Воскреснут ли мертвые. Узнаем ли мы родных и близких в день воскресения мертвых. Мужской и женский пол у воскресших

НЕ ВСЕ, КТО ГОВОРИТ НА ПАСХУ «ХРИСТОС ВОСКРЕС!» И «ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!», ДОГАДЫВАЮТСЯ О ТОМ, ЧТО ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С ВЕЛИКОЙ НАДЕЖДОЙ – ГРЯДУЩИМ ВОСКРЕСЕНИЕМ УМЕРШИХ.

"Оживут мертвецы Твои,

восстанут мертвые тела!

Воспряните и торжествуйте,

поверженные в прахе:

ибо роса Твоя - роса растений,

и земля извергнет мертвецов"

Библия. Исаия 26:19

Далеко не все, заявляющие на Пасху «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», догадываются, что воскресение Иисуса Христа напрямую связано с великой надеждой – намерениями Всевышнего совершить однажды воскресение абсолютно всех людей, кто когда-либо умер с верой и надеждой на Спасителя. Об этом неоднократно говорил и сам Христос, и Его апостолы.

Надежда христианина на будущую вечную жизнь основана на вере в воскресение Иисуса Христа и тесно взаимосвязана с грандиозным событием, которое ожидает наш мир – воскресение мертвых. Сам Иисус говорит о Себе, что Он есть «воскресение и жизнь» (Библия. От Иоанна 11:25) . Это не пустые слова. Он демонстрирует Свою власть над смертью, публично воскрешая из мертвых Лазаря. Но не это потрясающее чудо стало залогом вечной победы над смертью. Только воскресение Иисуса стало гарантией того, что смерть будет поглощена победой. В этом смысле воскресение Христа – это гарантия массового обещанного Словом Божьим воскресения верующих в момент приближающего Второго пришествия Спасителя: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Библия. 1-е Фессалоникийцам 4:16).

Смысл веры

Всякая надежда искреннего христианина основана не так на благовременной помощи Божьей в этой грешной жизни, как на будущем воскресении, когда он получит венец вечной жизни. Так и апостол Павел писал верующим собратьям о величайшей надежде христианина на свое воскресение: «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков». Следовательно, если не будет «воскресения мертвых, то и Христос не воскрес… А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... Поэтому и умершие во Христе погибли. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», – убеждает Павел (Библия. 1-е Коринфянам 15:13–20).

Пробуждение от смертного сна

Люди не имеют естественного бессмертия. Бессмертен один лишь Бог: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» (Библия. 1-е Тимофею 6:15–16).

Что касается смерти, то Библия называет ее временным состоянием небытия: «Ибо в смерти нет памятования о Тебе (Боге. – Прим авт.) : во гробе кто будет славить Тебя?» (Библия. Псалтирь 6:6. См. также Псалтирь 113:25; 145:3, 4; Екклесиаст 9:5, 6, 10). Сам Иисус, равно как и Его последователи, образно называли ее сном, бессознательным сном. А тот, кто спит, имеет шанс быть пробужденным. Так было и с умершим, а затем с воскрешенным (пробужденным) Лазарем. Вот что Иисус сказал Своим ученикам о его смерти: «Лазарь, друг наш, УСНУЛ; но Я иду РАЗБУДИТЬ его… Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Библия. От Иоанна 11:11–14) . Стоит отметить, что в данном случае нет никаких сомнений, что Лазарь именно умер, а не уснул летаргическим сном, так как его тело уже начало стремительно разлагаться после четырех дней в гробнице (См. От Иоанна 11:39) .

Смерть не является переходом к иному бытию, как полагают некоторые. Смерть – это враг, отрицающий всякую жизнь, которого люди сами по себе победить не могут. Однако Бог обещает, что как Христос воскрес, так и искренние христиане, которые умерли или умрут, воскреснут: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (Библия. 1-е Коринфянам 15:22–23) .

Совершенные тела

Как уже упоминалось, согласно Библии, воскресение умерших произойдет при Втором пришествии Иисуса Христа. Это будет видимое событие для всех жителей земного шара. В этот момент умершие во Христе воскрешаются, а те верующие, которые будут живы, преобразятся в нетленные совершенные тела. Всем им будет возвращено утраченное в Едеме бессмертие, чтобы уже никогда не разлучаться друг с другом и со своим Творцом, и Спасителем.

