. - М., 1983.

3. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун. - М., 1969.

Я знаю лишь одного радиоведущего, которому гнусавость не мешала, а, наоборот, помогала. Его имя Леонид Володарский . Стаж работы в эфире – 10 лет. Радиостанции, которые платили за дефект речи - "Милицейская волна", "Серебряный дождь" и "Русская Служба Новостей". Голос Володарского знаком ВСЕМ, конечно, если в 90 – ые вы смотрели пиратские фильмы с его переводом. ;) Слушать пример Надеюсь, вспомнили, о ком идёт речь. Узнаваемость для ди-джея, конечно, хорошо, но я предлагаю не идти по пути Леонида и завоёвывать слушателя чистой и красивой речью. Как убрать из неё гнусавость, об этом сегодня и поговорим.

Ринолалия. Кто это?

Ринолалия – это научное название гнусавости, оно же - изменение тембра голоса и произношения звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции полости носа.

Причины гнусавости:

  • недостаточная подвижность мягкого нёба и неправильная форма языка при звукоизвлечении (самая распространенная причина)
  • врожденные дефекты мягкого и твердого неба
  • аденоиды - патологически увеличенная носоглоточная миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания
  • ринит (насморк) – воспаление слизистой оболочки носа
  • искривление перегородки носа
  • травмы и др.

Виды гнусавости

В речеобразовании участвуют резонаторы , в частности ротовой и носовой. Что интересно, но при помощи второго мы произносим всего лишь 4 звука [м] [м’] [н] [н"]. В этом легко убедиться самостоятельно. Зажмите руками нос и начните произносить буквы: а, б, в, г, д, ж... и так далее. В процессе вы услышите, что "а" произносится без изменений, "м" и "н" сказать сложновато. Почему так происходит? Когда мы произносим [м] [м’] [н] [н"] нёбная занавеска, вот тот самый болтающийся язычок, который вы видите в зеркало, широко открывая рот, опускается и даёт возможность воздуху направиться в носовую полость. Заметьте, у здоровых людей, при разговоре язычок преимущество прикрывает щель, открывает исключительно на буквах "м" и "н". Что же происходит у людей, которые гнусавят?

  • Либо язычок постоянно прикрывает вход в носовую полость, даже на звуках "м" и "н" - закрытая гнусавость (при хроническом насморке, полипах в носу, аденоидах).
  • Либо язычок никогда не напрягается и воздух поступает не в ротовую полость, а носовую – открытая гнусавость (при заболеваниях мягкого нёба).

Тест

Как проверить, правильное ли у вас звукоизвлечение? Сомкните губы, разожмите челюсть и пропойте мелодию. Со внутренней стороны губ вы должны почувствовать лёгкую щекотку. Также можете зажать нос и сказать весь алфавит без "м" и "н". Если всё в порядке, гнусавость не ваша история.

Ликвидируем гнусавость.

ВНИМАНИЕ: При анатомических нарушениях проводится специальное лечение, зачастую хирургическое. Если гнусавость невозможно устранить упражнениями, обращайтесь к логопедам.

Упражнение # 1 "Зевок" Именно зевок позволяет отрабатывать умение быстро переводить поток воздуха из носовой области в полость рта. Вывод – чаще зевайте, как с закрытым ртом, так и открытым.

Упражнение # 2 "МУ" - "НУ"

Как мы выяснили, "М" и "Н" - носовые согласные. Когда за ними идут гласные, по инерции человек может произносить в нос и их. Чтобы этого не происходило, тяните "М" так, чтобы на губах была щекотка, потом добавляйте гласную "У". То же проделайте и с "Н" .

# 3 "Таблица гласных" Таблица проста: И-Э-А-О-У-Ы. Делаете вдох, потом присоединяете "М" к каждой гласной: МИ – МЭ –МА –МО – МУ – МЫ. Аналогичная работа с "Н". # 4 "Гимнастика для язычка" Необходимо набрать стакан воды и пить его маленькими глотками. Это вызывает максимально высокое поднятие "язычка" и его удержание в таком положении более длительное время.

Личный опыт:

Чтобы не испытывать дискомфорта, связанного со слизистой, мама приучила меня полоскать по вечерам нос солёной водой. На стакан воды – чайная ложка соли. Я наливаю в руку раствор и втягиваю его.

Мне помогает.

Юлиана Романова

P.S. Если у вас была проблема с гнусавостью и вы её решили, расскажите об этом остальным в комментариях. Спасибо.