В этом новом состоянии бессмертия верующие не лишатся возможности иметь физические тела. Они будут наслаждаться тем телесным существованием, которое Бог планировал изначально – еще до того, как грех вошел в мир, когда Он сотворил совершенных Адама и Еву. Апостол Павел подтверждает, что после воскресения новое прославленное или духовное тело спасенных людей не будет нематериальным, но вполне узнаваемым телом, сохраняющим преемственность и сходство с тем телом, которое человек имел в своей земной жизни. Вот что он писал: «Как воскреснут мертвые? и в каком теле придут?.. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное…» (Библия. 1-е Коринфянам 15:35–46) . Тело воскресших Павел называет «духовным» не потому, что оно не будет физическим, но потому, что оно не будет больше подвержено смерти. Оно отличается от нынешнего лишь своим совершенством: на нем не останется следов греха.

В другом своем послании апостол Павел утверждает, что духовные тела воскресших верующих при Втором пришествии будут подобны прославленному телу воскресшего Спасителя: «Мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что ОНО будет СООБРАЗНО СЛАВНОМУ ТЕЛУ Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Библия. Филиппийцам 3:20–21) . То, каким было тело Иисуса после воскресения, можно понять из повествования евангелиста Луки. Явившийся ученикам воскресший Христос сказал: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Библия. От Луки 24:38–43) . Как видно, воскресший Иисус пытался заверить Своих учеников, что Он не дух. Потому, что дух не имеет тела с костями. А Спаситель имел. Чтобы окончательно развеять все сомнения, Господь предложил Его потрогать и даже попросил дать Ему поесть. Это лишний раз доказывает, что верующие будут воскрешены в нетленных прославленных, не подверженных старению духовных телах, которые можно будет потрогать. В этих телах будут и руки, и ноги. В них также можно будет наслаждаться пищей. Эти тела будут красивы, совершенны и наделены колоссальными способностями и потенциалом, в отличие от сегодняшних тленных тел.

Второе воскресение

Однако будущее воскресение истинно верующих в Бога умерших людей не является единственным воскресением, о котором говорит Библия. В ней также ясно говорится о другом – втором воскресении. Это воскресение нечестивых, которое Иисус назвал воскресением осуждения: «Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Библия. От Иоанна 5:28–29) . Также апостол Павел, однажды обращаясь к правителю Феликсу, сказал, «что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» (Библия. Деяния 24:15) .

Согласно библейской книге Откровение (20:5, 7–10) , второе воскресение или воскресение нечестивых произойдет не при Втором пришествии Христа, а спустя тысячу лет. По окончании тысячелетнего царства нечестивые воскреснут, чтобы выслушать приговор и получить должное возмездие за свои беззакония от милостивого, но в то же время справедливого Верховного Судьи. Тогда грех будет окончательно истреблен с лица земли вместе с нечестивыми, которые не раскаялись в злых своих деяниях.

Новая жизнь


Благая весть о первом воскресении мертвых во время Второго пришествия Христа – это нечто несравненно большее, чем только интересные сведения о будущем. Это живая надежда, которая становится реальной благодаря присутствию Иисуса. Она преобразует нынешнюю жизнь искренне верующих людей, придавая ей больше смысла и надежды. Благодаря уверенности в своей судьбе христиане уже живут новой практической жизнью для блага окружающих. Иисус учил: «Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Библия. От Луки 14:13, 14) .

Те, кто живет надеждой на участие в славном воскресении, становятся другими людьми. Они могут радоваться даже в страданиях, потому что мотивом их жизни является надежда: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Библия. Римлянам 5:1–5).

Без страха смерти

Благодаря воскресению Иисуса Христа христианин верит в грядущее воскресение мертвых. Эта живая вера делает нынешнюю смерть чем-то малозначительным. Она освобождает верующего от страха перед смертью, потому что также гарантирует ему будущую надежду. Вот почему Иисус мог сказать, что даже если верующий человек умрет, он имеет уверенность в том, что будет возвращен к жизни.

Даже когда смерть разлучает близких и родных среди христиан, их скорбь не наполнена безнадежностью. Они знают, что однажды в радостном воскресении мертвых они вновь увидятся. Тем, кто этого не знал, апостол Павел писал: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (Библия. 1-е Фессалоникийцам 4:13–16) . Павел не утешает своих братьев по вере тем, что их близкие умершие христиане живы или где-то находятся в сознательном состоянии, но характеризует их текущее состояние как сон, от которого они будут пробуждены, когда Господь сойдет с небес.

«Блаженны невидевшие и уверовавшие»

Обрести уверенность в надежде на собственное воскресение светскому человеку, который привык все ставить под сомнение, непросто. Но это не означает, что он лишен способности верить, потому что у него нет очевидных доказательств воскресения Иисуса Христа. Сам Иисус говорил, что люди, не видевшие воочию воскресшего Христа, не находятся в менее выгодном положении, чем те, кто Его видел. Апостол Фома выразил свою веру в воскресшего Спасителя только тогда, когда увидел Его живым, а Иисус на это сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Библия. От Иоанна 20:29) .

Почему могут уверовать невидевшие? Потому что настоящая вера приходит не от видения, но от действия Святого Духа на сердце и совесть человека.

В итоге стоит еще раз отметить, что вера христианина в то, что Христос воскрес, имеет смысл только тогда, когда он обретает надежду от Бога на свое личное участие в грядущем славном воскресении.

Имеет ли это значение лично для Вас?

"Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5:28–29).

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе - все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев .

Альбрехт Дюрер. Гравюра "Хор праведных" из серии "Апокалипсис" . Серия гравюр на эту тему была закончены в 1498 году, когда Германия переживала апокалипсические настроения

- Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище (Иез. 37:10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27:52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25:31–32).

Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5:28–29). Здесь сказано "все". Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность - это своя особая сущность.

- Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность - и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

- А какие у людей будут тела?

Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15:51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак - нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об обожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1:4, 11).

- А в каком возрасте будут воскресать люди - в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером - тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Пасхальное благовестие открывает истину – смерти нет! Но что мы знаем о смерти, о Воскресении, готовы ли к новой жизни, сможем ли существовать там, за гробом? На эти вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Перевезенцев – настоятель храма святителя Николая Чудотворца в деревне Макарово (возле Чернологоловки Московской области).

О смерти и воскресении трудно говорить. И трудность эта состоит в том, что слова, которые мы произносим, вроде бы нам знакомы и понятны, но то, что они для нас значат сегодня, каким смыслом мы их наполняем, зачастую мало имеет общего с тем смыслом, который в них вкладывает Церковь, опираясь на Священное Писание. И потому нам так трудно вместить в себя Пасхальное благовестие.

Слова нам понятны, но за ними стоит реальность, мало нам понятная. Для первых христиан и вообще христиан, просвещённых духом, эта реальность была не какой-то абстракцией, теорией, они это не в книжках прочитали – они это знали на своем опыте.

Здесь всё связано: трудно рассказать про смерть и воскресение, если каких-то других, самых простых, вещей мы не поймём. Вот спасение. Мы говорим: Христос – Спаситель. Но зачастую понимаем под этим спасение от невзгод, скорбей и печалей, болезней и страданий и т.д. И этот опыт, такой помощи Божьей, несомненно имеется у каждого из нас. Но ведь Христос пришел нас спасти от греха и от смерти как главного последствия греха.

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев

Христос принёс Благую весть людям, которые ощущали своё рабство греху как главную свою беду. «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7.24), – восклицает апостол Павел. Они ощущали неизбежность и тупиковость смерти. Неважно даже – более ты благочестив или менее – мы все умрём, и это конец. Мы тоже знаем, что всё умрём, но нас это как-то не очень беспокоит. Наша культура научилась с этим справляться разными способами, главным образом, переключая нашу тревогу и заботу на что-то более понятное и близкое.

Кто-то из наших современников сказал: «Мы все знаем, что умрём, но мало кто в это верит». И ведь это правда, потому что верить – это соотносить всю свою жизнь с тем, во что мы верим. Вера – это не просто знание о чём-то, а когда то, о чём мы знаем, стоит в центре нашей жизни, влияет на все стороны этой жизни. И в этом свете становится понятен завет отцов: «Помни о смерти», хотя многим сегодня, наверное, более близок один из психотерапевтических принципов: «не чеши там, где не чешется». Помнить о смерти, это не значит сделать свою жизнь более скованной, тревожной и невротичной, а это значит сделать ее более глубокой, серьезной и ответственной. Это понимали еще древние. Известны слова Цицерона «Смысл занятий философией – подготовка к смерти» и Сенеки «Только тот человек воистину наслаждается жизнью, кто согласен и готов оставить ее». Ту же мысль выразил святой Августин: «Только перед лицом смерти по-настоящему рождается человек».

Эта страшная реальность, о которой мы вроде знаем, часто приходит неожиданно. Совершенно по-разному можно жить: зная, что за всё мне придётся дать ответ, или не зная, не желая этого знать. По-разному можно жить, зная, что нас ждёт вечность и нужно подготовиться к ней, или мы подобны растению, которое расцвело и тут же увяло.

Любая настоящая религия ставит перед собой только один вопрос – преодоление смерти. Разные религии по-разному решают его, но это самый главный вопрос: как её преодолеть, не оказаться в её когтях, как человеку наследовать вечность.
В этом смысле понятно Пасхальное благовестие, оно об этом: смерти нет. Смерть уничтожена – не в смысле физиологическом, биологическом. Нет, в этом смысле все по-прежнему, и прав поэт: «Смерть и время царят на земле».

Чтобы уничтожить смерть как физическую реальность мира сего, надо было бы уничтожить сам этот мир.

Но в том то и дело, что современники Христа понимали то, что сегодня сокрыто от нас: смерть состоит из двух частей. Есть реальность физиологическая, а есть духовная реальность. И в этой реальности смерть есть отделение от жизни, Владыкой которой, источником которой, является только Бог. Можно быть мёртвым при жизни, и живым, пройдя через смерть. В этом главное откровение. У тебя может всё быть благополучно, ты можешь быть здоров, но если ты повёрнут спиной к жизни, к Богу, если твоё существование сводится исключительно к биологическим функциям, ты существуешь, но живёшь ли? А другой человек может умереть, но не прервать эту связь с Богом, жизнью. В этом смысле Пасха – это напоминание о той реальности, которая есть теперь у каждого человека и которой никто не избежит – хочет он или не хочет, верит или не верит, но после смерти – новая жизнь, воскресение. Вопрос лишь в том, насколько мы к этой жизни готовы.

Не будет тех, кто не воскреснет – воскреснут все. Не будет тех, кто не встретится со Христом, Воскресшим, Любящим каждого человека. В этом смысле не будет ни рая, ни ада, эти конструкции во многом умозрительные, не новозаветные. Церковь благовествует, что Христос пришёл для того, чтобы разрушить ад. Нам часто кажется, что человек, который плохо жил, окажется в таком месте, где ему будет неуютно, а может, даже и мучительно, нехорошо. А те, кто жил правильно, тому и будет хорошо.

Но картина, которая после Пасхи, совсем другая. Не будет этих двух комнат, будет одно место, где мы предстанем пред Богом, но кому-то там будет хорошо, а кому-то – не очень, а кто-то совсем не сможет там остаться – о чём апостол Иоанн Богослов говорит как о второй смерти (Откр. 20.6).

Из нашего опыта земного мы можем понять, о чём идёт речь. Можно представить это в виде метафоры: человек мечтал оказаться в горах, в замечательном месте, где несказанно красиво, долго к этому готовился, посещал альпинистские занятия, тренировался, поднимался на разные вершины, научился пользоваться специальным снаряжением, изучал карты, доверял проводнику.

Во время подъёма было непросто, дул ветер, было опасно…И вот он добрался, ему там хорошо, он прошел акклиматизацию, подготовился. А другого перенесли на вертолёте и высадили. Они сидят рядом, на одном месте, но одному хорошо, потому что он к этому готов, а другому мучительно больно, потому что совершенно не готов. Один – в раю, другой – в аду, но они рядом.

Мне кажется, что это намного страшнее, чем рассказы о сковородках с чертями, потому что когда сковородки, то у нас есть ощущение, что ну ладно, помучают, но не вечно же, надоест же. А здесь что? Ты – там, а время кончилось. Если почитать Евангелие, то мы увидим, что Христос почти постоянно об этом говорит. Притча о десяти девах: пойдите купить – поздно… Самое страшное слово – поздно.

Я могу своим добром твоё сердце согреть, но сделать его таким же не могу, ты можешь пойти, потрудиться и сделать его таким, но для этого нужно время, иначе завтра его может не быть.

Я убеждён, что ничего про жизнь человека мы не поймём, если не посмотрим на эту жизнь с точки зрения вечности, с точки зрения смерти. А если смотрим с этой точки, то всё выстраивается правильно. Люди говорят: ну, неужели Бог не простит? Он же воскрес, Он добрый. Конечно же, простит. Он хочет, чтобы все спаслись, чтобы «пришли в познание истины», по апостолу Павлу. Он хочет, но вопрос в том, сможем ли мы этим воспользоваться.

Пасха – это напоминание о том, что врата вечности открыты, Он нас там ждёт. Но если мы будем делать вид, что нам там ничего не надо, что самое главное у нас здесь, на земле, то это будет страшная катастрофа для нас. Апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». А дальше он продолжает: «если вы только в этой жизни надеетесь на Христа, то вы несчастней всех человеков» (1 Кор. 15.17,19).

Если вы надеетесь на Христа только потому, что Он может помочь в этой жизни – сделать вас здоровыми, богатыми или счастливыми, то вы несчастнее всех человеков. Говорят: «почему несчастней? У нас такой помощник, как хорошо! У язычников какие-то Зевс, Аполлон – что они могут? А у нас Христос – Владыка мира…». Да, мы можем устроить как-то свою жизнь, чтобы на столе был кусок хлеба, над головой крыша, чтобы не болели зубы, но если мы забываем о вечности, то будем страшно потом разочарованы.

Еще пример: человек плывёт на корабле и догадывается, что корабль не доплывёт до берега. Ему говорят: вот здесь плот, спасательные жилеты. Но в то же время здесь уютно, можно даже пересесть из каюты третьего класса в каюту второго – надо только постараться. Тут ресторан, тут музыка, красивые молодые люди, интересные беседы – жизнь идёт. Да и плот можно перевернуть и сделать из него стол. Но когда нам понадобится плот, окажется, что мы не умеем им пользоваться, и мы несчастнее всех человек или попросту глупцы. Имея такое сокровище, не поняли, для чего оно нужно.

Апостол напоминает, что воскресение Христово – об этом, что «мы здесь пребывающего града не имеем, а вечного взыскуем» (Евр. 13.14). Там нас ждёт радость встречи со Христом, но если мы к этой встрече не подготовимся, то это будет очень страшно для нас. «Страшно впасть в руки Бога живаго» (Евр. 10.31).

Пасха отзывается в наших сердцах ликующей радостью, но она напоминает ещё и о нашей ответственности за то время, которое нам Бог отпускает, за то, чем мы будем это время наполнять. И только помня о смерти, можно подготовиться к вечности.

Подготовила Мария Строганова

2012. Апокалипсис от А до Я. Что нас ждет и как к этому подготовиться Марианис Анна

«ВСЕ МЕРТВЫЕ ВОСКРЕСНУТ»

«ВСЕ МЕРТВЫЕ ВОСКРЕСНУТ»

Еще одна загадка Библии – это слова о том, что Страшный суд будет совершаться не только над живыми, но и над мертвыми. И что «все мертвые воскреснут».

Эту фразу о воскресении мертвых можно понимать по-разному. Философ Н. Федоров мечтал о физическом воскрешении умерших, не зная, что им и так в скором будущем суждено будет прийти на физический план бытия – в следующих перевоплощениях.

Кроме того, мертвые воскресают в том смысле, что в мире ином вновь возвращаются к разумному бытию, но уже в своих тонких телах. И их существование на Тонком плане бытия тоже обусловливается законом кармы. Что человек заслужил во время своей земной жизни, то он и получит в посмертии.

Кстати, во время судебного процесса над новоявленным «пророком» Григорием Грабовым выяснилось, что «воскреситель» – по его собственным словам, во всяком случае, – на самом деле будто бы обещал избранным счастливчикам «воскрешение» не в физическом, а в тонком теле, т.е. воскрешение в мире ином! Но отчаявшиеся и удрученные горем люди упорно считали, что Грабовой способен воскресить их умерших близких именно в физическом теле… Как бы то ни было, «пророк» явно перестарался: те, кто ушел из жизни, и так воскреснет в мире ином без чьей-либо помощи. Таковы извечные и справедливые законы природы!

Не верящим ни в какие посмертия скептикам напомним, что в наше время возможность существования разумной жизни в небелковых формах и реальность посмертного бытия сознания признается многими учеными.

Так, философ-космист К. Э. Циолковский, разделявший теорию многомерности Вселенной и существования иных, более разреженных, чем физическая, форм материи, был уверен в том, что «… мы – плотные существа – окружены кадрами не только таких же плотных (…) но и кадрами существ эфирных, число которых бесконечно, как бесконечно прошедшее время». Свое отношение к посмертному состоянию сознания Циолковский выразил в полном согласии с древнеиндийскими представлениями о жизни и посмертии:

«На жизнь я смотрю, как на сон. С прекращением его начинается непостижимая жизнь. Она и сейчас есть, но как днем свет звезд заглушается ярким светом солнца, так и эта вторая, непостижимая жизнь может открыться только с прекращением грубого материального света нашей жизни».

К. Э. Циолковский. Нирвана

Крупнейший нейрофизиолог мира, Джон Экклз, еще в 1970 году в одной из своих работ писал, что душа является особой бестелесной сущностью и может приводить в движение такое материальное устройство, как тело. Мозг же, по мысли ученого, является лишь детектором тех влияний, которые дух оказывает на тело, вызывая изменения в системе материи и энергии.

Директор Санкт-Петербургского института мозга Н. П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» также сделала вывод о способности сознания-души существовать независимо от мозга и физического тела человека:

… живет ли тело без души – ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично – не живет. А вот душа без тела живет, или живет то, что может быть соотнесено с понятием души» .

Я. Я.Бехтерева. Магия мозга и лабиринты жизни

Один из ведущих российских ученых академик В. П. Казначеев отмечал:

«В клетках живого существа сосуществует с ними вторая форма жизни, и она, эта форма, полевая! Полевая форма жизни – это такая организация материально энергетических потоков, когда идет сохранение и накопление информации на уровне микрочастиц, микрополей. Такой полевой сгусток может воспроизводить, сохранять и умножать информацию, он связан с другими материальными телами как активное образование, способное вписываться в другие образования и воздействовать на них, на окружающее пространство» .

В.П. Казначеев. Феномен человека: космические и земные истоки

В Агни Йоге говорится, что, помимо физического тела, в организме человека есть не видимый обычным зрением тонкоматериальный (похожий на сгусток энергии) субстрат, называемый тонким телом. После смерти физического тела человека его бессмертная неуничтожимая душа-сознание (также имеющая тонкоэнергетическую природу, напоминающую плазменное состояние материи) покидает отжившую физическую оболочку, перемещается в тонкое тело и продолжает разумное бытие на Тонком плане Земли. Позднее, для продолжения своего развития, развоплощенная душа- сознание индивида вновь воплощается на земном плане в новом физическом теле – это и есть суть круговорота перевоплощений, о котором издавна знали на Востоке. Так эволюционируют в течение тысячелетий души-сознания всех людей Земли.

Что же представляет собой самый загадочный период бытия человеческой души – период ее существования в Тонком мире, между воплощениями на земном плане? Тайна посмертия раскрывается в Агни Йоге во всей своей полноте. Не будем отнимать у читателя возможность самостоятельно познакомиться с учением Живой Этики о посмертном бытии сознания.

Упомянем лишь, что, согласно Живой Этике, астральный план, в котором пребывают между земными воплощениями души-сознания людей, имеет разные слои. Разные и по своей светоносности, и по условиям существования в них человеческих сознаний. После смерти астральные тела людей переходят на иной план существования вместе с кармой и аурой, которые были у них в течение всей земной жизни. Моральная сущность человека при этом не меняется, а только усиливается в своем выражении. «Человек переходит в Тонкий мир со всеми своими пороками и добродетелями, именно, он вполне сохраняет свой характер», – писала Е.И. Рерих. Существенная разница в условиях земного и астрального бытия состоит в том, что на Земле и высоконравственные, и порочные люди живут рядом друг с другом (что весьма негативно отражается на первых). В Тонком мире же души-сознания людей, облеченные в астральные тела, распределяются по слоям этого мира в соответствии с качествами их аур. Критерием этого посмертного разделения служит все тот же принцип светотени.

Перевоплощение: после смерти физического тела сознание-душа человека перемещается в тонкое тело и в перерыве между воплощениями пребывает на Тонком плане бытия. Затем тонкое тело сбрасывается, и сознание-душа вновь воплощается на земном плане бытия.

«Как и на Земле, импульсы и желания – налицо, только энергии их моментально увлекают тонкое тело в созвучное им окружение. (…) Борьба сильна между притяжением полюсов Света и тьмы. Победителю путь открыт кверху, побежденному своими желаниями – вниз, если желания низкие», – отмечается в «Гранях».

Грани Агни Йоги

Соответственно, в посмертии астральные тела людей с темными аурами оказываются в низших слоях астрала, наполненных низковибрационной, тяжелой энергетикой их же собственных аур. Люди со светлыми аурами, переходя после смерти в мир иной, оказываются в высших слоях астрала, светлых и прекрасных. Существующие в религиях понятия ада и рая отражают реальное положение вещей, правда, выраженное в символических образах. В зависимости от кармических наработок каждого человека и от качеств его ауры посмертное бытие превращается для него или в светлое и радостное существование, или в «плач, стон и скрежет зубовный».

Однако, если верить священным писаниям, и для душ, переступивших границы земного бытия, настанет Страшный суд. Как же будут «судимы» те, кто существует не на земле, в физическом теле, а в мире ином, в своей тонкоматериальной оболочке – астральном теле?

Зная основные закономерности влияния космических энергий на тонкие тела, можно предположить следующее.

Новые космические лучи, действие которых, собственно, и произведет на планете апокалиптические перемены, будут воздействовать не только на физической план Земли. Их сила распространится на все формы материи, присутствующие на нашей планете, в том числе и на все миры, или планы бытия, сосуществующие с физическим планом. Астральное тело имеют все люди – и те, кто живут на земном плане, и те, кто пребывает в астральном мире планеты, в перерывах между воплощениями. Новая энергетика Космоса оказывает влияние в первую очередь на тонкие тела человека. Если астральное тело кого-либо «отемнено» негативными мыслями и чувствами, а его кармические накопления «висят» в его ауре в виде отрицательного энергоинформационного потенциала, то, где бы ни находился в данное время индивид – на земле или в мире ином, – его астральное тело не сможет переработать новые космические лучи. Ткани тонкого тела начнут разлагаться под их влиянием. Мало того что этот процесс причинит «развоплощенцу» с негативной кармой поистине адские страдания. Если количество прегрешений, совершенных им в течение всех его жизней, окажется слишком велико, он может потерять право на дальнейшие воплощения на земном плане нашей планеты. В «Гранях Агни Йоги» говорится о том, что души людей, сознательно служивших злу, т.е. людей особо эгоистичных и беспринципных, запятнавших себя наиболее циничными и жестокими преступлениями, перестанут воплощаться на земном плане Земли и будут вынуждены перейти в астральные сферы Сатурна. Именно там, в атмосфере тяжелых энергий, эти погрязшие в пороках души-сознания будут искупать свои кармические порождения. В записях Б. Абрамова о будущем приверженцев сил зла говорится:

«Те, кого в древних писаниях называют сынами погибели, связаны тоже со своим отцом, но отец их от тьмы, а сфера притяжения – бездна и планета – Сатурн. В Эпоху, наступлению которой будет предшествовать последнее разделение человечества, сыны тьмы Землю покинут, влекомые магнитным притяжением полюса тьмы. Им уготован Сатурн. Земля, освобожденная от их присутствия, создаст для человечества совершенно иные условия жизни, когда для активного зла возможности проявляться не будет. И будет тогда мир на Земле и в человеках благоволение. И братство народов и братство людей станут реальным явлением жизни земной».

Грани Агни Йоги

На Земле же будут эволюционировать, воплощаясь на ее физическом плане (а в перерывах между воплощениями пребывая в Тонком мире), только люди, не утратившие способность к духовному развитию. Конечно, это вовсе не значит, что на Земле останутся лишь праведники – таковых на нашей планете во все эпохи было не особенно много, прямо скажем. Большинство людей как были, так и останутся несовершенными – для того нам и дана жизнь на этой планете, чтобы эволюционировать и совершенствоваться. Смысл этого космического «отбора» в другом – в том, чтобы «увести» с планеты сознательных служителей зла, которые мало того, что сами не могут и не хотят совершенствоваться, но еще и мешают это делать другим.

В итоге самые темные и порочные души-сознания не будут больше ни воплощаться на физическом плане Земли, ни отравлять низшие слои астрала своими излучениями – в перерывах между воплощениями. Вот тогда на Земле действительно не станет плохих людей.

При этом, как представляется, численность «населения» Тонкого мира планеты, в отличие от земных жителей, особенно не пострадает: абсолютно плохих людей, как уже говорилось, на свете все-таки не так много, а катаклизмы и эпидемии развоплощенным душам обитателей иного мира не страшны.

Из книги Имя мое легион автора Климов Григорий Петрович

Глава 19 Когда просыпаются мёртвые Что вы ищете живого между мертвыми? Лука. 24:5 В домике по переулку Энтузиастов No 22, что при игре в очко означает перебор и где жили Миллеры, однажды появилась милиция с обыском. Все чин чином – с понятыми и свидетелями. Руководил обыском

Из книги Человек неведомый: Толтекский путь усиления осознания автора Ксендзюк Алексей Петрович

Из книги Бессмертие. Как его достичь и как избежать автора Гонсалес Алекс Рон

Звезды - живые и мертвые Мысли о жизни, смерти, а тем более о бессмертии не так уж часто отягощают ум нормального среднестатистического человека. И это вполне понятно. Если бы было иначе, такой человек не мог бы считаться нормальным и среднестатистическим. А чтобы

Из книги XX век. Хроника необъяснимого. Феномен за феноменом автора Прийма Алексей

Из книги Смерть в сновидениях автора Ноар Кейла

МЕРТВЫЕ ДЕТИ? Или еще одно сообщение. Его прислал Андрей Толстых из Белгорода, что на Украине. В своем письме он, в частности, отмечает: «У меня нет причин не верить автору этого жутчайшего рассказа женщине, очень пожилой, скромной и набожной».Необычное вторглось в жизнь

Из книги Феникс или возрождённый оккультизм автора Холл Мэнли Палмер

Мёртвые Живая мёртваяАвтор: Аноним, 25.8.2002Снилос мне вот что: Вижу я себя со своиеи маленкой сестрой в каком то доме, незнакомом доме, будто бы с нами йивет jzеншина незнакомая мне но она мёртвая, и в тот момент Gивая но уйе полуразлойившаяся, то ест я видела еие как она ходила

Из книги Трактат о Явлениях Ангелов, Демонов и Духов автора Кальме Огюстен

КОГДА МЕРТВЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ Противники веры в то, что умственные способности человека переживают разложение его физического тела, заявляют в качестве доказательства смертности, что мертвые не возвращаются. Явления спиритизма не принимаются материалистами как

Из книги Вы – ясновидящий! Как открыть третий глаз автора Муратова Ольга

ГЛАВА XII Мертвые, хрюкавшие в гробах как свиньи и грызшие свое тело Германии весьма распространено было мнение, что некоторые мертвецы хрюкают в гробах, как свиньи, и едят все, что им попадает в рот.Немецкий писатель Михаэль Рофф (Rauff) написал сочинение под названием «De

Из книги "Зависшие" между мирами: cамоубийство, эвтаназия, кровная месть автора Медведьев Потап Потапович

ГЛАВА XIV Действительно ли вампиры мертвые? Некоторые считают рассказы о вампирах делом фантазии, обольщения или болезни, известной еще со времен древних греков под названием????????, или сумасшествие (Tobsucht) и при помощи ее хотят все явления вампиризма объяснить. Но они не

Из книги Тайны загробного мира. Духи, привидения, голоса автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Мертвые на обочине Следующий сон-катастрофа. В апреле 2004 года вижу, как я, сидя за рулем автомобиля, управляю им и с кем-то беседую, мы очень приятно проводим время за разговором, едем по прямой ровной дороге и вдруг впереди видим много людей, особенно мужчин, которые лежат

Из книги автора

Глава 1. Мёртвые и покойники Б. Гребенщиков: «В Петербург приезжала тибетская шаманка Лхамо, которую я знал еще по Катманду. И мы с ней чуть-чуть общались. Я расспрашивал её о массе вещей, которые меня всегда интересовали. Поскольку в нее ежедневно вселяется богиня, то у нее

Из книги автора

«Живые» и «мертвые» Как уже говорилось в этой книге, ученые, серьезно занимающиеся изучением явлений и феноменов, связанных с потусторонним миром, особо выделили два типа привидений: «живые» и «мертвые». Первых относят к энергетическим явлениям, а вторые - к

Вопрос священнику. Все ли воскреснут?

Меня очень интересует вопрос: все ли воскреснут? В церковнославянском тексте первого псалма пророка Давида говорится: «Сего ради не вокреснут нечестивии на Суд», а в русском переводе (Синодальном): «Потому не устоят нечестивые на суде». Как это понимать? Каково учение Церкви: все ли воскреснут или нет?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Вера во всеобщее воскресение умерших является догматом Православной Церкви. Основание этого догмата нетрудно отыскать в Священном Писании. Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31-32). «Все народы» — это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,— абсолютно все.

В Своей земной жизни Христос не однажды разговаривал с саддукеями, представителями эллинизированного иудейства, которые формально исповедовали религию предков, однако многие положения ее отбрасывали, считая устаревшими. Отвергая возможность всеобщего воскресения, саддукеи задавали Христу провокационные вопросы, пытаясь доказать логическую несостоятельность веры в воскресение. Отвечая им, Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Еще яснее Христос говорит о всеобщем воскресении после исцеления расслабленного при иерусалимской купальне Вифезда: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав оживут… наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 25-29).

Христос убеждал народ в неизбежности всеобщего воскресения не только словами, но и реальными событиями. Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9, 18-26), сына Наинской вдовы (Лк. 7, 11-17) и особенно Лазаря (Ин. 11, 1-46) были в этом отношении подтверждающими примерами. Если в отношении первых двух случаев еще могли возникнуть сомнения (тяжелый обморок, летаргический сон), то в воскрешении Лазаря, тело которого после четырех дней, проведенных в гробу, начало разлагаться, никаких сомнений быть не могло. Церковь оценивает это чудо именно как совершенное для подкрепления веры в грядущее всеобщее воскресение. Тропарь Лазаревой субботы начинается словами: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…».

Апостол Павел, которому пришлось проповедовать Евангелие среди язычников, приложил немало усилий к тому, чтобы убедить их в реальности всеобщего воскресения. Достаточно привести один фрагмент из его послания Коринфской общине: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?.. если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 12-26).

Догмат о всеобщем воскресении является основным вероучительным принципом христианства. В Символе веры , окончательно принятом на Втором Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: «Чаю воскресения мертвых».

Слова первого псалма в славянском переводе «сего ради не воскреснут нечестивии на суд» следует понимать так, что нечестивые не воскреснут к вечному блаженству, их вечность будет вечностью с отрицательным знаком. Русский перевод «не устоят (то есть не оправдаются) нечестивые на суде» более точен. В эпоху Ветхого Завета истина о всеобщем воскресении не была известна человечеству, хотя и была уверенность в бессмертии человеческой души. Существовало представление о шеоле — безрадостном месте вечного пребывания человеческих душ, причем разницы в посмертной судьбе праведников и грешников практически не было. Однако и в эту эпоху некоторые пророки обретали знание о грядущем воскресении. Целый ряд таких пророчеств находится в Псалтири. Царь и пророк Давид знает о грядущем воскресении: Возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоилась в уповании; ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Пс. 16, 9-10). Но самое поразительное пророчество о грядущем воскресении принадлежит Иову. Лишившийся всего, пораженный проказой, обличаемый женой, не находящий сострадания у любимых друзей, Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей! (Иов. 19, 25-27).